Народ един?

Post navigation

Народ един?

Много столетий на сибирской земле живут татары, которые считают себя самым коренным народом данной территории. Вряд ли данный вопрос кто-то может оспорить. На сегодняшний день только в Тюменской области численность татар составляет около 250 тысяч человек. Из них по переписи 2002 года около 9 тысяч записались сибирскими татарами…

Луиза ШАМСУТДИНОВА, председатель совета  Региональной татарской общественной организации НАСЛЕДИЕ по Тюменской областиСегодня необходимость идентифицировать себя сибирскими татарами возникает в силу обстоятельств. Татары в Тюменской области всегда жили компактно, вели традиционный образ жизни, часто охотились, было развито рыболовство, земледелие, и они прекрасно чувствовали себя в своей среде обитания. Ни при каких обстоятельствах они не уходили из своих мест проживания, старались выживать на родной земле.

За многие столетия жизнь татар в Сибири изменилась не в лучшую сторону. Татарам пришлось пережить нашествие Ермака… и десятилетиями воевать с регулярной армией Ивана Грозного. Сибирское ханство, присоединенное к Руси, пережило крещение, во время которого потеряло часть своего народа. Да и сегодня, живя в светском государстве, народ переживает новый этап «крещения». Причем все это происходит без излишних прикрытий.

 

С начала нового века наш регион стал привлекательным на всех уровнях политических и экономических составляющих. Изначально богатства нашей земли привлекали не только иностранцев, но и отечественные структуры, в особенности высшие эшелоны власти и православных церковников. Последних больше волновало влияние. При всем этом абсолютно не учитывались интересы коренного народа — местных татар.

 

Об этом можно судить по тому, как проигнорировав 30-35% проживающих в г. Тобольске татар, приехавший туда в 2003 году глава РПЦ Алексий II провозгласил Тобольск православным городом. А начиная с 2004 года, вдоль федеральных дорог Сибири с промежутками в 60-80-100 километров стали возводиться многометровые поклонные кресты. Над светскими учреждениями, например, над одним из корпусов Тобольской педакадемии, стали возвышаться кресты. В садиках, школах независимо от численности нации, вероисповедания и без согласия родителей, порой не поставив в известность даже самих школьников, стали освящать помещения (например, в школе N17 г.Тобольска и в садике д.Аремзян Тобольского района, где одинаковое количество детей татар и русских). Воду Иртыша, водозабор, откуда поступает для всех жителей Тобольска питьевая вода, из года в год в день крещения освящает Тобольская епархия. При этом нет данных о желании или нежелании людей других вероисповеданий пить такую воду.

 

Разрушенные до основания так называемыми «покорителями» Сибири памятники татар остались далеко за рамками целевых программ развития региона. После приезда В.В. Путина наш регион определили как привлекательный для туризма центр. Стали выделяться огромные деньги из федерального и регионального бюджетов для развития региона и в особенности города Тобольска и Тобольского района. Централизованно разрабатывались целевые программы развития области, районов и г. Тобольска. Но, к сожалению, как бы татарские ученые, общественные организации и деятели не представляли свои программы, дополнения к целевым программам по развитию татарского культурного, духовного, архитектурного наследия, по сохранению памятников, их предложения остались за бортом этих программ.

 

До сих пор идет борьба за сохранение памятников сибирских татар федерального и регионального значения, таких как городище Искер, Чимги-тура, Сузгун-гора и многие другие. Нет даже элементарных указателей местонахождения данных памятников. Идет одностороннее развитие региона без учета наследия коренного народа, что создает напряженность среди татарского населения.

 

У городища Искер трагичная судьба. Будучи памятником федерального значения, он находится в ведении Абалакского заказника, носящего такое название в честь памятника регионального значения — Абалакского монастыря. Оба памятника расположены на территории Тобольского района. Искер — самый древний памятник на данной территории и представляет собой историческое, духовное, культурное наследие коренного народа этой зоны — сибирских татар. По статусу он имеет право дать данной территории собственное имя — Искерского заказника. Таким образом, здесь не учтена элементарная историческая справедливость.

 

В школьных учебниках также нет правдивой истории родного края, а именно, нет ни слова о некогда процветавшем Сибирском государстве, где столетиями жили сибирские татары, сохраняли традиции, до сегодняшних дней развивали свою культуру, обычаи, язык и землю.

 

На территории заказника при разработке и установлении указателей не учтено мнение местного населения. На местах, т.е. в деревнях, где компактно проживают сибирские татары и только татары — носители мусульманской веры, говорящие только на родном языке и почитающие свое прошлое, без согласования с местным населением установлены указатели Абалакского заказника с двумя крестами.

 

Два, казалось бы, исторических памятника: Искер — памятник федерального значения, татарское историческое наследие, и Абалакский монастырь — с татарским именем, но являющийся православным и имеющий региональное значение, заслуживают эмблем в указателях с полумесяцем и крестом или другой равнозначной символикой.

 

Да и сам памятник — городище Искер — не включен ни в одну целевую программу по развитию данной территории. Не просматривается Искер и в государственных программах по развитию туризма, не говоря уже о сохранении самого памятника, омываемого водами Иртыша и находящегося под угрозой полного исчезновения. Не смотря на ходатайства общественных организаций, ученых, не предусмотрено берегоукрепление Искера.

 

Получается, что, живя на данной территории веками, сибирские татары не имеют права на государственном уровне, при том, что они являются налогоплательщиками и трудятся во благо России, сохранять свою историю и достойно представлять свое наследие хотя бы как «музей под открытым небом» перед туристами, иностранцами и в конце концов перед собственными детьми. Между тем у всех народов РФ по Конституции одинаковые права. Но сибирских татар в Тюменской области не хотят ставить в один ряд с другими народами.

 

Одновременно идет насаждение культа Ермака, якобы покорившего Сибирь, а вместе с тем и сибирских татар. Есть попытки вернуть, пусть даже в театрализованном виде, битву Ермака и Кучума, изначально выставляя Ермака победителем, независимо от того, как воспримет генетическая память искаженную историю «покоренного» народа Сибири все это. До сих пор на монументе Ермаку в г. Тобольске остается надпись «Покорителю Сибири», с которой татары не только не согласны, но и считают ее вызовом. Терпения коренному народу не занимать, но если суммировать всю ту несправедливость, которая была проявлена по отношению к сибирским татарам, то оно скоро может исчерпать себя. Некоторыми политическими деятелями, бизнесменами, учеными ведется целенаправленная работа по искажению истории сибирских татар, игнорируются реалии сегодняшнего дня.

 

Мы сумели включить в целевую программу г. Тобольска, закрепить финансовую основу и запланировали показать на знаменитом Чувашском мысе историю татар. Но сейчас на данном мысе бизнесмен А. Елфимов пытается воздвигнуть готовый, по его словам, памятник Ермаку, снова помахивая красной тряпкой. Некоторые ученые, являясь участниками многих мероприятий, проводимых татарскими общественными организациями, пишут в своих статьях, книгах явно обратное увиденному и услышанному.

 

Например, Игорь Белич в книге «Культ святых в сибирском исламе: специфика универсального» (2009 г.), касаясь истории памятников вокруг Искера, пишет, что традиция почитания святых мест у сибирских татар, таких как мавзолеи вблизи Искера, «начинает угасать и полностью исчезает к настоящему времени». Это он пишет после того, как сам вместе с нами посещал в течение последних 5-7 лет в рамках конференций «Историческая судьба Искера», «Искер-джиен» вышеназванные места и давал телевидению интервью о более почитаемых татарами местах.

 

Интересен факт освещения некоторыми учеными сегодняшнего положения сибирских татар и их выводы. Несмотря на неоднократные предложения общественности Тюменской области, Западной Сибири в законодательные органы о присвоении сибирским татарам статуса коренных жителей в течение последних 20 лет, конкретизации по данному вопросу от властей нет. Вопрос остается нерешенным. Но идет заказная работа по собиранию информации о судьбе сибирских татар, живущих в Заболотье, для дальнейшего, как видно по отчетам, например, Института гуманитарных исследований Тюменского госуниверситета (руководитель — профессор А.П. Ярков), дробления сибирских татар.

 

Как показывает практика, идет «подготовка», «обработка» татар, изолированных от внешнего мира, к предстоящей переписи населения. Вся проблема в том, что многие сибирские татары, проживая компактно в традиционных местах проживания, оказались изолированными. К ним нет дорог, кроме зимников. Электроэнергия подается по расписанию на несколько часов в день (допотопные дизельные станции). Земледелие отсутствует, не работают нацпроекты по АПК, так как к болотистой земле они неприменимы.

 

Среда обитания и выживания — озера, угодья традиционного природопользования сибирских татар властями сдаются в аренду, тем самым местное население обрекается на вымирание. Таким образом, после того как сибирских татар раздробят и запишут, как предлагают сотрудники Института гуманитарных исследований ТюмГУ, особым народом — «заболотными татарами», сибирские татары будут иметь меньше шансов на получение статуса коренных жителей и, соответственно, права на достойную жизнь в местах традиционного проживания. Казалось бы, на богатой ресурсами территории нашего региона при таких объемах добычи нефти и газа, которых хватает и нашей стране, и на экспорт, сибирские татары, имея в недрах родной земли такие богатства, как и в арабских странах, должны рождаться не просто богатыми, но безумно богатыми. Но, к сожалению, факт остается фактом, мы рождаемся должниками.

 

Согласно Федеральному закону РФ N309 «Об образовании», мы потеряли возможность изучения родного татарского языка. За несколько лет до принятия данного закона в школах к новому учебному году, по настоянию вышестоящих структур, меняли уставы школ, переводя их, порой не вникая в содержание, доверяя чиновникам, на предлагаемые стандартные типовые уставы с так называемыми дополнениями, которые сегодня обернулись против существования национальных школ, не только обучающих на родных языках, но и дававших право на изучение родных языков хотя бы в разрешенных региональных школьных компонентах, которых по новому закону сегодня просто нет. Получается, задолго до принятия ФЗ N309 властями велась подготовка к данной акции. Проводились так называемые соцопросы, где ставились изначально не научные вопросы. Например, такие как «по желанию родителей».

 

Получается, что если ребенок хочет изучать родной язык, а родители нет, то он не сможет получить возможность изучения родного языка. Таким образом нарушаются его конституционные права. Татарский и русский народы являются в России государствообразующими, и вряд ли кому придет в голову спросить у русского, имеют ли его родители желание, чтобы он изучал русский язык. Русский ответит, что этот язык является для него родным и только во вторую очередь — государственным. Тогда и татарин может смело сказать, что в первую очередь его родной язык — татарский, а государственный идет уже после.

 

Таким образом, проанализировав сложившуюся вокруг статуса сибирских татар как коренного народа ситуацию, можно сказать следующее. Сибирские татары обделены государственным вниманием, у них нет элементарных прав на сохранение языка, духовного, культурного наследия. Несмотря на это, сибирские татары остаются не только коренным народом на сибирской земле, но и имеют четкое самосознание.

 

Черпая полезные ископаемые, строя заводы, выкачивая из недр черное золото и газ, продавая их за границу, в погоне за внешней политической стабильностью власти забывают об элементарных внутренних вопросах государства, касающихся судеб целых этносов. Ведь именно малые народы, места их рождения в сумме составляют единое целое в виде страны, и игнорировать это, не слышать зов коренных этносов, в конечном счете, означает нарушение международного права, правил, принятых в цивилизованном мире.

 

Луиза ШАМСУТДИНОВА,

председатель совета
Региональной татарской общественной организации
«Наследие» по Тюменской области

 

«Звезда Поволжья», №43 (25.11-01.12.2010)

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня