Мустафа Джемилев стал заложником созданной им системы. Взращенные этой системой меджлисовские чиновники всякий раз противостоят искренним попыткам лидера уйти на покой. Об этом пишет еженедельник «События».
Сразу после заявления Джемилева на последней сессии курултая о смене председателя меджлиса, напоминает издание, делегаты ринулись на трибуну с мольбой остаться.
«При этом в ход пошли эпитеты, которым позавидовал бы сам Туркменбаши, – отмечают «События». – Что именно повлияло на решение Джемилева не уходить с должности – уговоры депутатов или какие-то собственные соображения – неизвестно».
В разговоре с «Событиями» Джемилев выразил сожаление по поводу того, что так и не смог донести съезду свою основную мысль.
«Я ведь никуда не ухожу, я хотел просто быть рядом с новым председателем меджлиса и помогать его утверждению на новой должности, но делегаты здесь почувствовали здесь какую-то угрозу, к сожалению. Я надеюсь, следующая попытка будет удачной», – сказал Джемилев, отметив, что это может произойти во время следующего курултая, который будет созван в 2011 – 2012 годах.
Он признал, что ни один из его возможных преемников (таковыми рассматривают Рефата Чубарова и Ремзи Ильясова) пока не готовы возглавить меджлис. Как известно, отношения между преемниками особой теплотой не отличаются, и Джемилев не учитывать этого не может – его уход ознаменовался бы неизбежной борьбой за сферы влияния. Хотя, по информации «Событий», буквально накануне сессии курултая Чубаров был согласен возглавить меджлис – исключительно в статусе и. о., отодвинув выборы председателя на пару лет.
«У нас такое мощное крыло ветеранов национального движения – для них, конечно, важен авторитет, – отметил Джемилев, говоря о неготовности преемников заменить его. – Сейчас любой, кто займет эту должность, будет значительно моложе их. И у этого человека, конечно, много опасений, что он не найдет общего языка со «стариками» – любой может сказать: «Кто ты такой, я в тюрьмах сидел, что ты мне объясняешь?». А мне этого никто не может сказать – я больше всех их взятых пересидел».
При этом Джемилев заверил, что его желание уйти было абсолютно искренним.
«Никто же не поднимал вопрос о том, что надо сменить председателя меджлиса, это исходит только от меня», – подчеркнул он.
Джемилева сравнили с Брежневым
Назначение прошедшим курултаем по сути на пожизненный срок лидером меджлиса Мустафы Джемилева – признак необратимого, хронического застоя в крымскотатарской «КПСС». Совершенно не очевидно, что публичное намерение Мустафа-ага уйти на покой является столь искренним, как об этом пишут в ряде крымских СМИ.
Как пишет еженедельник «Первая крымская», для наблюдателей интрига со сменой председателя меджлиса очень проста: вероятные преемники вождя, которых сегодня несколько, не верят в искренность его намерений добровольно покинуть пост и воспринимают все происходящее как проверку на вшивость. Тот, кто высунется дальше других, будет немедленно съеден при одобрительном согласии лидера. Восток – дело тонкое.
При всех заслугах Джемилева его пожизненное пребывание на посту неизбежно порождает застойные явления и в меджлисе и в национальном движении крымских татар в целом, обрекая его на острый кризис вместо плавной смены руководства, отмечает газета.
«Трудно спорить с тем фактом, что Мустафа-ага остается №1 в национальном движении крымских татар уже больше лет, чем Леонид Брежнев был генсеком Советского Союза. Во всяком случае, последнее решение курултая гарантирует, что теперь уж точно так и будет. В тени вождя выросла и успела состариться целая плеяда молодых волков, потерявших надежду когда-нибудь стать первыми. Самые нетерпеливые из них ушли в собственные национально-политические проекты, тут же преданные анафеме официальным меджлисом. Другие потеряли зубы, ожидая, пока их пропустят вперед, и стали ручными, как хищники в зоопарке. Восточный менталитет не позволяет им пойти против авторитета первого лица и не оставляет ничего другого, кроме как… плести интриги», – с сарказмом отмечает еженедельник.
По материалам: ИА Новый Регион