КАК ИЗВЕСТНО, в Верховную Раду Украины внесен законопроект о восстановлении исторической топонимики Крыма. На днях в ветке «QIRIM-Crimea-Крым-Крим» в режиме он-лайн состоялось интервью посетителей сайта «Одноклассники.Ру» с автором законопроекта народным депутатом Украины Олесем Донием, организованное киевским журналистом Османом Пашаевым.
— Олесь Сергеевич, кто кроме вас работал над законопроектом?
— В действительности речь идет не об одном законопроекте, а двух. Еще два месяцев назад я зарегистрировал другой законопроект, где основной идеей является возможность изменение субъекта принятия решения по переименованию. При нынешней ситуации решение принимает орган местного самоуправления (плюс местный референдум). Но вы же понимаете, что это означало бы невозможность позитивного решения вопроса. Поэтому в моем законопроекте речь идет о предоставлении Верховной Раде права принимать решение относительно переименований населенных пунктов. А уже следующий законопроект содержит перечень конкретных населенных пунктов, которым стоит вернуть старые названия.
Оба законопроекта разрабатывала команда Центра исследований политических ценностей «АКСИА». Помогали разные люди. Например, Тамила Ташева переслала некоторые справочные материалы относительно исторических крымских названий.
— Участвовал ли и каким образом в этом законопроекте Мустафа Джемилев?
— Мустафу Джемилева я, конечно, поставил в известность. Мне казалось, что для развития украино-крымскотатарских отношений чрезвычайно важно, чтобы этот законопроект разработал украинец.
Когда начинал работу над законопроектом, думал, что 75% успеха обеспечено (потому что на тот момент в парламенте действовало оранжевое большинство). Теперь у законопроекта вероятность успеха 2-3%. Но тему все равно нужно поднимать и пропагандировать. Просветительская деятельность чрезвычайно важна. Кстати, не только в Верховной Раде, но и в Крыму.
— Может ли Верховная Рада переименовывать населенные пункты без референдумов?
Этот законопроект — моя личная инициатива, поэтому масштабные соцопросы проведены быть и не могли — они мне просто не по карману. Думаю, что общественное мнение в самом Крыму еще не благоприятно (хотя оно постепенно и улучшается). Именно поэтому я предложил принятие решения именно Верховной Радой. Все же легче убедить политическую элиту, чем бороться со старыми советскими штампами, которые до сих пор живучи среди значительной части крымского населения.
Кстати, Луганску и Мариуполю старые имена возвращались так же Радой, а не через местные референдумы.
В качестве компромисса мой законопроект не предусматривает переименование районов. Ведь районирование было проведено уже позже. Да, к тому же границы нынешних районов часто не совпадают с преждними. То есть, например, был бы город Карасубазар, но Белогорского района (по аналоги Петербург — Ленинградская область). Возможно, для части русского населения так легче было бы привыкнуть к новым-старым названиям.
— Что вас связывает с Крымом?
— Моя бабушка из Крыма: селоТоганаш-Мин (ныне с. Великоселье Нижнегорского района). Поэтому о массовых депортациях крымских татар и других народов я знал с детства. Кстати, в первой же своей курсовой работе на историческом факультете я об этом написал (а это были еще советские времена и нас учили, что даже никакого голодомора в Украине не было)…
Как историк считаю, что топонимика — это частица нашей истории и культуры. И если мы не научимся уважать культуры других, то не научимся уважать и свою культуру, которая складывается из множества частей. И одна из наиболее интересных частей украинской истории – это история Крыма и крымскотатарского народа.
Но изменение топонимики — вопрос не только политический, но и финансовый. И лоббировать его сложно. Но культура дороже всяких денег. Возвращение исторических названий – шаг к возрождению культуры нации. И на это не жалко тратить. Безкультурные люди больше могут профукать и собственных, и государственных денег. Очевидно, что некоторые реваншистские круги в России еще бредят о возвращении в российское лоно некоторых частей прежней империи, и в частности Крыма. Поэтому они и не заинтересованы в избыточном, на их взгляд, развитии культуры других народов. Возвращение исторических названий может этими кругами восприниматься как акт дерусификации. Поэтому основное контрдействие будет иметь сугубо политический характер (недостатком средств могут лишь прикрываться).
— Не будет ли ваш законопроект еще одним надолго «зависшим» законопроектом, как и «о коренных народах»? И почему законопроект появился после подписания Президентом указа о роспуске парламента?
— Законопроект был подготовлен мной давно. Я все ожидал удобного случая, надеялся, а вдруг возобновится оранжевая коалиция и реально удастся его провести. Но стало понятно, что Рада может быть распущена и никаких гарантий попадания в следующий парламент у меня нет. Осмелится ли кто-то еще подготовить такой законопроект в следующей Раде — неизвестно. Поэтому я принял решение зарегистрировать его теперь. По-крайней мере, он станет предметом обсуждения, и даже если Раду распустят, и меня в следующем созыве не будет, Верховной Раде все равно придется его рассматривать, потому что такова процедура. А это значит, что общественности можно будет давить, чтобы его приняли.
— Общественность Крыма начала акцию лоббирования законопроекта. Сейчас направляются письма народным депутатам для того, чтобы ускорить внесение в повестку дня этого законопроекта…
— Думаю, что различные проявления активности населения не помешают. Особенно имеет значение не столько письма к депутатам (они их читают редко), как работа масс-медиа. Стоило бы подумать о серии круглых столов и конференций и их должном освещении в СМИ со стороны общественных организаций.
— При всей своей привлекательности и заманчивости идея изменения топонимики Крыма законом ВР Украины при ее реализации может стать катализатором серьезного напряжения Крыму… Насколько готова Украина к «повышению температуры» в Крыму?
— А это уже от нас с вами зависит. На то и общественность, чтобы оказывать воздействие на власть. А если власть не хочет прислушиваться к своим избирателям, то за такую власть не следует более голосовать. Теперь вы можете целенаправленно ставить вопрос перед СВОИМИ партиями (за которые вы голосовали), чтобы в случае победы они ввели в действие этот законопроект.
Киев уделяет Крыму очень мало внимания. Я всегда говорил, что одним, любым, законом всех проблем не решить. Необходимы системная работа и государственная программа по Крыму. Что касается топонимики, то кроме законопроекта должна быть проведена колоссальная просветительская работа в Крыму (конференции, телепрограммы, статьи, уроки в школах и т.п.).
Уважаемые друзья, я всех благодарю за внимание. Благодарю Османа Пашаева за инициативу. Если будут появляться конкретные вопросы, замечания, рекомендации, то меня можно найти через Османа Пашаева или Тамилу Ташеву.
Юзала сайт Фериде ВАИТ
«Полуостров» №44, 28 ноября — 4 декабря 2008 г.