В один из последних дней января Институт стран СНГ в Республике Крым Институт стран СНГ в Республике Крым собрал в своей симферопольской штаб-квартире крымских русских, украинцев и крымских татар, (а также граждан Москвы, Стамбула и города-героя Севастополя) — тут прошел «круглый стол» по вполне актуальной теме «Крымские татары и Россия: пути интеграции».
Целью заявленного мероприятия было обсудить положение дел в крымско-татарском сообществе полуострова и выслушать мнение авторитетных экспертов об оптимальных путях его интеграции в российский социум с учетом влияния исламского фактора.
На круглый стол были приглашены специалисты из Крымского федерального университета, представители федеральной и республиканской власти, а также крымскотатарских общественных и религиозных организаций.
Модераторами мероприятия в этот раз стали заведующий отделом исламских исследований Института стран СНГ Ильдар Сафаргалеев (г.Москва) и руководитель филиала Института в Республике Крым Андрей Никифоров (г.Симферополь).
После вступительного слова москвича И.Сафаргалеева, сформулировавшего собственно основной «коридор» обсуждения (кроме традиционных вопросов обустройства и исламского возрождения крымских татар), именно как обсуждение проблемы интеграции данного этноса в российский социум, с ответным выступлением к участникам «круглого стола» обратился А.Никифоров. Он призвал экспертов к активному общению, а также выразил надежду, что данный «круглый стол» станет частью в перспективе целого цикла подобных площадок и встреч.
Дилявер Османов, завотделом информационно-аналитического обеспечения Государственного комитета Республики Крым по делам национальностей, пришел на «круглый стол» не с пустыми руками, а буквально «на картах и схемах» доложил обстановку с упоминанием конкретных бюджетных сумм и направлений работы представляемого им профильного органа власти.
Резким в оценках и вполне уверенным в собственных доводах был интеллектуал Васви Абдураимов, глава правления ОО «Милли Фирка». В частности, В.Абдураимов настаивал, что даже нынешней нормативной базы, наработанной за последний «российский» календарный год Крыму и в России в целом достаточно, чтобы были реализованы многие, если не все, вопросы интеграции в многонациональное российское общество его соплеменников.
Ринат Шаймарданов, руководитель КРОО «Крымский институт стратегических исследований», поддержал сидевшего рядом коллегу. Он выступил с довольно-таки запоминающимся, вполне аргументированным, выступлением, суть которого можно свести к тому, что нынешние крымские власти пока проигрывают информационную войну за влияние на крымско-татарское сообщество.
Заинтересовали экспертов, особенно столичных, обилие фактов, цифр и реальных аргументов, связанных со сложными, подчас, уникальными ситуациями в межрелигиозных отношениях жителей полуострова, приведённые в сообщении Александра Селевко, руководителя отдела по делам религий и национально-культурных обществ Министерства культуры Республики Крым.
Сразу преодолев извечный вопрос «Кто виноват?», А. Селевко поведал уважаемой аудитории, что нужно сделать для реализации крымскими гражданами своих конституционных прав и свобод, в частности, их неотъемлемого права на отправление религиозного культа. Участники «круглого стола» посетовали, что до сих пор не восстановлен Комитет по делам религий при крымском Совмине.
Подошедший к «круглому столу» Надир Бекиров, бывший руководитель международной общественной организации (МОО) «Фонд исследиваний и поддержки коренных народов Крыма», предложил иной ракурс в рассмотрении темы «круглого стола», умозаключив, что словосочетание «интеграция с Россией» более логично применить ко всему Крыму. Во второй части своего выступления Н. Бекиров обосновал свое видение подходов и пути решения проблем в крымском мультикультурном обществе, как в течение «переходного периода», так и в перспективе.
Эксперт Андрей Мальгин, директор Центрального музея Тавриды (ЦМТ), сообщил, что он не будет говорить о «крымскотатарской проблеме», так как, по его мнению «это является частью общих проблем Крыма». Выступающий был озабочен становлением модели «Нового Крыма» как российского региона.
В продолжение общей дискуссий выступил Анатолий Филатов, доцент Крымского федерального университета, заместитель директора Института стран СНГ по науке. А. Филатов считает, что по чисто объективным факторам, крымские татары никогда так и не были интегрированы в украинское общество: Крымская АССР 1921-1945 гг. входила в состав РСФСР.
Знакомство крымских татар с державой началось с 1991-го. Однако по причине построения лидерами Украины унитарного националистического государства говорить о правах представителей нацменьшинств не приходилось, а слово «интеграция» и для крымских татар, и для крымских русских понималось в Киеве лишь как ассимиляция.
Другое дело — Российская Федерация с ее конституционно-государственным строем и политико-правовыми устоями, которые на практике дали возможность развитию национальных культур народов России. По мнению выступающего, крымские татары вполне могут брать пример с И. Гаспринского, раз и навсегда определившего себя, более ста лет назад, в ипостаси ревнителя Российской Империи, и, одновременно, правоверного мусульманина и крымскотатарского просветителя.
Гость из Турции Унвер Сель, председатель «Федерации крымскотатарских дернеков», говорил о возможности конструктивного российско-турецкого диалога. Несомненно, он бы имел самые благотворные последствия для развития крымскотатарского сообщества: и социально-экономической, и культурной сфер его жизни.
В режиме открытой дискуссии также вступили: симферопольцы Александр Бедрицкий директор Таврического информационно аналитического центра Российского института стратегических исследований (ТАН РИСИ) и научный сотрудник ЦМТ и один из «отцов» нашей республики Сергей Ефимов, москвич Алексей Кочетков из Фонда развития институтов гражданского общества, а также севастопольцы Владимир Соловьев и Александр Кочетков из дирекции филиала Института стран СНГ в городе-герое.
Участники работы «круглого стола» обменялись не только информацией и своими экспертными оценками по заданной теме. В ходе дискуссии произошел обмен контактами, наметились связи для дальнейшего взаимодействия его участников, направленного на решение выявленных проблем. В этом и заключается смысл подобного рода обсуждений. По крайней мере, именно на такой результат нацелена работа Крымского филиала Института стран СНГ.
Источник: http://www.kr-eho.info
Дополнительные материалы по теме:
Куда интегрируют крымских татар?