Мост, соединяющий Таманский и Керченский берега, Краснодарский край и Крым, материк (Къыта) и зелёный остров (Ешиль ада), Азию и Европу, интенсивно строится.
Инициирован конкурс на лучшее название девятнадцатикилометрового моста – перехода, идущего по умозрительной линии, отделяющей Чёрное море от Азовского.
От простых и непростых граждан вносятся предложения, как назвать, от самых банальных – «Керченский», «Крымский» до замысловато — конъюнктурных — «Воссоединения», «Президентский».
Некоторые из умудрённых, имея в виду несомненных выгодополучателей от реализации этого проекта, предлагают не темнить и назвать мост «Еврейским», другие из них – «Китайским»…
Но большинство граждан не ведает, что трасса моста проходит по исторической акватории, отмеченной судьбоносным событием, произошедшим за шестнадцать с половиной веков до наших дней.
И это наталкивает на мысль – предложить неожиданные для большинства простых и непростых граждан варианты его названия, которые, так сказать, «более архетипичны».
Обратимся, для начала, к замечательной книге Гумилёва Л.Н. «Тысячелетие вокруг Каспия» (Баку: Азернешр, 1990 — 312 с.), в которой на страницах 124 – 125 рассказано о судьбоносном событии, случившемся в 371 году н.э. на стыке двух морей.
То было время, когда, как повествует Гумилёв,
«мобильные конные отряды гуннов контролировали степи Северного Кавказа от Каспийского моря до Азовского. Но предгорные крепости (аланов) взяты не были, не была захвачена и пойма Дона, что вообще было не под силу кочевникам, базирующимся на водораздельных степях. Низовья Дона обороняли эрулы, этнос, по-видимому не скандинавский, а местный, но покорённый Германарихом и, впоследствии, огерманившийся…
Эрулы отличались чрезвычайной подвижностью и необыкновенным высокомерием. Они поставляли всем соседям лёгкую пехоту. О столкновении их с гуннами сведений нет. Это указывает на то, что гунны не пытались форсировать низовья Дона. У них нашёлся иной путь».
Столь длинная цитата необходима для понимания сути момента.
Далее Лев Николаевич и описывает, как волею Неба был подсказан гуннам иной путь:
«Однажды в 371 г. изрядно проголодавшиеся гуннские всадники, забредшие на Таманский полуостров, увидели пасущуюся там самку оленя и погнались за ней. Притиснутая к берегу моря олениха вдруг вошла в воду и, «то ступая вперёд, то приостанавливаясь» (1), перешла в Крым и убежала.
Охотники последовали за ней и установили место подводной отмели, по которой шёл брод.
Они вызвали сюда своих соратников, перешли пролив и «подобные урагану племён»(1) захватили врасплох племена, сидевшие на побережье «этой самой Скифии»(1), т.е. Северного Крыма.
Дальнейшее легко представить. Гунны прошли через степи до Перекопа, тогда неукреплённого, вышли в тыл готов, которые будучи союзниками аланов, сосредоточили свои лучшие войска на берегу Дона, обороняя его высокий правый берег от возможного вторжения гуннов…».
Так восточные варвары сокрушили западных.
Такая вот непредвиденная победа в результате манёвра, подсказанного Свыше.
Как пояснил далее (на с. 127) Гумилёв:
«Поскольку гунны, в отличие от готов, искали не врагов, а друзей, то все обиженные племена вошли с ними в контакт.
В 375г. Германарих, видя неизбежность гибели, вонзил в себя меч, опоздав умереть лет на тридцать (тогда бы он наделал меньше глупостей), а остготы частью подчинились гуннам, а частью ушли к визиготам, твёрдо решившим не сдаваться…».
Гунны же, и примкнувшие к ним венеды, гепиды, росомоны и другие, погнали врагов на запад, сначала за Днестр, а затем и за Дунай – в римские и византийские пределы. То был, вероятно, первый тюркско-славянский (с участием угров) союз.
Это ведь существенная часть нашей истории, а точнее предыстории будущей евразийской России.
И мост, если не ошибаюсь, строится для укрепления пространства народов незападных цивилизаций, пространства военного, экономического и культурного.
Такой вот мост на пути степных всадников по следам спасшейся оленихи.
Азию и Европу на ветке Великого Чайного пути соединит он.
Мост Гуннов по оленьему броду.
Глядишь, так и назовётся.
А поживём и увидим.
Асан Хуршутов,
г. Ялта
24 ноября 2017
—————————
(1) Иордан. О происхождении и деяниях гетов, с.90-91 (ссылки Л. Гумилёва)