МЕРЗИЕ ХАЛИТОВА — крымскотатарский композитор, избравшая нелегкую творческую стезю — жанр классической музыки, которой отдает весь свой талант.
Произведения члена Национального союза композиторов Украины Мерзие Халитовой известны не только в Крыму, они исполнялись на ведущих сценах Киева, международных фестивалях. Ее колоссальный труд отмечен руководством Украины, она — Заслуженный деятель культуры Украины. лауреат премии Украины им.Лысенко, лауреат премии АРК. Мерзие ханум окончила Ташкентскую консерваторию (теоретико-композиторский факультет, класс профессора Г. Мушеля). Преподавала композицию в средней специальной музыкальной школе имени Р. Глиэра при Ташкентской консерватории. После переезда в Крым вела класс композиции в Симферопольском музыкальном училище имени П. Чайковского, работала музыкальным редактором на ГТРК «Крым», подготовила ряд программ об истории народных инструментов, творчестве известных крымскотатарских деятелей, таких, как Яя Шерфетдинов, Ильяс Бахшиш, Эдем Налбандов.
К 65-летней годовщине депортации крымскотатарского народа ею создана Третья симфония «Посвящение», впервые прозвучавшая на авторском концерте 20 мая в рамках Первого Всемирного конгресса крымских татар в Симферополе.
Премьерным 20 мая было и исполнение Концерта для трубы с оркестром «У подножия Демерджи», солист — заслуженный артист АР Крым Сейдамет Чалбаров. Также прозвучали уже знакомые зрителям: симфонические пьесы «Монумент Возрождение» (симфонический этюд, посвященный дружбе крымскотатарского, русского и узбекского народов) и Увертюра-фантазия, «Эпитафия» для виолончели с оркестром, солист — лауреат международных конкурсов Вадим Ларчиков.
В авторском концерте принял участие академический симфонический оркестр Крымской филармонии (главный дирижер — Игорь Каждан).
Произведения М.Халитовой Первая и Вторая симфонии, концерт для оркестра в четырех частях «Ожерелье городов Крыма», симфоническая поэма, увертюра-фантазия и другие прозвучали впервые в Украине в 1995 и 1999 годах совместно с Крымским симфоническим оркестром под управлением народного артиста Украины А. Гуляницкого.
Мерзие ханум Халитова — ищущий и глубоко чувствующий крымскотатарский композитор. Ее инструментальная палитра оркестровых произведений глубоко патриотична и весьма насыщена национальным колоритом. Она не просто использует крымскотатарские мотивы, но и обращается к истории своего народа, отражая его события, жизнь.
Симфония «Посвящение» выстроена в форме законченных эпизодов-картин, соединенных тремя хоралами и обрамленных гимном народу — возвышенным и лирическим одновременно.
Это крупное полотно, написанное в форме связанных друг с другом эпизодов: мирная жизнь народа, депортация, плач-хорал, тема любви к своему народу. Симфония начинается и заканчивается гимном крымскотатарскому народу. Автор написала его не в торжественно-фанфарном звучании, как это принято. Гимн Халитовой создан в характере светлой лирики, лишь в конце он более торжественен, символизируя светлое и блестящее будущее своего горячо любимого народа. Драматургия симфонии в контрасте ярких драматических эпизодов и лирических соло. Вторая половина симфонии построена на теме любви — очень красивая мелодия, которая получает в дальнейшем большое развитие. В произведении автор показала боль, отчаяние, трагизм. В то же время лирические эпизоды написаны настолько прникновенно, что невольно вызывали слезы на глаза слушателей.
Концерт для трубы — колористическая пейзажно-жанровая зарисовка, оживляющая легенды Крыма и картины живописной природы Южного берега. Музыка яркая, блестящая, изображающая картины дивной красоты Крыма.
Следует отметить исполнительское мастерство солистов. Виртуозный трубач С. Чалбаров сумел передать особенности звучания народных инструментов. Виолончелист В. Ларчиков подчеркнул ярко выраженный национальный характер музыки. Партия солиста виртуозна, оригинальна, он смог выразить все чувства автора в одной из нежных и прникновенных страниц музыки Халитовой.
Мерзие Халитова — яркий, талантливый современный композитор.
Основой содержания произведений Мерзие ханум является внутренний мир человека, его настроения, переживания. Музыка композитора с достаточной полнотой передает этот мир, дыша страстной взволнованностью и искренностью живого чувства.
Замысел каждого произведения несет в себе что-то оригинальное и неповторимое. Она всегда стремится к точности воплощения музыкального материала, который развивается по канонам собственного художественного стиля.
Мерзие Ибрагимовна Халитова родилась 5 июня 1956 г. в г. Янгиюле Ташкентской области (Узбекистан). Ее мать преподавала в школе географию, отец был экономистом-плановиком. Отец, человек незаурядных знаний, любивший историю, писал статьи в региональную газету, привил Мерзие любовь к музыке и литературе. Мать передала ей любовь к географии и путешествиям. Их семья побывала во многих городах республик бывшего Советского Союза.
Музыка Мерзие Халитовой часто звучит на Международных фестивалях, проводимых Украине. Так, в 1996 году на Киевском международном фестивале прозвучала Симфония для камерного оркестра, ее исполнил оркестр Киевской государственной филармонии под управлением Народного артиста Украины Владимира Сиренко. Была сделана запись этой симфонии на Киевском радио. На этом же фестивале звучали песни Халитовой в исполнении народного артиста Украины Феми Мустафаева, они были записаны Украинским радио.
В этом году она представила свои произведения на премию имени Бекира Чобан-заде.
Комиссия по присуждению премии имени Бекира Чобан-заде утвердила перечень произведений, допущенных к рассмотрению во втором туре. Всего в списке осталось семнадцать работ из двадцати двух, представленных в Комиссию. Оба ее произведения вошли в полный перечень произведений, допущенных Комиссией ко второму туру:
«Памяти Бекира Чобан-заде», струнный квартет в номинации «За лучшие произведения, публикации, исследования, отражающие прошлое, настоящее и будущее Карасубазара» и «Легенда Карасубазара «Ак-Кая», произведение для фортепиано. Мерзие Халитова стала номинантом премии Бекира Чобан-заде за Струнный квартет «Памяти Бекира Чобан-заде» в номинации «За лучшие произведения, публикации, исследования, отражающие прошлое, настоящее и будущее Карасубазара».
Фериде ВАИТ
«Полуостров» № 25 (329), 26 июня – 2 июля 2009 г.