Российские ученые исследовали Y-хромосомы трех групп татар – крымских, поволжских и сибирских, чтобы подтвердить или опровергнуть теорию об их генетическом родстве. Результаты показали, что все они не являются родственными. Отчет о проделанной работе опубликован в журнале «Вестник Московского университета», серии «Антропология» еще в 2016 году.
Ее авторы — заведующая лабораторией популяционной генетики человека Медико-генетического научного центра профессор Елена Балановская и научный сотрудник лаборатории геномной географии Института общей генетики РАН Анастасия Агджоян. Однако в декабре публикацию проанализировал ряд российских СМИ, после чего возникло широкое обсуждение в соцсетях. «Россия для всех» попробовала разобраться, что же обнаружили ученые.
«У этнонима «татары» причудливая судьба. Предполагается, что он имеет китайское происхождение: китайцы называли «да-да» или «та-та» одно из племен, жившее на границе современных Монголии и Китая. Это племя было почти целиком уничтожено Чингисханом, но его имя оказалось перенесено на всех монголов и тюрков-кочевников, входивших в состав монгольских войск. Возможно, это связано с ассоциацией у европейцев с древнегреческим Τάρταρος (Тартар, ад), отчего этот термин в Европе обозначал вообще всех восточных варваров. На большинстве европейских карт все земли, подвластные Золотой Орде, включая Русь, назывались Тартарией или Татарией.
Затем этноним татары остался за всеми тюрками Восточной Европы, Кавказа, Урала, Западной и Средней Сибири. В русских летописях татарами назывались все мусульманские народы. Согласно одной из популярных гипотез, все этнотерриториальные группы татар являются осколками некогда единой средневековой общности, а Золотая Орда — первоначальным государством всех татар. Согласно другой версии — булгаро-татарской — формирование разных групп татар Евразии происходило на основе местного населения с заимствованием тюркского языка и культурных особенностей. Одним из актуальных подходов для решения проблемы происхождения татар могут стать исследования их генофондов», — так генетики обосновали актуальность своей работы.
Обследование трех групп татар проводилось с 2006 по 2014 год в ходе комплексных экспедиций разных коллективов — Медико-генетического научного центра и Института общей генетики (Москва), Харьковского и Кемеровского университетов, Тобольского пединститута. Все перечисленные институты при этом использовали единую технологию. В выделенных из крови образцах ДНК изучали Y-хромосому. В итоге были созданы генетические портреты, которые продемонстрировали различия в «букете» генов трех народов.
На приведенном «Генофонд.рф» графике видно, что генетические портреты разных татар не похожи друг на друга.
«Заметной чертой генофонда крымских татар является высокая доля (около половины) южных (E1b1b1-M35; G1-M285; G2a-P15; I2a-P37.2; J1-M267; J2-M172) и небольшая доля восточных (C3-M217, O3-M122; Q-M242) по своему происхождению и современному распространению гаплогрупп Y-хромосомы. Остальная часть разнообразия распределена между паневразийской гаплогруппой R1a-M198 и родственной ей R1b-M343 и несколькими минорными вариантами. Таким образом, генетический портрет крымских татар задан преобладающим вкладом средиземноморских и переднеазиатских линий с небольшой (около 10%) долей восточных (в основном, центральноазиатских) гаплогрупп Y-хромосомы», — говорится в исследовании.
У поволжских татар разнообразие меньше, наиболее высок вклад гаплогрупп, распространенных в Восточной Европе и Приуралье. А группа сибирских татар оказалась наиболее генетически разнообразна. Около четверти в их генофонде составляет доля «сибирских» гаплогрупп, более трети приходится на «паневразийские», для отдельных субэтносов сибирских татар — ялуторовских и бухарцев — характерен юго-западный след.
Генетическое разнообразие сибирских татар подробно разбирается в другой статье, в журнале «Молекулярная биология» (первый автор Анастасия Агджоян), где показано, как их «генетический портрет» распадается на несколько разных уже на следующем, более детальном уровне.
«То, что генофонды разных групп татар оказались так далеки друг от друга в пространстве Евразии, говорит об отсутствии у них единого генетического происхождения, — объясняет Анастасия Агджоян. — Речь идет именно о биологическом происхождении группы, которое формирует структура браков внутри нее. Иными словами, генофонды современных групп татар нельзя считать «осколками мозаики» — генофонда когда-то единой общетатарской популяции, это, скорее, «галерея» разных генетических портретов».
Эти же исследования опровергают теорию происхождения трех групп татар от средневекового монгольского племени. Речь идет именно о биологическом происхождении. Культурная, ментальная, языковая общность предопределялась исторически в разные периоды и при различных обстоятельствах.
«Полученные результаты позволяют сделать вывод, что генофонды каждой из трех региональных групп татар сложились преимущественно на основе местного населения данного региона (Крыма, Поволжья или же Сибири) и что генетический вклад евразийских миграций имел не общий, а различные источники для каждой из региональных групп татар», — резюмируют ученые.
Источник: https://tat.rus4all.ru/city_msk/20181214/728856354.html