Все ближе скорбная дата депортации калмыцкого народа. 70 лет минуло с того трагического дня, когда калмыки были, словно скот, погружены в товарные вагоны и отправлены в сибирские просторы. Приходит время осмыслить, осознать эту дату и все время, проведенное калмыками в депортации.
И сейчас Сибирь проходит через жизнь и судьбу каждого калмыка… И поколения, отправленного в Сибирь (сейчас им уже за 70), и поколения, в Сибири рожденного (60-летних), и их детей (50-40-летних), и внуков и правнуков «сибиряков» (30-20-летних).
Политические репрессии и реабилитация их жертв — очень сложная, животрепещущая проблема не только для самих репрессированных, но и для новых поколений, молодежи. Истинная причина депортации — вопрос до сих пор открытый.
Этой темой нужно более активно заниматься и специалистам-историкам, и всем, кто связан с ней, потому что мы должны дать определенный ответ грядущим поколениям. Особенно она актуальна в преддверии 70-летия депортации калмыков. В следующем году и у наших соседей — чеченцев, ингушей, балкарцев, турок-месхетинцев — 70-я годовщина этой трагедии.
Эта высылка до сих пор дает о себе знать — фальсификации, придуманные в то время, еще до сих пор повторяются писателями, журналистами, историками, а за ними и широкой общественностью. Формулировки, придуманные некогда, чтобы оправдать это страшное преступление, еще живут, прочно укрепившись в массовом сознании, существуют до сих пор. Это и обвинения в «массовом предательстве», «бандитизме», создании разного рода «легионов» и даже «людоедстве», о чем говорили в сибирских селах, конечно, по подсказке НКВД.
В Указе Президиума Верховного Совета СССР от 27 декабря 1943 года «О ликвидации Калмыцкой АССР и образовании Астраханской области в составе РСФСР» было сказано: «Учитывая, что в период оккупации немецко-фашистскими захватчиками территории Калмыцкой АССР многие калмыки изменили Родине, вступали в организованные немцами воинские отряды для борьбы против Красной Армии, предавали немцам честных советских граждан, захватывали и передавали немцам эвакуированный из Ростовской области и Украины колхозный скот, а после изгнания Красной Армией оккупантов, организовывали банды и активно противодействовали органам Советской власти по восстановлению разрушенного немцами хозяйства, совершают бандитские налеты на колхозы и терроризируют окружающее население, Президиум Верховного Совета СССР постановляет:
1. Всех калмыков, проживающих на территории Калмыцкой АССР, переселить в другие районы СССР, а Калмыцкую АССР ликвидировать…».
Кстати, в Указе, касавшемся депортации карачаевцев, выселенных несколько ранее, чем калмыки, говорилось: «В связи с тем, что в период оккупации многие карачаевцы вели себя предательски, вступали в организованные немцами отряды для борьбы с советской властью, предавали немцам честных советских граждан, сопровождали и показывали дорогу немецким войскам, наступающим через перевалы в Закавказье, а после изгнания оккупантов противодействуют проводимым советской властью мероприятиям, скрывают от органов власти бандитов и заброшенных немцами агентов, оказывая им активную помощь», т.е. власти использовали почти стандартный, трафаретный текст и особо не заботились формулировками.
Давайте же попытаемся ответить на некоторые самые распространенные измышления и выдвинуть гипотезу истиной причины депортации калмыков и других «наказанных» народов Северного Кавказа.
Одним из главных обвинений в адрес калмыков служит «массовая измена», заключавшаяся в «переходе 110-й Отдельной Калмыцкой кавалерийской дивизии в полном составе на сторону немцев» и «сформированный из предателей Калмыцкий кавалерийский корпус». Давайте рассмотрим эти пункты более подробно.
Перепись населения СССР 1939 года свидетельствует, что калмыков в Советском Союзе проживало 134402 человека. Из них в Калмыцкой АССР -107315 чел., в Сталинградской области — 8502, в Ростовской области — 9047. Еще 9548 человек проживало в других местах. Из них в Калмыцкой АССР мужчин-калмыков призывного возраста проживало 21619 человек.
История Великой Отечественной войны свидетельствует, что за период войны из калмыцкого народа было мобилизовано и направлено в ряды действующей армии около 30 тысяч калмыков (включая сюда и живших за пределами КАССР). Каждый третий калмык из призванных на фронт погиб. Об этих практически десяти тысячах наших земляков мы мало что знаем.
Тридцать тысяч солдат и офицеров калмыков — это 21,4 % численности калмыков перед войной. Т.е. практически все мужское население дееспособного возраста сражалось на фронтах Великой Отечественной.
При этом современники, как со стороны союзников, так и с германской стороны отмечали массовый героизм, проявляемый калмыками на поле боя. В своей книге «Народы Советского Союза» американская писательница и журналистка Анна-Луиза Стронг писала: «Первые комментарии берлинской прессы были посвящены «безумному героизму» русских. Эти «сумасшедшие» вели «войну не по правилам». Русские танкисты врезались на своих машинах прямо в немецкие танки, опрокидывая их в лобовом столкновении. Русские летчики обрубали хвосты вражеским самолетам пропеллерами. При защите крепостей русские продолжали сражаться за каждый бастион, а потом взрывали себя вместе с врагами. Русские пехотинцы нападали на танки с бутылками горючей смеси. По странной иронии судьбы, первые красноармейцы, упомянутые в берлинской прессе за «сумасшедший героизм», были не русские, а калмыки, представители народности из дельты Волги… Нацистская «высшая раса» должна была признать, что по какой-то непонятной причине из этой «низшей расы» вышли герои войны…».
Героизм калмыцких воинов отмечало и германское командование. В сводках немецкой полиции безопасности и СД за 17 июля 1941 г. отмечалось: «Командир полиции безопасности и СД в Люблине сообщает, что на подопечной ему территории до сих пор идут ожесточенные бои… В Брестской крепости до сих пор идут ожесточенные бои. Во многих случаях советско-русские монголы используются как снайперы на деревьях, в результате чего множество немецких солдат были убиты выстрелами в голову».
В августе 1941 года в составе 70-й кавалерийской дивизии был сформирован 189-й Калмыцкий кавалерийский полк. Полк в составе дивизии принял участие в упорных осенне-зимних боях 1941 года в районе Ростова-на-Дону и 26-29 ноября 1941 года отличился при его освобождении. Побывавший в расположении 70-й кавалерийской дивизии командующий Южным фронтом генерал-полковник Я.Т. Черевиченко, высоко оценил героические действия 70-й кавдивизии и, в частности, 189-го кавалерийского полка. «Передайте всем бойцам Калмыцкого кавалерийского полка,- говорил генерал, — что они дрались, как орлы: каждый из них заменял двоих и троих».
В начале февраля 1942 г. 70-я кавалерийская дивизия была переброшена на Харьковщину. Дивизия совершила очень тяжелый марш-бросок, двигаясь в конном строю, вдоль линии фронта, постоянно подвергаясь атакам вражеской авиации и увязая по колено в сугробах — зима выдалась снежная. Войдя в оперативное подчинение 2-го кавалерийского корпуса, 70-я кавдивизия с 19 по 20 февраля 1942 года активно участвовала во всех боевых операциях советских войск на этом направлении. 19-20 февраля 1942 года 70-я кавалерийская дивизия вместе с другими частями и соединениями Красной Армии была брошена на прорыв линии фронта противника. В течение четырех-пяти дней тяжелых боев линия фронта была прорвана, и в образовавшуюся брешь устремились части 70-й кавалерийской дивизии, а также другие кавалерийские соединения Красной Армии. Совершив рейд по тылам противника, 70-я кавалерийская дивизия благополучно возвратилась в расположение советских войск. После этого дивизия еще несколько раз ходила в кавалерийские рейды.
Позже, весной-летом 1942 г., во время неудачного Харьковского наступления, 70-я кавалерийская дивизия практически в полном составе героически погибла в окружении.
Источник: http://www.bumbinorn.ru