Вплоть до тридцатых годов прошлого века татар называли гололобыми из-за того, что татарские мужчины и мальчики всегда ходили бритоголовыми. Это у татар считалось признаком мусульманства и чистоплотности. Теперь вы не увидите ни одного бритоголового татарина. Все с длинными волосами. Цивилизация!
Вплоть до Второй мировой войны татарских мужчин старше сорока называли аксакалами из-за того, что они носили бороды как признак мудрости и уважения. Теперь вы не увидите ни одного мудрого старика ни с черной, ни с белой бородой. Все гололицые. Цивилизация!
В татарской деревне до Второй мировой войны мужчины не пили спиртного. Были один-два разгильдяя, которые выпивали только по базарным дням. Сегодня пьют все и каждый день. Цивилизация!
Среди татарского населения разводов почти не было, теперь семь из десяти молодых семей разводятся. Цивилизация!
Раньше татарские школы функционировали по всей России, теперь только десятая часть татарских детей учится на родном языке. Цивилизация!
Если татарская девушка выходит замуж не за татарина, их общий ребенок вырастет русским. Татарский парень женится на русской, их ребенок вырастет русским. Цивилизация!
До революции синонимом слова «татарин» было имя Абдул, так как самым распространенным именем среди татар было имя Абдулла. Теперь синонимом слова «татарин» могут служить имена Альберт, Роберт, Рафаэль… Цивилизация!
За три поколения татары потеряли свое лицо. Вскоре в паспортах у татар появится множество таких сочетаний имен: Рафаэль Альбертович Эдуардов, или же Роберт Альфредович Карлмарксов. Все! Исчезают с родословного дерева истинно татарские имена. Да здравствует цивилизация!
Первые крупные шаги к деградации татарской нации, как ни парадоксально, начали делать сами татарские учителя, окончившие неполные советские школы. Если вы встретите татарского Генриха, Луизу, Роберта, спросите их:
— Твои родители были учителями?
Ответ будет положительным.
Это началось примерно в 35-м году прошлого века. Сплошь и рядом татарские учителя стали называть своих чад европейскими именами. Нет в мире ни одного народа, кроме татар, стремительно удаляющегося от традиционных имен. Это отказ от традиции, отказ от предков, отказ от сущности.
А когда разгромили мечети, согнали в Сибирь мулл, сожгли Коран, народ остался без религии. Взамен ему предложили ложную религию коммунизма. Так исчезли традиции, связанные с исламом.
Обычаи и традиции татарского народа испокон веков были связаны с лошадью, с конем: это кумыс, это казы, это выделывание кожи, это скачки, это Сабантуй. Коней уничтожили, вместе с ними исчезли и традиции, связанные с конем. В татарских селах вместо конюшен построили свинарники. Татары-мусульмане привыкли к свиньям и к новым традициям, связанным со свиньей. Рядом со свининой появился и самогон.
О возможном исчезновении татарской нации всего за двести лет писал еще наш классик Гаяз Исхаки (1904). Сто лет прошли после публикации данного прогноза. Осталось еще сто. Если дела пойдут такими темпами, как мне кажется, татары не дотянут и до ста. От громадной татарской нации останутся разбросанные по России семейки, но вскоре и они бесследно исчезнут.
Да, закрытие национальных школ, уничтожение очагов культа (мечетей), жесткое ограничение татарского языка, частые смены алфавита, ложные показатели переписей, исторические шельмования татарского населения, репрессии великих личностей татарского народа и массовая поставка мужского населения на передовые позиции во всех войнах как пушечного мяса привели татарскую нацию к духовному обнищанию.
Татарская нация имела три возможности для своего возрождения. Первое возрождение относится к периоду Великая Булгария — Золотая Орда — Казанское ханство. После падения Казанского ханства в 1552 году наступает время регресса татарского народа. Начинается московское иго над татарским народом. До основания разрушаются города, мечети, караван-сараи, библиотеки, школы; начинается насильственное крещение мусульман, некрещеное татарское население облагается непосильными налогами. Начинается беспредел чиновничества, поповщины и армейских наказаний. Эти черные страницы татарской истории продолжались с 1552 по 1776 год. И вы в эту эпоху мракобесия не найдете имен татарских поэтов и ученых. Наступает период черной пустоты, вакуума в умах татар, только долголетняя партизанская война и частые бунты против национального гнета остались в памяти народа.
И недаром в восстаниях против царского гнета всегда участвовала большая часть татарского населения.
Вторую возможность для своего возрождения татары завоевали с оружием в руках, участвуя в Пугачевском восстании. Подавляющее большинство восставших составляли татары-башкиры. И императрица Екатерина поспешила издать указ о веротерпимости. Конечно, не из-за любви к «поганым татарам» да башкирам она издала этот указ, а из-за боязни, что татары снова восстанут против империи. И татары получили сотую долю возможности учиться на своем родном языке, читать аль-Коран, строить каменные мечети, открывать национальные школы. Татарский народ нашел в себе силы снова возродиться из пепла как птица феникс. Издав указ, Екатерина не выделила ни гроша из государственной казны для возрождения татарского народа. Татарский народ сам, за счет своих духовных и материальных ресурсов начал возрождаться. Татарский народ в эту эпоху родил таких великих поэтов, как Мауля Кули, Кандали, Акмулла, Утыз-Имяни. Появилось множество ученых, таких талантливых как Марджани. Издавались книги, открывались школы. Из народности татары превратились в народ. Но это продолжалось недолго. Великие умы татарского народа стали преследоваться. Началась насильственная ассимиляция. Но татарский народ всеми силами противостоял насильственному крещению и ассимиляции. Великим, умным, хитрым инквизитором той эпохи был богослов Ильминский. Он нашел самый верный путь ассимиляции татар: великолепно владея несколькими восточными языками, в том числе и татарским, перевел на татарский язык Евангелие — миссионеров готовил из самих же татар.
Наступает 1905 год. Возникает третья возможность для возрождения татар. Революция дала плеяду талантливых личностей, политиков, ученых, фабрикантов, золотопромышленников из татар. Мощный класс рабочих и крестьян, сильную интеллигенцию. Актеры, писатели, музыканты, военачальники, театр, высшие школы создали из татарского народа нацию.
Третий период возрождения татарской нации продолжался с 1905 по 1917 год. Эти двенадцать лет доказали, что татарский народ таит в себе неиссякаемый творческий потенциал и в искусстве, и в литературе, и в торговле, и в промышленности. Не получая из царской казны ни копейки, татарская нация образовывала себя. Она строила школы, мечети, караван-сараи и направляла своих способных сынов и дочерей на учебу в Германию, во Францию, Египет, Турцию, Петербург…
Сталин фактически был учеником Ильминского и, продолжив его политику ассимиляции татар, довел ее до конца, обезглавив татарскую нацию при попустительстве ВКП (б). Своей выдуманной теорией о нациях Сталин запретил татарам называться нацией. По его мнению, самая большая нация в России после русских — татары — не имела право называться нацией: татары — не нация, всего лишь народ.
Что же такое нация?
Вот что рассказывал выдающийся татарский поэт Сибгат-ага Хаким:
— Мы — группа татарских писателей-аксакалов, кажется, в 1966 году были на приеме у народного депутата, знаменитого химика-академика Арбузова-старшего. Руководитель группы, председатель Союза писателей Мирсай Амир начал разговор с ним так:
— Уважаемый Александр Ерминингельдович, татарская нация с древнейших времен…
Арбузов выслушал писателя до конца и спокойно ответил:
— Я такой нации не знаю. Нация — это французы, англичане, немцы… ну, с натяжкой и русских можно назвать нацией. Татары уже не нация, а народ.
А на мой взгляд, если народ, не получая извне и от господствующего над ним государства, способен самообразовываться, за свой счет построив школы, и иметь свои рабочий и крестьянский классы, свою буржуазию, промышленников, интеллигенцию, печать на своем языке, национальные театры — то этот народ является нацией, ибо он сам определяет свою судьбу, хотя и не имеет своей государственности, армии и судов.
Татары были уникальной нацией в составе России среди нерусских народов.
После 1917 года начинаются яростные нападки на самостоятельность татарской нации. Шквал репрессий начинается именно с татарских национальных лидеров, таких как Султан-Галиев. Закрываются школы, разрушаются мечети. Почти все муллы, писатели, политические деятели уничтожаются по системе, созданной Сталиным.
Татарский интеллигент, окончивший татарское медресе, овладевал по крайней мере 5-6 языками: татарским, турецким, персидским, арабским, русским и каким-нибудь европейским языком. Вот эта интеллигенция, знающая пять языков, уничтожена была в тридцатых годах. А оставшиеся лучшие интеллигенты погибли на войне с фашистской Германией. Например, около пятидесяти татарских писателей не вернулись с фронта.
Сегодня татарский интеллигент знает один язык: татарский или русский. Но он не владеет татарским языком в совершенстве — он разговаривает и пишет на ломаном, замусоренном чужими словами языке.
Теперь, действительно, татар нацией назвать уже невозможно. Татары принижены до названия «народ». Ибо нация свои проблемы решает сама. Сейчас татары не смогут даже добиться желанного алфавита.
Рабит БАТУЛЛА, писатель