Высшее военное руководство Сирии уничтожено — будущее страны под вопросом. Заявление главы МИД России Сергея Лаврова от 16 июля о том, что Москва не поддерживает Башара Асада, а поддерживает «то, о чем договорились все…», и последовавший 18 июля жуткий акт террора в Дамаске, уничтоживший всю верхушку сирийского руководства — ближайших родственников и соратников президента Сирии — таков хронометраж сирийской драмы.
Пока российская сторона пыталась убедить «партнеров» в том, что она не поддерживает Асада, последние, взявшиеся его низвергнуть, уничтожили все силовое крыло сирийской власти, а сам Асад остался беззащитен, рискуя разделить участь Муаммара Каддафи. Тем самым, как и в случае с Ливией, было доказано, что решение важнейших международных проблем происходит не по принятым «единогласно» планам и резолюциям, а на поле боя, которым стал практически весь ближневосточный регион.
Примечательно, что теракт, обезглавивший сирийскую армию, произошел в день визита в Москву турецкой делегации во главе с премьер-министром Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом, который как раз непосредственно и прямо вовлечен в сирийский кризис в качестве практически стороны конфликта.
Американцы, быть может, были бы рады предоставлению Асаду убежища в России, возможно Эрдоган даже лично просил российских коллег вывезти его по-добру по-здорову.
Турецкий премьер заявил в Москве, что Анкара выступает категорически против нарушения территориальной целостности Сирии. Но о том, насколько Турция поддержала своими действиями ход ситуации, приведшей к угрозе раскола Сирии как таковой, турецкий премьер распространяться не стал. Не будем забывать, что именно Турция сыграла решающую роль в разжигании гражданской войны в соседней стране, ни много, ни мало взрастив на своей территории армию повстанцев и политическое руководство сил сопротивления.
Насколько можно верить заявлению Эрдогана о желании сохранить целостность Сирии и в возможность добиться этого в принципе? В свое время такие же пожелания звучали относительно Ирака, что не мешает сегодня Турции заниматься вывозом сырой нефти из Северного Ирака без санкции Багдада.
Территориальная целостность не может существовать сама по себе, в автономном режиме. Нет ядра — нет поля притяжения, нет целостности. Нет влиятельного Багдада, нет в составе Ирака Киркука. Нет политической системы в Дамаске, не будет единой Сирии.
Сирийские повстанцы, ставшие неожиданно для себя пламенными борцами за демократию, но при этом непонятно кем ведомые, уже взяли под контроль границу с Ираком протяженностью в 600 км и КПП на границе с Турцией, сообщают СМИ. Представитель сирийских «Братьев мусульман» Риад аш-Шафка 19 июля заявил телеканалу «Аль-Арабия», что под контролем повстанцев находится не менее 75% территории Сирии, и «революционное командование» приняло решение «начать битву за освобождение Дамаска».
Нужна ли «Братьям мусульманам» единая Сирия?
«Сохранение единства Сирии может быть выгодно кому угодно, но только не самим сирийцам. И вполне возможно, что, просуществовав около века — сначала под эгидой французов, а затем и независимо, Сирия вновь окажется там, откуда все начиналось», — констатировал эксперт Арарат Мирзоян в своей статье «Конец единой Сирии: война и межконфессиональный передел» еще в начале года.
В декабре 2011 года пресс-секретарь сирийского крыла «братьев» Зухайр Салим в интервью курдскому-иракскому изданию Kurdwatch заявил, что «Братья мусульмане» заинтересованы в создании единой страны для всех мусульман Ближнего Востока. «К черту Сирию и сирийскую национальность! Как была создана Сирия? В результате договора Сайкс-Пико (1916 г.). А мы этот договор не признаем! Сирия — это временный феномен, временное явление. Наша цель — это создание единого государства для всей исламской уммы!», — заявил Салим.
За прекращение существования отдельной и независимой Сирии и за объединение страны с другими исламскими арабскими государствами — Иорданией, Египтом или даже Ираком высказывались и отдельные суннитские лидеры. При этом они напоминали, что в 1958-1961 годах просуществовала Объединённая Арабская Республика — союз Египта и Сирии. Есть претензии к государственному устройству Сирии и у компактно проживающих на юге страны друзов. При правлении алауитского клана Асадов, они потеряли признаки автономии и, естественно, будут не прочь восстановить бывшие позиции после краха режима. Самих же соплеменников Башара Асада — алауитов, по всей видимости, ждут великие испытания и кровопролитная борьба за «место под солнцем».
Особая позиция у сирийских курдов. Получив серьезную политическую и ресурсную базу в лице Иракского Курдистана, они ведут осторожную игру: наладив связи с врагами Асада — оппозиционным Сирийским национальным советом, курды оговорили, что если события будут развиваться в сторону панарабского национализма, они и вовсе могут отделить себя от сирийского круговорота, получив поддержку Курдской автономии Ирака. И это именно то, что волнует Турцию больше всего, заставляя Эрдогана переживать за территориальную целостность Сирии.
Центробежные процессы в Сирии набирали обороты по мере углубления гражданской войны, а с уничтожением силового центра достигли апогея. Сотни тысяч беженцев могут подтвердить уже сегодня — Сирии больше не существует.
Во имя чего это было сделано?
В глобальном плане уничтожением Сирии обеспечивается качественно новая ситуация на всем Ближнем Востоке. Характерной особенностью этой новой системы становится существенное ослабление регионального влияния Ирана и России. Напротив, выстраивается плодотворное поле для наращивания позиций США, Израиля, Турции и ряда Арабских монархий, прежде всего, Саудовской Аравии.
В своем выступлении на конференции Совета сотрудничества стран Персидского Залива (ССАСПЗ) в декабре 2011 года в Эр-Рияде, король Саудовской Аравии Абдалла сказал: «Государства Совета должны объединиться, чтобы стать сильнее». А объединяться есть кому. Саудовская Аравия, Кувейт, Катар, Бахрейн, ОАЭ и Оман — страны ССАСПЗ, официально подтвердили намерение принять в организацию «новый Египет», где правят все те же «Братья мусульмане», Иорданию и Марокко. В арабской прессе циркулируют слухи о том, что после гипотетического прихода к власти в Сирии и Ливане суннитских группировок, поддерживаемых Саудовской Аравией и ее партнерами, их также могут принять в «возрожденный халифат».
Своим противником номер один и «общей угрозой» консолидированный «арабский халифат» считает Иран, поддержавший шиитские выступления в Бахрейне, в восточной части самой Саудовской Аравии, в Кувейте и Катаре.
Тем самым, создан мощный антииранский блок: НАТО, в том числе и Турция, Израиль и арабский мир. Большой Ближний Восток! Стратегический фронт против Ирана открывается и со стороны Закавказья — Грузия контролируется НАТО, а Азербайджан наладил тесное военно-техническое сотрудничество с Израилем. Усиливаются военно-политические позиции США в Средней Азии, даже в такой родственной для Ирана стране, как Таджикистан.
Потеряв Сирию, Иран превращается в «однорукого великана», лишенного возможности эффективно оперировать на стратегическом участке своей внешней политики. Смена власти в Сирии, неминуемая дестабилизация ситуации в Ливане — все это может стоить Тегерану потери влияния во всем ближневосточном регионе, резко снизить авторитет ИРИ в Палестине и Секторе Газа.
Для Ирана и России уничтожение лояльного режима в Сирии и угроза распада этой страны означает в практическом смысле разрушение «сирийского буфера» между проектируемым «арабским халифатом» с одной стороны и членом НАТО Турцией — с другой, возникновение мощного регионального полюса влияния.
Иран после потери Сирии будет жить в предчувствии войны. Судя по беспрецедентно эмоциональной речи духовного лидера Ирана аятоллы Али Хаменеи, призвавшего народ ИРИ «готовиться к войне и концу света», эскалации ситуации здесь ожидают к декабрю 2012 года.
Если пророчества иранского аятоллы верны, то России следует готовиться к новому раунду противостояния с США на международной дипломатической арене, а также угрозе дестабилизации ситуации в Средней Азии и в Закавказье, связанных с Ираном миллионами нитей. Конкретно в Сирии России предстоит отстаивать право на дальнейшее использование пункта материально-технического обеспечения (ПМТО) кораблей ВМФ России в г. Тартус — единственного пункта базирования российских боевых кораблей в Средиземном море.
Источник: http://www.regnum.ru