Права человека в кораническом учении

Post navigation

Права человека в кораническом учении

Выступление члена Кенеша (Совета) Милли Фирка Асана Хуршутова на научно-практической конференции по правам человека (12 декабря 2009 г., г. Ялта)

Священный Коран, защищённый по воле Божьей от искажений особой формой подачи информации, проповедует справедливость и общежитие в качестве идеала общественной жизни…

В нём во всей полноте и в должной мере определены правила жизни человечества. Коран формирует в человеке целостное восприятие процессов мироздания, указывает на искажения, привнесённые в предшествовавшие откровения. Он запрещает паразитизм на труде людей (ростовщичество, мошенничество) и запрещает оскотинивание человека вещественными и информационными наркотиками.

В Коране утверждается, что каждый человек имеет право непосредственного общения с Богом. А это означает решение вопроса об иерархии личностей. Все пред Богом равны. Он – судия. Это основа.

Коран даёт человеку метод построения культуры мысли. Даёт представление о различении, и различение по нравственности, указывая на истинные основы представлений о правах человека.

Человек создан с определённым Божественным замыслом; его предназначение, права и обязанности определил его Создатель. Для человека сотворены Земля и порядок в небесах: «Неужели вы не видите, что Аллах подчинил вам то, что на небесах и на земле, и одарил вас сполна Своими явными и незримыми благами?» (31:20). Человек, обладая свободой воли, ответственен за свои поступки: «Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей. Ему достанется то, что он приобрёл, и против него будет то, что он приобрёл…» (2: 286).

Милость Аллаха и в том, что «Человек получит только то, к чему он стремился, Его устремления будут увидены, а затем он получит воздаяние сполна» (53: 39-41)

Обозначим основные из прав человека, содержащиеся во Всеобщей исламской декларации прав человека, основанной на Коране и принятой Всемирным Исламским Советом 19.09. 1981г.

1) ПРАВО НА ЖИЗНЬ человека, его неприкосновенность и безопасность ясно определены Кораном. Убийство одного человека определено как преступление всего человечества: «…кто убьёт человека не за убийство или распространение нечестия на земле, тот словно убил всех людей, а кто сохранит жизнь человеку, то словно сохранит жизнь всем людям…» (5:32) Возмездие же узаконено с целью обеспечения абсолютной неприкосновенности людей, и именно в этом смысле надо понимать слова Всевышнего: «Возмездие спасает вам жизнь, о обладатели разума! Быть может, вы будете богобоязненны» (2:179) Возмездие применимо к агрессору и захватчику, грабителю и вору, растлителю и сеющему нечестие.

2) ПРАВО НА СВОБОДУ. Коран установил равенство всех людей перед шариатом- законом Божьим, осудил клевету и лжесвидетельство: «О те, которые уверовали! Будьте стойки ради Аллаха, свидетельствуя безпристрастно, и пусть ненависть людей не подтолкнёт вас к несправедливости…» (5:8) Нет различия между правителем и подвластным, богатым и бедным, мусульманином и немусульманином.

Никакому человеку или народу не дозволено покушаться на свободу другого человека или народа. Подвергшиеся агрессии имеют право на возмездие: «Нет укора тем, которые мстят после того, как с ними поступили несправедливо» (42:41)

3) ПРАВО НА РАВЕНСТВО РАСОВОЕ, НАЦИОНАЛЬНОЕ, СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ. Люди сотворены равными перед Создателем, без различия расы, национальности, пола, социального статуса: «Среди Его знамений — сотворение небес и земли и различие ваших языков и цветов. Воистину — в этом знамение для обладающих знанием» (30:22) «О люди! Воистину Мы создали из вас мужчин и женщин и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга, и самый почитаемый перед Аллахом среди вас – наиболее богобоязненный…» (9:13)

Коран указывает на источник этого равенства: «Каждый, кто на небесах и на земле, явится к Милостивому только в качестве слуги… Каждый из них явится к Нему в День воскресения в одиночестве» (19: 93-95) и на его божественный регулятор:

«Кто сделал добро весом в мельчайшую частицу, увидит его, И кто сделал зло весом в мельчайшую частицу, увидит его.» (99: 7,8)

4) ПРАВО НА СПРАВЕДЛИВОСТЬ и 5)ОБЯЗАТЕЛЬНОСТЬ СПРАВЕДЛИВОГО УПРАВЛЕНИЯ И СУДА. Каждый вправе защищать себя от несправедливости и обиды. Каждый должен защищать и права других, и право сообщества на основе религиозных принципов.

6) ПРАВО НА ЗАЩИТУ ОТ ПРОИЗВОЛА ВЛАСТИ.

ПРАВО НА УЧАСТИЕ В УПРАВЛЕНИИ.

С коранической точки зрения замалчивать критику неправедного управленца значит пренебрегать повелением Аллаха. Основа обязанностей управляющих – честность в уведомлении и справедливость в решениях. Задача имеющего власть над другими людьми, в том, что он «…повелит им совершать одобряемое и запретит им совершать предосудительное, объявит дозволенным благое и запрещённым скверное, освободит их от бремени и оков…» ( 7:157)

Политическая свобода в исламе гарантирует право на управленческую должность в соответствии со способностями, нравственным уровнем и знаниями человека. Определены нравственные ориентиры для управленцев всех уровней: «Если Мы одарим их властью на земле, они будут совершать намаз, выплачивать закят велеть совершать одобряемое и запрещать предосудительное. А исход всех дел у Аллаха» (22: 40,41)

7)ПРАВО НА ЗАЩИТУ ЧЕСТИ И РЕПУТАЦИИ.

8) ПРАВО НА УБЕЖИЩЕ

9) ПРАВА РЕЛИГИОЗНЫХ МЕНЬШИНСТВ гарантированы кораническим принципом: «Нет принуждения в религии…» (2:256)

10) ПРАВО НА УЧАСТИЕ В ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ.

ПРИНЦИП СОВЕЩАТЕЛЬНОСТИ –Шура в жизни мусульман, которые «совещаются между собой о делах…» (42:38) Шура- основа отношений между правителем и народом. Народ избирает правителя, требует его отчёта и вправе не подчиняться, если власть нарушает принципы Закона Божьего.

11) ПРАВО НА СВОБОДУ УБЕЖДЕНИЙ, МЫСЛИ И ВОЛЕИЗЪЯВЛЕНИЯ.

Свобода мышления в кораническом учении проистекает из того, что Творец наделил человека способностью к различению добра и зла, дал это различение, дал право выбора и указал на лучшее: «Скажи: Разве равны слепой и зрячий?» (34:46)

12) СВОБОДА ВЕРОУБЕЖДЕНИЙ – непреложный элемент коранического мировоззрения: «Скажи: Истина от вашего Господа. Кто хочет, пусть верует, а кто не хочет, пусть не верует» (18:29) «Вы исповедуете свою религию, а я исповедую свою!» (109:6) «Мне достанутся мои деяния, а вам – ваши деяния. Вы не причастны к тому, что я совершаю, а я не причастен к тому, что совершаете вы» (10: 41) Но она не предполагает одобрение вероотступничества.

 

13) ПРАВО НА ПРОПАГАНДУ И АГИТАЦИЮ. Каждый человек имеет право на высказывание и защиту своих убеждений: «Скажи: Таков мой путь. Я и мои последователи призываем к Аллаху согласно убеждению…» (12:108) Право на объединение людей «которые будут призывать к добру, повелевать одобряемое и запрещать предосудительное. Именно они окажутся преуспевшими» (3:104)

На основе различения данного вам, люди: «помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но не помогайте друг другу в грехе…» (5:2)

14) ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРАВА основаны на том, что Всё в мироздании принадлежит Аллаху (5:120), Который предоставляет всем и каждому их долю: «Каждого из тех и других Мы наделяем дарами твоего Господа…» (17:20) Аллах позаботился о доле всех живых существ: «Нет на земле ни единого живого существа, которого Аллах не обеспечивал бы пропитанием…» (11:6)

Право на труд. Работа – средство, обеспечивающее существование человека в бренном мире. Для того, кто посвятил жизнь Всевышнему, работа является средством богослужения. «Наилучшая пища для человека — та, которую он добывает собственными руками» (хадис). Запрет на ростовщичество («Аллах дозволил торговлю и запретил лихоимство…» (2:275), на мошенничество в коммерческих делах («Горе обвешивающим…» (83:1-3), как на заниженную так и на завышенную оценку труда и товаров, на лицемерие т.н. «благотворительности»:

«Не обмеривайте и не обвешивайте, не присваивайте себе имущества людей и не распространяйте нечестия на земле после того, как на ней наведён порядок…» (7:85) Частная и коллективная собственность под защитой шариата. Перераспределение благ в обществе : «Раздавай должное родственнику, бедняку и путнику…» (17:26) регламентировано Кораном и сунной.

15) РАВЕНСТВО МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ ПЕРЕД БОГОМ. ПРАВО НА СОЗДАНИЕ СЕМЬИ.

Мужчина и женщина созданы и подобными друг другу, и разными, в соответствии с их предназначением и ролью в этом мире. Распределение их обязанностей и ролей по исламу соответствует природе их полов. Но они равны перед создателем и друг перед другом. Однако ислам, не отрицая участия женщин в общественно-политической жизни и управлении, определяет, что избрание женщин на высшие управленческие посты не допустимо («Народ, вверивший свои дела женщине, не преуспеет никогда» — хадис от аль Бухари). Самая высокая миссия её — материнство.

Брак в исламе регулируется нормами шариата. Основное его назначение- рождение детей и воспитание их преданными слугами Господа миров. Семья объединяет мужчину и женщину во имя Аллаха. Она находится под защитой шариата.

16) ПРАВО НА ПРИОБРЕТЕНИЕ ЗНАНИЙ И ВОСПИТАНИЕ

Истинное знание от Бога: «Господи! Приумножь мои знания» (20:114) «и выше любого, обладающего знанием, есть более знающий!» (12:76) Несомненно, что Коран оберегает от ошибок, аяты его – основа истины.

Напомню, что 19.09. 1981г. была принята Всеобщая исламская декларация прав человека, основанная на Коране, провозгласившая, что права человека дарованы Всевышним; поэтому соблюдение их обязательно в силу их божественного происхождения. Отступление от них не разрешено.

Кораническое жизнеречение должно восторжествовать и вытеснить рабовладельческую библейскую концепцию, реализация которой привела человечество к апокалипсису ХХ столетия с его социальными потрясениями, глобальными войнами, этническими чистками территорий и геноцидом, явно выраженным вырождением авангарда западной богоборческой цивилизации и всех, кто пытается этому авангарду подражать.

Источники, литература:

1) Коран

2) Мухаммад Аль – Газали. ПРАВА ЧЕЛОВЕКА В ИСЛАМЕ.- Москва, ИПЦ «Андалус», 2006.- 176с.

3) Керимов Г.М. Шариат: Закон жизни мусульман. Ответы Шариата на проблемы современности. – СПб.: Изд. «ДИЛЯ», 2007.- 512с.

4) Права человека. Основные международные документы. М., «Международные отношения», 1989

5) Замысел жизнеустройства России в новом тысячелетии. ( Внутренний Предиктор СССР) М., 1997

 

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня