Москва перенимает Ислам

Post navigation

Москва перенимает Ислам

В столице России, как и во многих европейских городах, все ярче проступают мусульманские черты. То тут, то там появляются халяльные рестораны и магазины, во многих обычных супермаркетах есть отделы с халяльной едой. Растущий спрос порождает новые предложения: исламские медицинские центры, бутики исламской моды, салоны красоты… Этот город в городе живет по своим, особым религиозным законам, не бросающимся в глаза стороннему наблюдателю.

Корреспондент «МК» посетила некоторые «мусульманские точки» на карте Москвы и постаралась взглянуть на повседневную жизнь правоверных москвичей изнутри.

— Человек, исповедующий ислам, должен следить, чтобы не совершить харам, то есть грех, — напутствовала меня Наталья Бахадори, писательница и общественный деятель мусульманского сообщества Москвы. — Еда должна быть халяльной — то есть разрешенной к употреблению. Она же, согласно исследованиям, является самой здоровой. А все, что не здорово, — это харам. Вино — дурман для головы и сердца, поэтому нам очень нужны «свои» рестораны и кафе.

Правоверные родители хотят, чтобы их дети ходили в мусульманские детсады и школы, где их не будут унижать по национальному признаку и вынуждать изучать православие вместо ислама. В идеале у мусульман должны быть свои кинотеатры и театры, где демонстрировались бы фильмы и постановки без эротики и пропаганды аморального образа жизни. Свои салоны красоты и бассейны — раздельные для женщин и мужчин. Поликлиники, где не используются спиртсодержащие лекарства и женщин осматривают врачи-женщины, а мужчин — мужчины. Все это в каком-то виде уже есть в столице.

ФАТИМА, ОНА ЖЕ ЛЕНА

Всего в Москве пять мечетей. Соборная — в Выползовом переулке. Историческая — на Большой Татарской. Мемориальная — на Минской улице, Ярдям и Инам — в Отрадном. Свое путешествие в исламский мир я начинаю с «самой главной» — Соборной мечети. У ворот натыкаюсь на кавалькаду черных авто. Из машин выплывают подтянутые темноволосые мужчины в дорогой одежде и обуви.

— Извините, сегодня здесь какое-то торжество? — обращаюсь к юноше у входа.

— Нет, просто время намаза, — отвечает он, — верующие съезжаются. И, видимо, заметив мой нерешительный вид, добавляет: — Пойдемте, я вас провожу в отсек для женщин.

В помещение мечети входят с покрытой головой и снимают обувь у входа — это обязательно для обоих полов. В большом полукруглом зале внизу молятся мужчины, а образованный над ним амфитеатр второго этажа — женская половина. Вокруг себя вижу и женщин, укутанных в черные покрывала, и молодых девочек в платках и джинсах.

Три девушки то и дело прерывают молитву и болтают между собой, благо мулла читает так громко, что никому не помешаешь. Две из них — очевидно русские.

Девчонки охотно идут на знакомство. Одна из них, Амина, — из ингушской семьи, относящейся к московской диаспоре. Она рассказывает, что для нее планировался жених «из своих», но, учась в инязе, Амина влюбилась и сбежала из дома с русским парнем. Через полгода она разочаровалась в кавалере и вернулась домой с повинной головой. Отец смилостивился и велел обратиться к религии, совершать пятикратный намаз и умолять Аллаха, чтобы он послал ей в женихи ингуша.

Двоих других зовут Фатима и Фарида — с тех пор как девушки вышли замуж за мусульман, иностранцев, живущих в Москве. До этого они были подругами Леной и Лерой. Ислам подружки приняли в этой же мечети. С церемониальной точки зрения (если не брать собственно веру) это очень просто: в присутствии свидетеля произносишь по-арабски фразу «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммад пророк его». Что интересно, Ислам запрещает мусульманке иметь неправоверного мужа. А вот жене мусульманина принимать Ислам не обязательно. Но, конечно, желательно, если она действительно любит супруга.

ХАЛВА ОТ ЖЕНИХА

Пятница — день, священный для мусульман. Я отправляюсь к пятничному вечернему намазу в Историческую мечеть. Там знакомлюсь с новыми сестрами — так называют друг друга мусульманки. Среди них тоже много русских девчонок, в том числе и незамужних. «В Исламе спокойнее, здесь очень строгие каноны в отношении семьи, — объясняют мне новообращенные. — Если ты мусульманка, обязательно выйдешь замуж. Здесь такого нет, чтобы мужик погулял и бросил, — это харам! Рано или поздно каждую сосватают».

Скоро я в этом убеждаюсь. Служители передают мне коробку с халвой и нугой — «салам» от «брата», который приметил меня у входа. Оказывается, так тоже можно выйти замуж. Послал потенциальный жених сладости, навел справки через братьев и сестер, разыскал «вали» (отца или опекуна) девушки и посватался. И, глядишь, никях (свадьба) не за горами.

Однако, когда я пытаюсь со своей женской половины разглядеть поклонника, «сестры» шикают: «Прекрати смотреть на мужчин! Ты делаешь зина!». «Зина» — это прелюбодеяние, страшный грех. А совершить его можно не только телом или руками, но и глазами, и даже мыслями.

После намаза мои подруги идут в магазин за компасом.

— Молитва совершается только лицом к Мекке, — объясняет мне Лейла. — А если время намаза застигнет тебя не в мечети или вне дома? Неужели пропустишь молитву из-за того, что не знаешь, в какой стороне Мекка?..

ГЛАМУР, УГОДНЫЙ АЛЛАХУ

Салон женской мусульманской одежды находится тут же, в здании Исторической мечети. Здесь работает новообращенная мусульманка Света. У нее есть сын от русского мужа, с которым она развелась, и теперь хочет выйти замуж за правоверного.

— Мусульманские мужья физически крепки, и здоровья у них много, так как они не пьют и не курят, — объясняет она. — Они не изменяют и содержат жену и детей.

Мне Света подбирает исламский головной убор, состоящий из двух частей — шапочки и капора. Я тем временем верчу в руках некую бесформенную хламиду. Света поясняет, что это костюм для фитнеса, и рассказывает мне о тонкостях мусульманской моды.

Когда женщина одета неподобающим образом, она делает харам не только себе, но и всем окружающим мужчинам. Если мужчина лицезреет у женщины что-либо, кроме глаз и кистей рук, он начинает вожделеть ее. Это грех, вдобавок отрицательно сказывается на его потенции. Ведь «хотеть и не иметь возможности» — хуже не придумаешь!

Но любой женщине хочется наряжаться. Поэтому мусульманкам приходится «наводить гламур» из тех немногих предметов туалета, которые угодны Аллаху. А это по сути всего две вещи — хиджаб и платок. Под хиджабом понимается любая одежда, которая скрывает все тело женщины, за исключением лица и кистей рук. Это могут быть и длинные юбки с кофтами, и широкие брюки с туниками ниже колена. Даже с таким нехитрым ассортиментом мусульманки умудряются иметь свои модные магазины. Например, магазин исламской одежды в Люблине. В коллекциях представлены не только классические хиджабы и огромный выбор платков, но и офисная, и спортивная одежда. Также в исламских бутиках можно отовариться бижутерией, сумками, часами с азаном (призывом к молитве) и духами на масляной основе. Обычным парфюмом мусульманка пользоваться не может — в нем содержится спирт. А если хоть капля его попадет на кожу — харама не оберешься.

ХАЛЯЛЬНАЯ ЖИЗНЬ

Халяль — это благодать, позволяющая правоверному соблюсти чистоту. Например, жена, взятая по законам шариата, — халяль для мужа. А он — халяль для нее. Дети — халяль для семьи. Правоверный должен халяльно есть, спать, отдыхать, жениться, лечиться и учиться.

Еда. Свинина, как известно, неприемлема для мусульман. Также они никогда не возьмут в рот мясо хищных животных — только травоядных. По исламской традиции скотине перерезают сонную артерию, а потом подвешивают так, чтобы вытекла вся кровь.

Халяльное мясо имеется во многих этнических ресторанах города. Но есть и специализированные халяльные заведения.

Например, ресторан возле метро «Тульская» так рекламирует свои услуги: «У нас ваше присутствие не омрачит наличие свинины, мертвечины или алкогольных напитков». Есть в Москве специальные мусульманские супермаркеты, куда халяльная пища поставляется из Ирана и Саудовской Аравии. Свежую халяльную колбасу, сосиски и свежевыпеченный хлеб продают и в магазинчике на территории Исторической мечети.

В исламском меню совсем нет места алкоголю, зато много свежей зелени, овощей и фруктов. А еще морепродукты, орешки, специи… Сплошные афродизиаки! За дверями мусульманских спален должны пылать подлинные страсти.

Лечение. Основной принцип халяльной медицины — отсутствие спирта. Также врач должен быть одного пола с пациентом. В Текстильщиках есть мусульманский медцентр, соблюдающий нормы шариата.

Несколько сложнее с роддомами. По шариату, во время родов глаза роженицы должны быть обращены к Мекке. А как только новорожденный появится на свет, следует пошептать ему на ушко азан — призыв к поклонению Всевышнему (это могут сделать отец или мать). Некоторые московские роддома имеют у себя «мусульманские палаты» — за деньги. А в родильном отделении при больнице №15 мусульманкам создают подобающую обстановку бесплатно, так как не считают эти условия слишком сложными.

Кстати, в столичной мусульманской общине много женщин-врачей, и все они работают в обычных медицинских заведениях. Я спросила: не харам ли подобная работа — ведь на прием приходят и мужчины? Мне ответили: лечение людей не может быть харамом.

Обучение. Дети самых правоверных родителей учатся в средней школе при посольстве Саудовской Аравии, что в Вешняках. В этой школе все строго по шариату, и помимо основных предметов школьной программы здесь преподают основы ислама. Обучение ведется исключительно на арабском языке. Некоторые учат своих детей на дому. Есть и многодетные мусульманки, которые устраивают домашние ясли и детские сады.

Красота. Отдельные салоны красоты тоже необходимы: согласно шариату, показывать свои волосы нельзя не только мужчинам, но и женщинам другого вероисповедания. Не говоря уж о педикюре, эпиляции, массаже…

Пока правоверные салоны существуют лишь в частном секторе. Их открывают в собственных квартирах предприимчивые мусульманки, выучившиеся на парикмахерш и маникюрш. А московский салон красоты на ул. Бакулева открыл специальные дни для мусульманок. По понедельникам и средам девушки, исповедующие ислам, могут в отдельном кабинете воспользоваться всеми услугами салона — окрашиванием, мелированием, стрижкой…

Отдых. По шариату все, что дурманит голову, — от шайтана. Вино, сигареты и эротические зрелища мусульманину запрещены. В менее строгих семьях дозволяется курить кальян.

Для женщин есть досуговый центр в Печатниках. Туда сестры по вере приходят с детьми, пьют чай, общаются. Имамы проводят лекции по воспитанию детей и ублажению мужа. Мужчины туда не допускаются. Мусульмане обоих полов могут проводить время совместно лишь на дому. Например, домашний мусульманский досуговый центр в Сокольниках организовала одна пожилая супружеская пара. В их квартире проходят вечера мусульманской поэзии, конкурсы чтецов Корана, играют на музыкальных инструментах.

Туризм. И в дороге правоверным необходимо соблюдать заповеди Аллаха. Для организации путешествий мусульман по шариату в Москве есть специализированные турагентства. Они предлагают не только религиозные туры, но и семейный отдых на мировых курортах. Продают путевки лишь в отели, где есть раздельные пляжи для мужчин и женщин, раздельные бассейны, молельная комната и где не торгуют спиртным.

НЕОБЫЧАЙНЫЕ ОБЫЧАИ

Впрочем, в реальной жизни заветы ислама перемешаны с традициями разных народов, его исповедующих. Например, у туркмен-текинцев есть традиция: через 40 дней после никяха (свадьбы) молодая жена на месяц возвращается в отчий дом. При этом ей запрещено видеться со своим молодым мужем. Смысл обычая — проверить свои чувства. Если за месяц девушка не захочет возвратиться к мужу, она может остаться в отчем доме. И, несмотря на то что девичья честь ею уже утрачена, опороченной она не считается — ведь девственности лишилась в благословленном муллой браке.

Семья туркменки Мухаббат переехала в Москву три года назад, тогда девушке было всего 15 лет. В 18 ее сосватали за земляка, ныне тоже москвича — 23-летнего Эмина. Сыграли пышную свадьбу, после которой молодожены зажили в любви и согласии в доме у родителей Эмина. Но обычай есть обычай: на сороковой день Мухаббат вернулась в дом отца. И страшно заскучала по мужу. Эмин, видимо, тоже. Супруги стали встречаться тайно, но однажды их застукал отец девушки. Разразился скандал. Тесть вознамерился разорвать никях. В ту же ночь Мухаббат исчезла. Вскоре выяснилось, что молодой муж похитил жену. Отец Мухаббат собрал родню, и старейшины рода благословили его… на убийство жениха. К счастью, дело было в Москве. Тестю популярно объяснили, что одно дело — туркменский обычай, и совсем другое — российский Уголовный кодекс. Пришлось отцу простить нарушителей традиции.

Кстати, ислам принимают не только русские девушки, разочарованные в отношении своих земляков, но и русские мужчины. Обеспеченные москвичи становятся мусульманами, чтобы, к примеру, иметь возможность взять нескольких жен сразу. Столичный книгоиздатель Михаил в исламе уже пять лет. За это время обзавелся тремя женами: старшая, Гюльфия, из Таджикистана, средняя, Малхаз, из Киргизии, а младшая, Мархаба, — уйгурка. У каждой жены Михаила имеется отдельная квартира, главная их забота — ублажать мужа, готовить ему вкусности и растить детей. При этом сам Михаил проживает отдельно.

— Но всех их навещаю в равной степени, — говорит он, — так велит шариат.

А вот мусульмане по рождению довольно редко позволяют себе многоженство. Ведь по Корану каждой жене надо давать и деньги, и подарки, и жилплощадь. Иначе она может пожаловаться мулле и даже потребовать развода. Взять несколько жен и не содержать их достойным образом — не только харам, но и чисто мужской позор.

Жанна ГОЛУБИЦКАЯ

www.mk.ru 

 

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня