Османская империя и турки–османы в поэзии и прозе А.С. Пушкина

Post navigation

Османская империя и турки–османы в поэзии и прозе А.С. Пушкина

В поэтических и прозаических произведениях А.С. Пушкина немало упоминаний, описаний и характеристик Османской империи (Memalik — i — Osmaniye) и турок (османлы), из которых складывается мозаика, позволяющая судить об отношении автора к соседнему имперскому народу.

Бесспорно то, что об этом отношении нужно судить, исходя из исторических реалий, среди которых жил (рос и воспитывался, формировался как личность) А.С. Пушкин. Необходимо вспомнить и о том, что представляла из себя Турецкая империя в первой трети Х1Х века, какие отношения у неё складывались с Россией. Несмотря на то, что Блистательная Порта (Devlet — i — Aliye) всё более и более клонилась к упадку, теряя экономическую и военную` мощь, территории и (с ними) население, она ещё пыталась остановить продвижение России на Балканы и Кавказ. При жизни Пушкина состоялись две русско-турецкие войны:

1) 1806 — 1812 г.г.(заверишившаяся Бухарестским миром и потерей для Турции Бессарабии, Северо-Западной Грузии, установлением ограниченной автономии для Себрии);

2) 1828 -1829 г.г. (завершившаяся Адрианопольским миром (8.08. 1828г.) и потерей для Турции устья Дуная и восточного побережья Чёрного моря от устья Кубани до Аджарии, признанием независимости Греции и автономности Сербии, Молдавии и Валахии).

Налицо процессы: с одной стороны увеличения территории и населения вступившей в период своего высшего военно-политического могущества России (в 1796г. — 36 млн чел, в 1835г. — 60 млн чел.), и уменьшения площади и населения Турции, султаном которой с 1808 по 1839г.г. был Махмуд Второй. Россией в первой половине Х1Х столетия правили императоры Александр 1 (1801 — 1825) и Николай 1 (1825 — 1855). Очевидно, что Пушкин осознавал величие и усиление мощи России и разделял чувства гордости за её геополитические успехи на западе, юге и востоке. Так в 1829г. после заключения Адрианопольского мира, он пишет:

Опять увенчаны мы славой,

Опять кичливый враг сражён,

Решён в Арзруме спор кровавый,

В Эдырне мир провозглашён.

И (дале) двинулась Россия

И юг державно облегла,

И пол-Эвксина вовлекла

(В свои объятия тугие). (1)

Но это не мешало ему относиться по-человечески, с уважением к туркам, представителям империи-конкурента. Интересен, показателен в этой связи эпизод одного из сражений в Закавказье, свидетелем которого был Пушкин и который приведён в «Путешествии в Арзрум» (гл. 4):

«…Из лесу вышел турок, зажимая свою рану окровавленною тряпкою. Солдаты подошли к нему с намерением его приколоть, может быть из человеколюбия. Но это слишком меня возмутило; я заступился за бедного турку и насилу привёл его изнемождённого и истекающего кровью к кучке его товарищей…» (2).

И ещё один штрих, показывающий, как мог ценить Пушкин в человеке достоинство и культуру, даже если это и был попавший в плен противник. Он счёл необходимым привести слова пленённого паши (генерала), обращённые к Пушкину как поэту: « Благословен час, когда встречаем поэта. Поэт брат дервишу. Он не имеет ни Отечества, ни благ земных; и между тем, как мы, бедные, заботимся о славе, о власти, о сокровищах, он стоит на ровне с властелинами земли и ему поклоняются» (3).

В так называемой сатирической поэме «Стамбул гяуры нынче славят», сочинённой якобы янычаром Амин -оглу, Пушкин показывает различие между столицей и провинцией Османской империи, между изнеженной верхушкой и простым народом, сохраняющим в чистоте свои природные качества. Вместе с тем показана одна из причин упадка Турции, элита которой всё более подпадала под мировоззренческое влияние Европы:

«… Стамбул отрёкся от пророка;

В нём правду древнего Востока

Лукавый Запад омрачил.

Стамбул для сладостей порока

Мольбе и сабле изменил.

Стамбул отвык от поту битвы

И пьёт вино в часы молитвы.

В нём веры чистый жар потух…» (4)

В поэзии Пушкина турки упоминаются косвенно («Был и я среди донцов…») (5), («Полтава» — «турецкой рати приступ шумный»)(6), или непосредственно — («Делибаш» — о поединке молодого казака и турецкого йигита-делибаша, закончившемся гибелью обоих) (7). Замечательным примером того, как Пушкин одним словом смог подчеркнуть наиболее приметную, природную черту турецкого национального характера, является стихотворное описание Владикавказского базара:

«Теснится средь толпы еврей сребролюбивый,

(Под буркою казак), (Кавказа) властелин,

Болтливый грек и турок молчаливый,

И важный перс, и хитрый армянин». (8)

Интересное подтверждение точности и наблюдательности Пушкина имеется в Энциклопедическом словаре более чем столетней давности:

«…Турок тяжёл на подъём, солиден, серьёзен, лишён восточной суетливости, враг болтливости и навязчивости, в делах честен и прям

до суровости; сельское население, особенно в Малой Азии, трудолюбиво, выносливо и гостеприимно». (9)

В песнях западных славян («Видение короля», «Битва у Зеницы великой», Гайдук Хризич», Марко Якубович», «Воевода Милош») (10) , написанных в 1834г., турки предстают как угнетатели, то есть с точки зрения сербов, хорват, боснаков, находившихся под властью Турции в то время.

 

Намёки на «царство славного Салтана», то есть на Истанбул (Царьград) и на заморскую империю содержатся в «Сказке о царе Салтане…». (11)

В «Истории Пугачёва» Пушкин выступает как объективный исследователь прошлого. Интересно содержащееся в ней упоминание о некрасовцах, потомках донских казаков, которых в царствование Анны Иоанновны увёл за собой в пределы Османской империи, спасая от репрессий, Игнатий Некраса:

«Потомки их доныне живут в турецких областях, сохраняя на чужой им родине веру, язык и обычаи прежнего своего отечества. Во время последней турецкой войны они дрались противу нас отчаянно…». (12)

В течение многих поколений и после Пушкина некрасовцы жили в инокультурном окружении, сохраняясь как национальная группа русских. До сих пор те их потомки, которые не вернулись в Россию (в СССР), сохранившие язык и веру, проживают на северо-западе Малой Азии (Турция)

и Добрудже (Румыния).

В национальных характерах и исторической судьбе двух имперских народов — русских и турок — немало общих природных черт и закономерностей. Это Пушкин увидел, осознавал и чуял интуитивно. В соответствии своей натуре он с должным уважением относился к народу, создавшему в ХШ-ХУ в.в. одну из величайших империй — соперницу России в геополитическом столкновении в Причерноморье, на Кавказе и Балканах с середины семнадцатого столетия.

Примечания:

(1) Пушкин А.С. в 19 томах. М.: Воскресение, 1999. т.3, кн.1, с. 168

(2) Пушкин А.С. в 19 томах. М.: Воскресение, 1999. т.8,кн.1, с. 471-472

(3) Пушкин А.С. в 19 томах. М.: Воскресение, 1999. т.8,кн.1, с. 475

(4) Пушкин А.С. в 19 томах. М.: Воскресение, 1999. т.8,кн.1, с. 478

(5) Пушкин А.С. в 19 томах. М.: Воскресение, 1999. т.3, кн.1, с. 173

(6) Пушкин А.С. в 19 томах. М.: Воскресение, 1999. т.5, с. 63

(7) Пушкин А.С. в 19 томах. М.: Воскресение, 1999. т.3, кн.1, с. 199

(8) Пушкин А.С. в 19 томах. М.: Воскресение, 1999.

(9) Энциклопедический словарь т ХХХ1У, СПб 1904, с. 205

(10) Песни западных славян — 16 стихотворений, 11 из которых являются переделкой прозаического текста песен из кн. Мериме «Гузла или избранные иллирийские стихотворения, собранные в Далмации, Боснии, Кроации и Герцеговине. Пушкин А.С. в 19 томах. М.: Воскресение, 1999.т.3, кн.1 с. 334 — 369

(11) Пушкин А.С. в 19 томах. М.: Воскресение, 1999. т.3,кн.1, с 506 — 533

(12) Пушкин А.С. в 19 томах. М.: Воскресение, 1999. т.9, кн.1,с 14

Асан ХУРШУТОВ,

Г. Ялта

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня