Как советский пилот сбил десятки самолетов фашистов, чудом выжил и стал легендой авиации.
Сейчас в Ярославле и Киеве ему стоят памятники, в родном Крыму — музей в его честь, в Махачкале, столице Дагестана, его именем назван международный аэропорт. Этот дважды Герой Советского Союза после окончания войны едва не оказался на обочине жизни, но благодаря друзьям-однополчанам сумел вновь встать в боевой строй и продолжил приносить пользу Родине.
«Лента.ру» вспоминает о невероятной судьбе и трагической гибели прославленного советского летчика Амет-Хана Султана.
Таран над Ярославлем
31 мая 1942 года. Над старинным русским городом Ярославлем воют сирены противовоздушной обороны — надвигается очередная волна немецких бомбардировщиков. На перехват им взлетают «Харрикейны» 4-го истребительного авиаполка.
И хотя враг так и не ступил на ярославскую землю, область еще в 1941 году стала прифронтовой, а налеты на ее города непрерывно следовали один за другим. Немцы бомбили в первую очередь промышленные предприятия и железные дороги. Били безо всякой жалости к тем, кто внизу, — например, под Рыбинском они уничтожили эшелон, перевозивший эвакуированных из блокадного Ленинграда детей, почти все они погибли.
Положение стало улучшаться после того, как по личному распоряжению Сталина на защиту неба Ярославщины перебросили четыре авиационных полка. В их числе был и 4-й истребительный, в котором служил 21-летний младший лейтенант Амет-Хан Султан.
В тот день он был в составе дежурного звена и после сигнала зеленой ракеты с командного пункта вместе с боевыми товарищами взлетел на перехват врагу. Завязался скоротечный бой, в котором молодой и горячий летчик быстро расстрелял все патроны. Однако в баках еще оставалось топливо. Оценив обстановку, Амет-Хан Султан мгновенно принял решение — идти на таран. Сразу мелькнула мысль: «Не пропустить врага любой ценой!»
Он бросил свой «Харрикейн» наперерез «Юнкерсу-88», ударив бомбардировщик левой плоскостью снизу. От страшного удара вражеская машина загорелась, однако и истребитель Амет-Хана застрял в пылающем «Юнкерсе». Сохраняя полное хладнокровие, летчик выбрался из кабины своего самолета и прыгнул с парашютом. Так будущий дважды Герой Советского Союза открыл свой боевой счет.
Через несколько дней его пригласили в Ярославль. В центре города, на Советской площади, где был выставлен сбитый «Юнкерс», при большом стечении народа представители местного комитета обороны вручили герою именные часы и почетную грамоту. Позднее Султана наградят орденом Ленина, а в 2010 году в память о подвиге в небе над Ярославлем на проспекте Авиаторов торжественно откроют памятник летчику.
Качинская школа
Амет-Хан Султан родился в крымском городе Алупка 20 октября 1920 года в дружной интернациональной семье рабочего и домохозяйки. Отец, Султан Аметхан, лакец по национальности, когда-то подался из родного Дагестана на заработки в Крым, встретил там свою любовь, да так и остался жить в этом благодатном крае. Мать, Насибе, была крымской татаркой.
Детство Амет-Хана прошло у моря, и он, как большинство его друзей, мечтал о подвигах и приключениях на просторах океанов. Рос крепким, спортивным парнем, увлекался национальной борьбой куреш. Все изменилось после того, как весной 1935 года 14-летний подросток выиграл городские соревнования по борьбе. В награду директор всесоюзного пионерского лагеря «Артек» вручил ему путевку. Отдыхая в лагере, Султан впервые в жизни увидел самолет и с тех пор без памяти влюбился в небо.
Но как простому парню из бедного прибрежного крымского городка стать летчиком? Окончив семилетку, Амет-Хан продолжил учебу в железнодорожном училище Симферополя, а затем начал работать слесарем в депо. Однако мечту о полетах упорный юноша не бросал и в свободное время записался в местный аэроклуб (ныне тот носит его имя). Старательный молодой человек выделялся не только добросовестностью, но и великолепными способностями к летному делу. Неудивительно, что, когда военные спросили у руководителей авиаклуба, кого из воспитанников они бы направили для поступления в Качинскую краснознаменную военную школу имени А. Ф. Мясникова, клубный инструктор Петр Большаков без раздумий порекомендовал Султана.
Кача, как в обиходе называли это военное училище, была в довоенном СССР главной кузницей летчиков. Амет-Хан, который учился в Качинской школе по ускоренной программе, проявил себя одним из самых талантливых курсантов. Он отлично освоил теорию и практику полетов, сотни раз поднимаясь в небо, быстро стал метко стрелять в воздухе. Будучи в прекрасной физической форме, демонстрировал успехи и на занятиях по общевойсковой и строевой подготовке.
В 1940 году Султан успешно сдал выпускные экзамены, ему присвоили звание младшего лейтенанта. Вслед за ним в войска отправилась характеристика, в которой было отмечено, что молодой командир обладает смелостью, инициативой, настойчивостью, выносливостью, летает на «отлично», причем делает это всегда с огромным желанием.
Первым местом службы новоиспеченного лейтенанта стал Бобруйск в Западном особом военном округе. Оттуда Султана вскоре перевели под Кишинев в 4-й истребительный авиаполк, где он и встретил начало войны. Свой боевой дебют в небе он совершил 22 июня 1941 года — в его задачу входила разведка. Постепенно полк втягивался в бои, и в условиях нехватки бомбардировочной авиации летчиков-истребителей бросили на поддержку сухопутных войск. Штурмовал позиции врага и Амет-Хан. К середине осени 1941 года на его счету было 130 успешных штурмовых и разведывательных полетов. Вскоре его наградили орденом Красной Звезды.
На рубеже конца 1941-го — начала 1942 года 4-й истребительный авиаполк прошел переподготовку на британском одноместном самолете «Хоукер Харрикейн» и был включен в состав Рыбинско-Ярославского дивизионного района ПВО. Именно там в мае 1942 года Султан впервые проявил себя как отличный летчик-перехватчик
«Аллюр три креста, за мной!»
Но грозные события на юге страны, где летом того года развернулось мощное стратегическое наступление Германии на Кавказ и Сталинград, потребовали от советской Ставки сосредоточить силы на этих направлениях. Пройдя переобучение на Як-1 и Як-7, Амет-Хан вместе с однополчанами попал в состав 8-й воздушной армии и с конца августа 1942 года включился в Сталинградское сражение. Здесь и развернулся во всю силу талант воздушного бойца — Султан начал сбивать один вражеский самолет за другим. Доставалось и ему самому. В одном из боев его подбили. Он едва успел покинуть на парашюте падающий Як
Командующий 8-й воздушной армией генерал Тимофей Хрюкин сформировал на базе 9-го гвардейского истребительного авиаполка воинскую часть, в которую зачислялись первоклассные летчики. Этот ударный кулак нужен был для завоевания господства в воздухе. В «полк асов» под командованием Героя Советского Союза Льва Шестакова перевели и Амет-Хана Султана. Среди его однополчан были Герой Советского Союза Михаил Баранов и будущий дважды Герой Советского Союза Владимир Лавриненков. Некоторое время в полку служили две прославленные советские летчицы — Герой России Екатерина Буданова и Герой Советского Союза Лидия Литвяк.
Султан не затерялся среди прославленных однополчан. Напротив, он доказал, что стал не только отличным пилотом, но и грамотным командиром. Осенью 1942 года его назначили командиром 3-й эскадрильи 9-го полка. С личного разрешения Хрюкина на борту самолета Амет-Хана появился орел — это был символ разработанной Султаном тактики атаки немецких самолетов с высоты.
Однополчане отмечали интересную черту его характера. Султан считал глупой и непростительной смерть вне кабины своего истребителя и потому во время авиационных или артиллерийских налетов первым уходил в убежище. Зато в воздухе был бесстрашным бойцом, который вел своих подчиненных в атаку с любимой присказкой «Аллюр три креста, за мной!» В августе 1943 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
Не у дел
Затем, в очередной раз переучившись на новый самолет (теперь это был американский истребитель «Белл Р-39 Аэрокобра»), в составе родного полка Султан участвовал в воздушных боях на Кубани, в Крыму и юге Украины.
В 1944 году прославленный летчик освоил новый советский истребитель «Лавочкин-7», на котором воевал до конца войны.
Последний бой помощник командира по воздушно-стрелковой службе 9-го гвардейского истребительного полка гвардии майор Амет-Хан Султан провел 29 апреля 1945 года, когда над берлинским аэродромом Темпельхоф сбил немецкий истребитель «Фокке-Вульф 190». Всего же за годы войны он совершил 603 боевых вылета, в том числе 70 на штурмовку, провел 150 воздушных боев, в которых лично сбил 30 неприятельских самолетов и 19 в группе. 29 июня 1945 года боевой летчик был удостоен второй Золотой Звезды Героя Советского Союза.
Страшная и кровавая война, которую Султан прошел с первого и до последнего дня, закончилась. Рядом была любимая жена Фаина (в девичестве Данильченко), на которой летчик женился летом 1944 года, а также первенец, сын Станислав. Сам он стал слушателем Военно-воздушной академии в Монино. Казалось, впереди его ждет большая карьера в ВВС и генеральские погоны.
Но в начале января 1946 года перспективный офицер неожиданно подал начальству рапорт с просьбой отчислить его. Гвардии майор Султан обосновал такой поступок тем, что трезво оценивает свой уровень знаний и не уверен, что выдержит пять лет обучения в академии. В то время это означало только одно — увольнение из рядов армии, что и произошло в апреле того же года.
Его друзья и сослуживцы были в растерянности и шоке, но Амет-Хан по-другому поступить не мог: он, пилот от бога, был готов летать едва ли не круглосуточно, но не мог много лет сидеть за партой в аудитории. Видимо, сказывался и недостаток базового образования, о чем гордый и талантливый авиатор особенно сильно переживал. К тому же бывший боевой летчик болезненно воспринимал трагедию родного крымскотатарского народа, в мае 1944 года репрессированного и насильственно высланного по приказу Сталина в Среднюю Азию.
Уйдя из армии, оставшись без средств к существованию с молодой женой и маленьким сыном, Султан всеми силами пытался вернуться к летной профессии, но ему это не удавалось. Как и многие другие прославленные фронтовики, не нашедшие себя в послевоенной жизни, он впал в депрессию, которую пытался заглушить алкоголем.
Чистое небо
К счастью, ему повезло, и на помощь вовремя пришли боевые друзья. Они обратились к генералу Хрюкину, который в тот момент исполнял обязанности заместителя главнокомандующего ВВС по боевой подготовке. Тимофей Тимофеевич встретился с бывшим подчиненным, они тепло поговорили. В феврале 1947 года благодаря поддержке генерала Амет-Хан стал летчиком-испытателем летно-исследовательского института в подмосковном Жуковском. Султан снова попал в родную стихию.
Полеты на новых самолетах и летательных аппаратах, зачастую проходившие в экстремальных условиях, открыли у него второе дыхание. За короткий срок он выдвинулся в число лучших пилотов СССР, став в сентябре 1952 года летчиком-испытателем 1-го класса. Закончились и неурядицы в семейной жизни — у него родился второй сын Арслан.
Начав с истребителей и реактивных самолетов, Султан затем перешел на стратегические бомбардировщики, впервые в стране провел на Ту-2 полностью автоматическую дозаправку в воздухе, испытал пилотируемый аналог самолета-снаряда КС «Комета» и в буквальном смысле на себе проверил системы катапультирования для различных видов летательных аппаратов. Много раз он был на волосок от гибели, но талант, профессионализм и хладнокровие позволяли Амет-Хану выходить невредимым из самых тяжелейших ситуаций. 23 сентября 1961 года ему присвоили звание «Заслуженный летчик-испытатель СССР» — за годы полетов он освоил около 100 типов летательных аппаратов.
Однако кроме мужества и профессионализма каждому летчику, особенно испытателю, нужна еще и госпожа Удача. 1 февраля 1971 года она изменила 50-летнему Султану. В тот хмурый зимний день пилотируемая им летающая лаборатория на Ту-16, где проходило испытание нового ракетного двигателя, рухнула в промерзшее болото. Погибли командир экипажа дважды Герой Советского Союза Амет-Хан Султан, летчик-испытатель Евгений Венедиктов, штурман-испытатель Вильям Михайловский, бортрадист Алексей Воробьев и ведущий инженер по летным испытаниям авиадвигателей Радий Ленский. В последний путь прославленного летчика проводили в Москве на Новодевичьем кладбище, где теперь находится посвященный ему мемориал.
Источник: https://pobeda75.lenta.ru/legends/sultan