Иудаизм в России
«МЫ»: Совместный проект «НГ», «Эха Москвы» и Минрегионразвития РФ
Иудаизма в России придерживается менее одного процента населения. Его исповедуют преимущественно евреи-ашкенази, караимы, таты и горские евреи. Численность иудеев постоянно уменьшается за счет непрекращающейся репатриации. По данным Минюста России, на начало 2010 года зарегистрирована 291 иудейская организация. Наибольшее количество зарегистрированных иудейских общин действует на территории Москвы — 36, Московской области — 13, Самарской области — 11, Краснодарского края, Свердловской, Смоленской и Челябинской областей — по 10.
По данным переписи населения 2002 года, 233 439 человек идентифицировали себя как евреи, по официальным данным Всемирного еврейского конгресса, в России проживает около 280 тыс. евреев, однако «в реальности их не менее миллиона», — утверждает президент фонда «Всемирный форум памяти Холокоста» Вячеслав Кантор.
Российский иудаизм неоднороден и представлен как талмудической, так и неталмудической формами. Основными направлениями талмудического иудаизма являются ортодоксальный иудаизм, прогрессивный иудаизм и хасидизм ветви «Хабад-Любавич». Неталмудический иудаизм исповедуется преимущественно караимами и субботниками в форме пятикнижного иудаизма, или караимизма. В постперестроечное время отмечено проникновение в Россию новых направлений иудаизма.
Еврейское сообщество России не имеет единого центра и разделено на течения. Основное соперничество за сферы влияния развернулось между Конгрессом еврейских религиозных общин и организаций России (КЕРООР), возглавляемым главным раввином России и СНГ Адольф Шаевичем и Федерацией еврейских общин СНГ, опирающейся на хасидские общины, под руководством Леви Леваева и главного раввина России Берл Лазара (Федерация еврейских общин СНГ была создана в декабре 1999 года). Противостояние между КЕРООР и российской структурой Федерации еврейских общин СНГ — Федерацией еврейских общин России (ФЕОР) носит сугубо внутренний характер, редко выходя за пределы еврейской общины, что позволяет обеим структурам занимать общую позицию в принципиально важных для жизни российских евреев вопросах. В стране действуют и другие централизованные иудейские структуры, однако большим влиянием они не пользуются.
Вместе с тем у еврейской общины России существуют как внутренние, так и внешние проблемы.
К первым относятся напряженные отношения между последователями ФЕОР, с одной стороны, и приверженцами КЕРООР и РЕК (Российский еврейский конгресс) — с другой. Этот конфликт получил развитие в первом полугодии 2005 года. Он был связан с попыткой присоединения к ФЕОР общины «Даркей Шалом» и синагоги в Отрадном в Москве. Сама эта община не входила ни в ФЕОР, ни в КЕРООР, но финансировалась по линии РЕК.
Конфликт был урегулирован.
MF-информ