23 февраля в Севастополе отмечают «двойной» праздник: День защитника отечества и День народной воли. Последний появился после 2014 года и приурочен к одноименному митингу, где Алексей Чалый был избран «народным мэром». Но для крымских татар это скорбная дата – в этот день в 1918 году в Севастополе был убит Номан Челебиджихан – крымский политический, культурный и религиозный деятель.
Основные мероприятия, приуроченные памяти Номана Челебиджихана, крымские татары проводили в Севастополе – здесь погиб политический деятель. Но с 2015 года публичные массовые мероприятия в этот день для них запрещены.
«В 2015 году у меня прошли беседы в «Центре Э» по поводу этого дня, – говорит активист Нариман Джелял. – Тогда вопрос дошел до «высоких» кабинетов. Меня пригласили в полпредство президента России к Олегу Белавенцеву, где кроме него присутствовали Сергей Аксенов, Руслан Бальбек и другие чиновники крымского правительства».
Несмотря на то, что севастопольская исполнительная власть тогда согласовала митинг в память о Челебиджихане, чиновники запретили его проводить. Люди поодиночке возлагали цветы к мемориальной доске, установленной на Новом бульваре. После этого крымские татары не подавали уведомлений на проведения подобных мероприятий.
«Я не могу сказать, что крымская власть вообще забыла об этой дате и не проводит мероприятий. В мечетях, как и раньше, проходят молебны – дуа, но публичные митинги и акции находятся под запретом. Почему? Потому что 23 февраля — праздник, потому что люди должны радоваться, а не скорбеть. Хотя раньше у нас не было проблем с проведением публичных мероприятий. Ни столкновений, ни каких-то существенных провокаций не было. В конце концов, у нас ведь есть полиция, которая, по хорошему, и должна обеспечивать конституционное право граждан на мирные собрания и пресекать провокации», – добавляет Джелял.
Недоволен нынешним запретом на проведение акций памяти Номана Челебиджихана и глава организации «Милли Фирка» Васви Абдураимов. По его мнению, ограничение прав крымских татар на публичные мероприятия – очередное звено в цепи политических действий против крымскотатарского народа.
«Конечно, молебнов под патронатом Духовного управления мусульман недостаточно, должны проводиться публичные мероприятия. Запрет или нежелание проводить их является очередным безобразием, которое не прекратится до тех пор, пока нынешняя власть не прекратит следовать избранной стратегии, направленной на построение Крыма без крымскотатарского народа», – говорит Абдураимов.
Он также критикует активистов, которые, по его мнению, до 2014 года превращали траурную дату в политически ориентированный митинг.
«Со стороны Меджлиса регулярно случались перегибы. Траурные мероприятия, на которых народ чтит память Челебиджихана, искусственно перетекали в митинги с политическими лозунгами и требованиями. Но нивелировать полностью массовые публичные мероприятия – это, конечно, тоже не выход из ситуации», – говорит Абдураимов.
Не допустить в будущем
Нариман Джелял признает, что митинги отчасти имели политическую подоплеку, но указывает на то, что обстоятельства обязывали активистов выражать политическую волю крымских татар.
«Когда мы говорим о каких-то памятных датах для крымских татар, мы всегда подразумеваем какие-либо трагические события – будь то 18 мая или 23 февраля. Очевидно, что на публичных акциях, приуроченных к этим датам, люди анализировали, что произошло тогда, что нужно с этим наследием делать и как не допустить ничего подобного в будущем. Это ведь не праздник Хыдырлез. Люди действительно выражали какие-то пожелания в сторону крымских властей, давали рекомендации и обращали внимание на актуальные для народа проблемы. Но я не вижу здесь ничего ужасного, это гарантированное право людей – выражать свою политическую волю, в том числе и на митингах», – говорит Джелял.
Васви Абдураимов уверен, что, если бы крымская и севастопольская власть не запрещала проведения подобных акций, чиновники сами могли бы извлечь из них политические преференции.
«К сожалению, наша власть не может понять, что организация или помощь в организации этих и других важных для крымских татар мероприятий пойдет на пользу самой власти, но никак не во вред ей, – указывает общественный деятель. – Власть могла бы добиться симпатий и авторитета среди коренного крымскотатарского народа. А раздавая повсеместные запреты, она продолжает отталкивать людей, продолжая таким образом всю эту цепочку событий, связанную с изъятием земель, запретом на представительство в структурах власти, отказом в восстановлении правосубъектности народа и так далее».
Давид Аксельрод
Источник: https://ru.krymr.com/a/29059233.html