Эпопею «Қырымның қырық батыры» — «Qirimnin qiriq batiri» — «Сорок богатырей Крыма тюркские народы — казахи, крымские татары, ногайцы, татары, башкиры, каракалпаки и узбеки — считают частью своего культурного наследия.
Наиболее полный вариант великой эпопеи наследников Золотой Орды был записан со слов казахского сказителя Мурын Сенгирбекулы в 1942 году. На него в основном ссылаются историки-тюркологи и литературоведы, когда говорят об этом громадном по своим масштабам литературно-историческом произведении. По своему объему это один самых больших эпосов в мире. Возможно самый большой.
У многих, кто мало знаком с казахской историей, собственно и у самих казахов, наверное возникает вопрос — почему эта великая эпопея, где описываются подвиги героев их народа называют 40 батыров именно Крыма, а не Великой степи к примеру? Или почему не 40 батыров Сарыарки, Жетысу, Мангыстау и т.д., то есть географических мест, где испокон веков по их мнению живут нынешние племена, образовавшие казахов как этнос.
Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо прояснить, что история тюркских народов, наследников Золотой Орды, сложнее, чем кажется. Ибо, львиная доля племен казахского народа ведут свое начало с времен Золотой Орды, или как сами казахи называли это время в своих эпосах «Ногайлы заман».
Как известно, казахский народ состоит из трех жузов и десяток различных племен. Так вот, раньше, в Улусе Джучи тюрские племена уйсин, канлы, жалаир, аргын, керей, кипчак,найман, алшын,барин, шырын, мангыт, конырат и другие составляли основной костяк армии Золотой Орды, где правили чингизиды.
Золотая Орда (Улус Джучи, Дешт-и-Кипчак) в период своего расцвета простиралась от Алтая до Дуная, определяя главные геополитические процессы в Евразии.
Географически Дешт-и-Кипчак разделяли на две ее важные составные части. А именно, если современная территория Казахстана, а также большая часть западной Сибири России это — восточный Дешт-и-Кипчак, то от Едиля (Волги) до Дуная — это западный Кипчак, где расположен Крымский полуостров.
В эпопеи «Кырымнын 40 батыры» описываются события как в восточной, так и в западной части Дешт-и-Кипчака, в том числе, связанные с землями современного Крыма, который был важной зоной стратегических интересов противоборства между золотордынскими племенами.
Интересно, что в казахских литературно-исторических произведениях период, когда они вместе с другими тюркскими народами были составной частью Дешт-и-Кипчака (Золотой Орды) называют «Ногайлы заман». Скорее всего, это связано с тем, что кочевые племена Золотой Орды себя именовали так во времена Ер Едиге.
Хотя ныне только один из золотордынских народов называет себя ногайцами, но именно историческими ногайлинцами являются многие нынешние народы как их прямые наследники. Ибо, племена мангыт, алшин, уйсин, канлы, аргын, керей, джалаир, найман стали и казахами, и узбеками, и татарами, и башкирами, и крымскими татарами. Ногайлинцы — это не только младший жуз казахов как представляется некоторым, который образовался в немалой степени на осколках Ногайской орды (байулинцы и алимулинцы). Но и племена Среднего и Старшего жузов, а также племенного объединения Жетыру Младшего жуза, которые вышли уже не из Ногайской Орды, а из Ак орды, который тоже является частью ногайлинского периода Золотой орды и располагался в восточной части Дешт-и-Кипчака.
Почему именно ногайлинский период?! Так как, хоть потомки Ер Едиге как Мангытский Юрт далее образовали Ногайскую орду, но сам Ер Едиге претендовал на всю Золотую Орду, мечтая объединить все племена как восточного, так и западного Дешт-и-Кипчака. Поэтому его образ среди народов Золотой Орды был особенным, который будучи не чингизидом, то есть не носителем крови белой кости ханов-чингизидов хотел объединить их всех в один кулак, и восстановить былое величие Золотой Орды, после его ослабления во времена правления Тохтамыш хана. Поэтому, по имени золотордынского Правителя Кара Ногай хана, в чей улус входили мангыты, племя Ер Едиге называли себя жителями улуса Ногая, то есть Ногайской Орды.
Крым же был составной и одной из важных частей империи Золотой Орды, где была налажена торговля с европейскими купцами, государствами Малой Азии и Ближнего Востока, считаясь можно сказать «воротами» в Черное море, которое связывала Золотую Орду с западными государствами.
Крым — будучи такой же областью Золотой Орды как современные степи Казахстана стал местом оседания многих могущественных кочевых племен, которые образовали с ее распадом уже в независимом Крымском ханстве свои бейлики (аргын, кипчак, шырын, барын) и населенные пункты. Так известно, что многие топонимы в Крыму носят названия джалаир, аргын, мангыт, алчин, канглы (кангыл), то есть понятные казахам, для которых это родовые и племенные названия.
Поэтому, Крым для казахов, татаров, узбеков, ногайцев важный регион, связанный с их историей и является исторической Родиной родственного для них крымскотатарского народа, с которым их связывает общее золотордынское наследие.
Название «кырым» тюркское, происходит от «кыр» – холм, горный хребет. А «ым» — аффикс принадлежности I лица единственного числа. То есть Крым это Мой холм.
Крым, для меня как казаха в споре «крымнаш» — тоже наш. Ибо Крым — это важная часть общей истории потомков народа Золотой Орды. Но в первую очередь через понимание что Крым – земля наших крымскотатарских братьев.
Тахир Ахмеджанов
Источник: https://m.ok.ru/group/50312231649332/topic/65543940614964