На Международном круглом столе «Задачи коренных народов Евразии», прошедшим в Крыму 9-10 августа 2013 г., с докладом выступил Янгурджи Аджиев — вице-президент Конгресса Тюркских Народов, почетный председатель Дагестанской Региональной общественной организации по развитию гражданского общества «Бирлик» (Единство) ногайцев. Предлагаем вашему вниманию полный текст доклада.
* * *
Ногайцы (самоназвание — ногай) — один из древних тюркоязычных равноправных «конституционных» составляющих народов Российской Федерации (Северного Кавказа и Дагестана). Сегодня ногайцы выступают одним из субъектов эпохального процесса сложения историко-культурной северокавказской общности.
Принадлежа к тюркоязычному метаэтническому массиву в регионе, с одной стороны, и будучи подвержены интенсивным интеграционным процессам контактов, сближений, влияний, с другой, ногайцы сохранили свою этническую и культурную самостоятельность, не подались тенденциям нивелировки своей национальной самобытности, генетической специфики образа жизни и мышления.
На социальной духовной карте народов Северного Кавказа ногайцы воспринимаются как верные, неизменные, традиционные носители и ретрансляторы тюркских традиций, культуры и быта. В настоящее время через всевозможные каналы информации — в газетах, научно-популярных, художественно-литературных журналах, монографиях фальсифицируется историческое прошлое ногайского народа.
Зачастую авторы этих публикаций не имеют отношения к историко-этнической проблеме. В республиках Северного Кавказа многие «ученые-теоретики», связывают прошлую историю своего народа с историей «престижных» народов. Среди творцов, которые создают в массах стереотипы научной обоснованности провозглашаемых «теорий» имеются солидные профессора, которые действуют по принципу: «палка, дырка, два струна — я хозяин вся страна», или «акын — что вижу то и пою».
Католик-миссионер Юлиан сообщает о том, что ногайские татары и «прежде населяли страну, населяемую ныне куманами». В этом аспекте происхождение кыпчаков обстоятельному исследованию, кажется, еще не подвергалось, хотя сравнительно недавно была вновь высказана мысль о том, что кыпчаки, а в их составе и монгольские группы проникали на Северный Кавказ еще в VIII в. (Поляк, 1964). С 2001 года официальная наука причисляет племена найман, конрат, меркит к племенам тюркским.
А ведь именно эти четыре племени, включая племя кият, родом из которого вышел Чингисхан, избрали его своим ханом на Курултае 1206 года. В лондонском списке древнего эпоса «Огуз — Наме», датируемого известным российским ученым Бичуриным IV веком до нашей эры, приводится следующая древнетюркская легенда, повествующая о тюркском происхождении рода Кият. Вплоть до 1880-х г. ногайский язык на Северном Кавказе выполнял функцию языка межнационального общения.
Это подтверждается отрывком разговора князя Каспулата Муцаловича и посла донских казаков Клина 1658 годах: «…Казак карашо! — выпалил Каспулат Муцалович и в знак дружбы похлопал Клина ладонью по спине. — Черкес карашо! — в лад ему ответил Ерема. — Урус, черкес — кунак. Бик якши кунак!» (Книга: С.П.Злобин. «Степан Разин». Книга первая. Издательство: «БелСЭ» им. Петруся Бровки, Минск, 1987).
Согласно данным интерактивного атласа ЮНЕСКО «Языки мира, находящиеся под угрозой исчезновения» на территории Украины занесен ногайский, на котором совсем недавно говорили крымские татары. По происхождению и классификации ногайским (кыпчакско-ногайским) (в отличие от половецко-кыпчакского среднего и огузского южнобережного диалектов) традиционно является степной (северный, ногайский) диалект крымскотатарского языка (Крым).
В степном диалекте выделяется три говора: тарханкутско-евпаторийский (западный), перекопско-джанкойский (северный) и керченский (восточный). В современном мире ногайско-кыпчакский язык наилучшим образом сохранился в Добрудже. В последнее время мы больше склоняемся к мысли, что именно степной диалект крымских татар, который в чистоте сохранился в Добрудже (Романия) первоначально является диалектом ногайского языка ногайцев Терско-Сулакского междуречья в Дагестане.
Относительно истории переселения ногайцев на Терек Семенов сообщает предание, согласно которому «они вышли из Крыма во времена передвижения крымских татар к Прикаспийским степям и первоначально осели на берегу Терека при слиянии этой реки с Сунжею. В Астраханской области язык карагашей некоторые специалисты считают самостоятельным языком, близким к акногайскому диалекту ногайского языка (Л. Ш. Арсланов), а другие специалисты — отдельным карагашским диалектом ногайского языка (Идрисов Э. Ш., Скрыльникова Ж. Х.).
Некоторые специалисты считают также диалектами ногайского языка говоры юртовских и алабугатских татар. Ногайский язык изучается только в начальных классах, а в средних классах занятия проводятся в форме факультативного занятия.
Численность населения ногайцев Дагестана изменялась следующим образом (в скобках указана доля ногайцев в населении Дагестана в границах на год переписи): Численность ногайцев проживающих в Республике Дагестан по данным переписей разных лет составляло: 1886 г. — 2556 чел., 1926 г. — 26178 чел., по переписи 1939 года — 4677 (0,5%) 1959 г. — 14939 чел. (1,41 %); 1970 г. — 21750 чел. (1,52 %), 1979 г. — 24977 чел. (1,53 %), 1989 г. — 28294 чел. (1,57 %); 2002 г. составило — 38168 чел. (1,48 %) по переписи 2010 года — 40407 (1,39 %).
Резкое изменение численности ногайцев Дагестана в межпереписной период 1939-1959 годов связано с тем, что в период 1938-1957 годов районы традиционного расселения ногайцев Ногайский (тогда — Караногайский) и Кизлярский были исключены из территории Дагестана. Украина — 385 чел. (перепись 2001 г.). Численность ногайцев в Казахстане -350 чел. (1999 г.).
В регионе все отчетливее вырисовывается и заставляет говорить о себе, пока еще малоизвестная для широких кругов но, тем не менее, не теряющая своей остроты ногайская проблема. Сегодня, с учетом политической обстановки на Северном Кавказе, вопрос автономизации ногайцев не стоит так остро, но и не снят вообще.
«Центробежных сил в Дагестане хватает и без внешнего воздействия, и, что особенно настораживает, растут не только их масштабы, но и количество. В последнее время актуализировалось, к примеру, и ногайская проблема. Ногайцы, расселенные на дагестано-чечено-ставропольском приграничье, являются, пожалуй, наиболее ущемленным во всех трех регионах этносом. Исходя из этого, в их среде активно распространяются идеи вооруженных форм открытого выражения своего недовольства подобным положением». (Газета «Черновик» март 2006 г.).
Ногайцы вошли в огромную Российскую империю, загнанные в полупустынные районы Северного Кавказа. Для сохранения ногайского этноса необходимо выработать проект — реалистичный, конкретный и емкий. Необходим не просто возврат к корням, но сочетание консервативного начала.
Ногайское общество должно активно модернизироваться, развиваться, частично открываться окружающему миру, но строго сохраняя и укрепляя свою собственную идентичность. Строиться, исходя из долговременных стратегических принципов, с учетом опыта поколений, как это было свойственно ногайцам на протяжении нашей тысячелетней истории научиться воспринимать течение событий как турбина — получать силу от испытаний. Человечество никогда не нуждалось так остро в осмыслении путей своего развития, как сегодня.
В современном ногайском обществе, особенно в социально-политической сфере, болезненно ощущается дефицит идей. Большинство людей — в том числе политиков, ученых, тружеников — руководствуются в своей жизни, в политическом выборе набором сиюминутных факторов и случайных интересов. Мы стремительно утрачиваем общее представление о смысле жизни, о логике истории, о задачах человека, о судьбе мира. Место былой пассионарности занято тотальным безразличием. Большинство политических партий и общественных движений преследуют конъюнктурные цели. Практически нигде не встретишь ясной и последовательной идеологии, способной вывести ногайское общество из состояния дремотного безразличия, сделать жизнь наполненной. У ногайского общества на данный момент истории нет конкретной стратегии ни в одной из жизненно важных областей.
Налицо кризис ногайской политики: отсутствие свежей мысли и здравой идеологии. Политика совершенно утратила и логику, и жизнь. Она либо патологически конъюнктурна, либо патологически карикатурна. Но всегда одинаково неинтересна. И как следствие, неудачи в области пропаганды, неспособность правительственных структур объяснить внешнему миру нашу позицию — также проявление глубокого кризиса самоидентификации. К большему нашему сожалению в Дагестане, в высших эшелонах власти у нас нет представителей, болеющих за судьбу этноса.
Ногайское общество, традиционно стремилось обеспечить своим представителям, высокий уровень образования и было ориентировано на социальную защиту. Ногайцы всегда славились взаимопомощью и умением координировать противоположные интересы различных социальных групп, интегрировать в единый национальный организм различные, зачастую непохожие друг на друга сегменты ногайского народа.
Однако в современном ногайском обществе в последние годы возобладали прямо противоположные тенденции. Ногайский «правящий истеблишмент» в недалеком прошлом, т.е. в госсоветское время, в порядке «социального эксперимента» отказался от традиционных, проверенных веками принципов, вместо них насаждались чуждые ногайскому обществу социальные модели и стереотипы. Как следствие в ногайском обществе стремительно обостряются социальные противоречия, растет пропасть между бедными и богатыми. Уровень ногайской науки, культуры, системы школьного образования постоянно падает.
Отрицательно сказывается на судьбе этноса и отсутствие культурного единого ногайского центра, который бы нас объединял. Правда, радует нас, что 17 марта 2004 года в Голландии открылся официальный Ногайский Фонд. 3260 ногайских семей, проживающих в Голландии, теперь имеют возможность возрождать и развивать свою культуру в центре Европы. В сокращенном названии «SNN» — теперь является центром в Европе для всех ногайцев. Эта великолепная и радостная новость зажгла огромную надежду на возрождение в сердцах всего ногайского народа. Для создания SNN многие годы трудились наши соотечественники из Турции, Румынии и других стран.
Ногайцы занимали те же земли, что и их предшественники — кипчаки, а ранее — печенеги, и приходя на бескрайние степные просторы, не чувствовали себя здесь «чужими», а наоборот, они попадали на исконные земли своих предков. Виллем Рубрук упоминает, что «в северо-западной части Причерноморья кипчакское население было адаптировано завоевателями. На основе его сформировался тюркоязычный этнос, известный с XIV в. как ногайцы». До недавнего времени (130-150 лет назад) основная масса ногайцев предпочитала кочевой образ жизни, хотя было ясно, что оседлый — более выгодный.
Именно ногаи проявили себя как достойные потомки скифов в таком сложном деле как организация высокотоварного производства пшеницы на просторах Таврии (север Крыма и юг нынешних Запорожской, Херсонской, Николаевской областей). В конце XVIII ст. Таврической губернии стали приниматься меры к обращению ногайцев к земледелию; администрация раздавала им хлебные семена и старалась, согласно предписанию Екатерины, убеждать «примером кротости»; но, когда приставом ногайских орд был назначен французский эмигрант граф де Мезон, он, чтобы обратить весь народ к земледелию, сжег все их кибитки. При устье реки Обыточной был основан, в 1821 г., в 3 в. от моря, город Ногайск, где заведены были плантации: лесная и садовая.
Проблемы ногайского народа возникли не сегодня и не вчера, они существуют с незапамятных времен.
Трагическую роль в уничтожении ногайской государственности и в целом ногайского народа сыграли калмыки совместно с имперскими войсками. Осколки Больших и Малых Ногаев на протяжении XVII в. рассеялись на огромном пространстве Евразийской степи. Лишившиеся единого центра кочевники образовали улусные потестарные структуры — Орды. Физический террор, проводившийся во времена борьбы ногайцев в течение 16-18 веков, во всех регионах проживания ногайцев в Российской Федерации, сменился террором экономическим.
Советские идеологи, экспериментируя с ногайцами, создавали целые проекты, реализуемые в регионах компактного проживания ногайцев. Имперские власти милостиво разрешили кочевникам тихо вымирать на этих засушливых и безводных пространствах. Часть дагестанских ногайцев сохранились благодаря пустынной земле, из-за суровых климатических условий на которую в свое время не притязали и позарились русские цари.
К сожалению, в последнее время Ногайская Степь стала стратегически важным районом для осуществления попыток инвестирования проектов, для освоения территории традиционного природопользования коренного ногайского народа с целью пополнения финансового положения этноклановых группировок республики: (2008 г.) отвергнутый специальной комиссией в начале 1950-х годов втором варианте (западное побережье Каспийского моря на территории Дагестана) сооружения ракетного полигона для запуска межконтинентальных баллистических ракет; (2011 г.) попытка реализации проекта по строительству сахарного завода в самом центре Ногайской степи на 100 тыс. га площади территории, что составляет 9% земель Ногайского района в партнерстве с американской компанией «Аmity Technology LLC»; (2012 г.) практическая реализация строительства объектов птицекомплекса Московского проекта «Создание и развитие Агротехнопарка «АгроДагИталия» на бывших землях Асса-Аульского сельского совета.
«Главным достижением Дагестанской организации Всероссийского общества охраны природы в 1980-90 годах является отклонение неоднократных и настойчивых предложений Госплана СССР о строительстве атомной электростанции в поселке Глав Сулак». (А.Г.Коршунов. Дагестан: Годы и События. С. 210. Махачкала 1998).
При осуществлении своих «проектов» освоения территории традиционного природопользования коренного ногайского народа зачастую мы выглядим как препятствие на пути бессистемного использования Ногайской Степи как пастбища для отгонного животноводства. «Существующие мелкоконтурность и чресполосица земель являются серьезными препятствиями применения современных агротехнических процессов.» ( Перспективное территориальное и экономическое зонирование (на примере Республики Дагестан).
В советский период «чести» создать свою «советскую социалистическую» государственность в форме союзной или автономной республики ногайский народ не удостоился. Но социально-экономические проблемы у ногайского народа начали сильнее ощущаться с 1922 г., когда ногайский народ впервые в своей истории оказался в Дагестане, степных аборигенов иногда старались чем-то заинтересовать: Правительство Дагестана обещало создание Ногайского округа (уезда) с большими правами «по примеру Аджарии в составе Грузии». Но слово свое не сдержало и ногайцы в очередной раз были обмануты.
Территория Ногайской степи оказалась лакомым куском для соседей: обширные степные пастбища, равнинные просторы пашни, миллионное поголовье скота, выход к Каспийскому морю, а также найденная позже нефть стали причиной взаимных территориальных претензий Ставропольского края и Дагестана. Проблемы коренного малочисленного ногайского народа в основном кроются в нарушениях как международного, так и внутреннего законодательства.
С самого начала, не соблюдая ни одну демократичную норму по выявлению волеизъявления населения, как центральные, так и местные власти прибегали к примитивной демагогии, о чем, к примеру, свидетельствует «Воззвание ЦИК и СНК ДАССР к трудящимся присоединенных к Дагестану районов» от 20 декабря 1922 года.
Документ настолько ярко отражает способ мышления тогдашнего руководства и гласит: «Товарищи рабочие и крестьяне! 16 ноября 1922 года Постановлением Президиума ВЦИК согласно вашему желанию, часть Кизлярского уезда и Ачикулакский район включены в состав Автономной ДССР». В своем обращении к дагестанскому народу по поводу присоединения ногайских земель к ДАССР, Дагестанский ЦИК не скрывая своей радости сообщает, что территория республики расширилась за счет этих земель, площадь которых в 1,5 раза превышает собственную территорию Дагестана.
По отношению к ногайскому народу продолжается политика геноцида и этноцида, которая подтверждается принятием Народным Собранием РД 26.09.1996 г., с изменениями и дополнениями от 7.12.1999 г., уникального для Республики Закон РД «О статусе земель отгонного животноводства в Республике Дагестан» противоречаего Земельному кодексу РФ, введенного в действие в 2001 году и принятым в соответствии с ним федеральным законам, регулирующих земельные отношения.
Мы неоднократно обращались в адрес руководства страны об опустынивании земель отгонных пастбищ, в связи с хищническим, бессистемным и круглогодичным выпасом скота хозяйствами горных районов. Но уже сами горцы пришли к выводу, что так издеваться над пастбищами больше нельзя. Н. Абдулаев, председатель СПК имени Шамхала Ахвахского района по поводу причин опустынивания отгонных пастбищ говорит: «По закону здесь пасти овец фактически нельзя в летнее время. То, что летом пасти мелкий рогатый скот запрещается, записано прямо в законе об отгонном животноводстве. Потому что травостой ухудшается, флора и фауна обедняется, а это приводит к опустыниванию и деградации земель. Но люди овец держат, они лучше их продадут, чем отправят куда-нибудь в горы. И на самом деле, с пастбищами для частного скота сложно, не только мелкого, но и крупного рогатого. Вместе 500 голов крупного рогатого скота пасут в три раза больше. Кроме того 8-100 голов лошадей, 2000 голов овец. Какой тут будет порядок? Все должны болеть за общее дело…». (газета «Ахвахцы-Ашвадо» № 6 июнь 2013 с.7).
С 17 по 19 мая 2013 года в подмосковном Бекасово прошел круглый стол «Северный Кавказ: механизмы и риски земельной реформы», организованный Российским конгрессом народов Кавказа и Кавказским центром проектных решений с целью провести инвентаризацию существующих в регионе поземельных противоречий, получить срез имеющихся на местах мнений о применимости готовых и апробированных в схожих ситуациях рецептов из российского и международного опыта.
Программой круглого стола стали проектные сессии, в рамках которых представители регионов Северного Кавказа при поддержке экспертов разрабатывали предложения по конкретным механизмам разрешения поземельных противоречий в регионе. Участник круглого стола, Магомед Абдулаев, юрист Регионального Общественного Фонда «Согратль» горного Гунибского района охотно разъясняет преимущества схемы и утверждает, что она вполне применима для улаживания межэтнических конфликтов, вызванных территориальными спорами.
«Я живу в Альбурикенте — в одном из трех поселков, на землях которых кумыки хотят образовать Таркинский район. Они имеют моральное право на эту землю (аналогична судьба ногайцев). Но сейчас она принадлежит государству. Если кумыки сумеют вернуть ее в свою собственность по нашей схеме, всем остальным не останется ничего другого, кроме как вступать в договорные отношения с новыми собственниками. В этом случае уже кумыки сами будут решать, с кем продлевать договор, а с кем нет»,- констатирует Абдулаев.
Царская администрация не приняла каких-либо мер для предотвращения национальной трагедии, т.е. переселению ногайского народа в султанскую Турцию, к тому же само царское правительство было заинтересовано в этом. Содействуя переселению ногайцев, царизм преследовал цели избавления от тех, кто при соответствующих обстоятельствах мог бы стать резервом национально-освободительного движения в империи.
Лишившись политической самостоятельности и пережив трагедию вынужденного переселения (мухаджара), ногайцы утратили собственные суфийские традиции, и в 19-20 вв. исламский мистицизм среди них был распространен незначительно и имел не местное происхождение (из Бухары, Дагестана или Чечни).
Оставленные переселенцами плодородные земли власти раздавали помещикам, офицерам, представителям местной феодальной знати. В их лице царизм создавал себе опору на окраинах России.
Ногайские тюрки не исчезли, они составляют сегодняшнее коренное татарское население заволжских районов Самарской, Саратовской, Волгоградской, Оренбургской областей, приняли активное участие в формировании сегодняшних казанских татар, особенно Закамья; западных татар бассейна реки Сура и темниковских татар башкир; сибирских татар, астраханских юртовских татар, крымских татар степной зоны, казахов младшего и частично среднего жуза.
В восстановлении исторической справедливости в отношении ногайского народа в Российской Федерации, мы возлагаем большие надежды на учреждаемую Ассамблея коренных народов Евразии в содействии и оказании помощи нам обращениями в ООН, ПАСЕ и другие международные организации об отмене:
1) Антиконституционного Указа ПВС РСФСР № 721-4 «0 восстановлении Чечено-Ингушской АССР и упразднении Грозненской области» от 9 января 1957 г. в части касающихся ногайцев.
2) Принятого Народным Собранием РД 26.09.1996 г Закона РД «О статусе земель отгонного животноводства в Республике Дагестан» противоречащего Земельному кодексу РФ введенного в действие в 2001 году, и принятым в соответствии с ним федеральным законам, регулирующим земельные отношения.
Янгурджи АДЖИЕВ,
вице-президент Конгресса Тюркских Народов,
почетный председатель Дагестанской Региональной общественной организации
по развитию гражданского общества «Бирлик» (Единство) ногайцев