Крымскотатарский вопрос уже давно превратился в хроническую проблему, не имеющую разрешения.
Какие бы инициативы Киев не выдвигал, какого бы примирительного дискурса не придерживались российские дипломаты и общественные деятели, лидеры крымских татар (лидеры Меджлиса — ред.) намеренно не откажутся от бесконечных претензий в адрес Киева и от враждебной идеологии в адрес Москвы.
Об этом рассуждает в Сегодня.Ру Владислав Гулевич.
Всё дело в характере властных полномочий крымскотатарского меджлиса. Задуманный как этническое правительство крымских татар, дублирующее функции центральных властей, меджлис служит несговорчивым посредником между крымскотатарской общественностью и Киевом.
Меджлис монополизировал роль толкователя рядовым крымским татарам всех региональных проектов и инициатив, выдвигаемых украинским или российским правительством.
Зарубежные партнёры меджлиса будут оказывать ему поддержку ровно до тех пор, пока меджлис будет выполнять отведённую ему задачу — способствовать разделению крымскотатарского и славянского населения полуострова. Как только меджлис реально возьмётся за налаживание конструктивных связей со своими оппонентами, его ценность в глазах иностранных политиков сразу же упадёт.
Единственное исключение — тактический союз меджлиса с украинскими националистами. И те, и другие ратуют за вступление Киева в ЕС и НАТО. И те, и другие требуют сохранения статуса государственного языка только за украинским… и вообще противостоят идее Русского мира.
Лидеры меджлиса не раз подчёркивали, что они — гарантия для Киева от русского сепаратизма. Украинские националисты не раз подчёркивали, что крымские татары — их союзники в борьбе с «москалями».
Последние предложения — внести изменения в учебники истории Украины, убрав оттуда неприятные факты о политике Крымского ханства в отношении Руси, и о торговле славянскими рабами.
Предлагается акцентировать внимание на тех исторических событиях, когда запорожские казаки и крымские татары выступали вместе против общего врага, и, таким образом, идеологически ещё глубже инкорпорировать крымских татар в украинский националистический дискурс на уровне исторической науки.
На данный момент националистические партии находятся в оппозиции к правящей Партии регионов. Украинская оппозиция, как известно, опирается на поддержку Запада. Крымскотатарский меджлис, в структуре которого имеется даже Отдел по внешним связям, также пользуется поддержкой западных политиков.
Следовательно, мы имеем прочную политико-идеологическую связку: Запад — украинская оппозиция — крымскотатарский меджлис, что выражается в вовлеченности западных государств и в сферу отношений между оппозицией и Партией регионов, и в отношения Партии регионов, как правящей политической единицы, с крымскими татарами.
Эти вопросы взаимосвязаны. Пример: как только Чехия приютила у себя нескольких украинских оппозиционеров, следующим шагом стала активизация Праги на крымскотатарском направлении.
Президент Чехии на встречу с главой меджлиса Мустафой Джемилёвым в апреле 2013 г. надел галстук с тамгой, и заверил, что успехи Киева на пути евроинтеграции будут зависеть от решения крымскотатарского вопроса. Чешский журнал «NAVÝCHOD» («На Восток») Института славянский и восточно-европейских исследований по предварительной договорённости с представителями меджлиса посвятит крымским татарам отдельный выпуск.
Ещё примеры: бурная демократическая риторика Австрии и Польши об отношениях партии власти к украинской оппозиции предшествовала активизации Вены и Варшавы в крымскотатарском вопросе. Посол Австрии на Украине Вольф Дитрих Хайм на встрече с главой меджлиса Мустафой Джемилёвым уверил последнего в готовности Вены озвучивать крымскотатарский вопрос на европейском уровне, способствуя его разрешению.
В Польше организация «Борющаяся Солидарность» обвиняет правительство Виктора Януковича в притеснении крымских татар… и выдвигает идею политического союза Польши с крымскотатарским национальным движением.
Характерно, что «Борющаяся Солидарность» была основана в далёком 1982 году во Вроцлаве, как подпольное антикоммунистическое движение, идеологически опиравшееся на наследие польского «прометеизма» — геополитической концепции Юзефа Пилсудского, предусматривавшей раскол сначала Российской империи, а затем и СССР вдоль «национальных швов».
В начале 1990-х «Борющаяся Солидарность» оказывала помощь националистам Украины, Молдавии, Грузии, Казахстана, Латвии, Литвы, Прибалтики, Грузии. После распада Советского Союза «прометеизм» стали примерять уже к послесоветской России, поэтому внимание «Борющейся Солидарности» к крымским татарам вполне объяснимо.
В Польше из потомков переселившихся в XV-XVI вв. выходцев из Золотой Орды и Крымского ханства сложилась особая этнографическая группа населения — т.н. польские татары. Переселенцы шли на службу к польским и литовским князьям, и всегда верно служили Речи Посполитой. Достаточно сказать, что классик польской патриотической литературы Генрик Сенкевич — выходец из польских татар, как и ряд польских офицеров, отличившихся в различных войнах.
Этот исторический факт польские публицисты обыгрывают в пропагандистском ключе. В журнале «Ежегодник польских татар», который издается под патронажем центрального Совета Союза татар Речи Посполитой в Гданьске, звучат в адрес России обвинения в шовинизме и империализме.
Сам татарский вопрос в Польше политизируется намеренно. Поскольку польские татары за редким исключением уже давно перешли в католичество и у немногих из них сохранились татарские имена и фамилии, их политическое самосознание уже давно стало польским. Поэтому представители Союза татар Речи Посполитой предпочитают встречаться только с лидерами меджлиса, и поддерживают его любые антироссийские начинания.
Забавно, что понятие «польские татары» относится к татарам, проживающим в современной Польше (5000 чел.). Более точное название этой категории населения — польско-белорусские татары (иногда — польско-литовские).
Дело в том, что татары расселялись на землях современной Белоруссии и Литвы. После распада Речи Посполитой эти татары оказались в составе другого государства — Российской империи. Как результат, кроме польских татар, существуют белорусские и литовские татары, причём больше всего татар проживает как раз не в Польше, а в Белоруссии (более 7000 чел.).
Но татары Польши чтят только тех татар, кто выступал на стороне Варшавы против России (эскадрон литовских татар в армии Бонапарта, Лавуд Чаинский, участник польско-советской войны 1920 г. и т.д.). Молчанием обходится факт существования в Российской империи с 1797 г. Литовско-татарского конного полка, как и биографии генерала Белой армии Якова Юзефовича или Искандера Тальковского.
В угоду политической конъюнктуре лидеры польских татар вкупе с меджлисом выдают на-гора усечённую версию истории польско-белорусских татар (для внутреннего потребления своей политической пастве), и потому из польско-белорусских татары превращены в исключительно польские.
К сожалению, тактика меджлиса — это прямой путь к социальной дестабилизации и расслоению общества по этнонациональному признаку (славяне-христиане/крымские татары-мусульмане).
Остроты добавляет тенденция к политизации ислама на полуострове, где официально православные располагают большим количеством зарегистрированных религиозных объединений (40%).
Крымские татары располагают 28% зарегистрированных мусульманских общин, но, если учесть 600 неофициальных исламских групп, действующих в Крыму, мусульмане либо сравняют счёт с православными, либо превысят их количеством своих организаций. И в последнее время мусульманские группы всё чаще обращаются к политическим вопросам, вплоть до гипотетического создания крымскотатарского государства.
Радикализация ислама неизменно ведёт к радикализации крымскотатарской уммы. Сам по себе крымскотатарский ислам довольно мягок и обладает светскими чертами. Но с появлением радикалов (в том числе, в 1990-е гг. — из Чечни) в крымскотатарский ислам начали проникать радикальные настроения.
Открытая идеологическая работа на полуострове организации «Хизб-ут-Тахрир» (признана террористической и запрещена в России и ряде других стран) тоже вызывает опасения. Факт гибели в Сирии 20-летнего крымского татарина (воевал в составе банд прозападных исламистов против Башара Асада) ещё больше настораживает, тем более что представители «Хизб-ут-Тахрир» заявили, что не будут отговаривать своих верующих от участия в «джихаде» против Дамаска.
Но западные аналитики в радикализации крымскотатарского ислама обвиняют… Россию! Дескать, российские спецслужбы намеренно радикализируют крымских татар, чтобы получить повод к наступлению на эту этническую группу.
Радикальная крымскотатарская молодёжь от 17 до 36 лет уверена, что создать своё государство ей вполне под силу уже в ближайшие 20 лет. Но на каких идеологических основах будет покоиться эта государственность? Отнюдь не на конструктивных…
Не случайно эксперты отмечают, что для выстраивания нормального диалога русскоязычных крымчан с крымскими татарами, необходимо, прежде всего, покончить с монополией меджлисовцев на роль посредников между крымскими татарами и остальным миром.
Актуально информирование крымскотатарского населения о том, что у русских и татар в пантеоне национальных героев есть общие имена (запорожский атаман, сторонник единения с Москвой Тарас Трясило (он же Гассан Трасса), участник войны 1812 года генерал-майор Кая бей Балатуков, просветитель Исмаил Гаспринский, Крымскотатарский конный полк в составе Русской Императорской армии XVIII в. и т.д.).
И давным-давно пора указать западным державам на недопустимость вмешательства в межэтнические процессы на Украине, включая крымскотатарский вопрос. Это сродни тому, как если бы Киев взялся курировать процесс возвращения в южные штаты США, отторгнутые от Мексики в ходе войны 1846-1848 гг., мексиканского населения.
Наконец, ситуация изменится, когда в Киеве поймут, что геополитическая выживаемость Украины зависит не от симбиоза крымскотатарского движения с украинским национализмом, а в отторжении национализма и поиске в крымскотатарской среде здоровых сил, готовых к диалогу без оглядки на меджлис.
Владислав Гулевич
Источник: http://www.segodnia.ru