Разрушение межнационального мира со вторым по численности народом после русского, вмешиваясь в учебный процесс с помощью прокуратуры, Максим Шевченко — член Совета при президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека — считает недопустимым.
С приветствия на татарском языке начал свое выступление в эфире радио «Комсомольская правда» журналист, общественной деятель Максим Шевченко. «Я думаю, что ломают здание сейчас чиновники московские, очевидно неправильно проинформировав Президента, которое с таким трудом мы выстраивали двадцать лет. Я не понимаю, зачем надо резать курицу, которая несет золотые яйца. Отношения с Татарстаном и с татарским народом являются фундаментом внутреннего устройства нашей страны», – сказал он. Шевченко считает недопустимым разрушение того равновесия, которое было найдено со вторым по численности народом после русского.
Спикер поддержал позицию директора русской школы «Солнце» в Казани Павла Шмакова, который отказался увольнять учителей татарского языка. «Я поддерживаю позицию этого мужественного директора школы, который не поддается этому диктату, тем более с прокуратурой. Когда это видано, что методику преподавания с помощью прокуратуры менять надо», – считает руководитель Центра стратегических исследований и национальной политики современного мира.
Ведущие программы «Национальный вопрос» Сергей Баранов и Елена Афонина задали вопрос директору казанской школы Павлу Шмакову, а нужно ли заставлять людей изучать татарский язык. По мнению руководителя школы, изучение языка региона, в котором живешь, это знак уважения и способ адаптации в нем. «Я 11 лет жил в Финляндии. Я приехал туда и начал изучать финский язык. Я выучил финский язык и через три года я начал преподавать на финском языке математику, информатику, физику, химию», – рассказал педагог.
На вопрос, почему нельзя изучение делать добровольным, если человек понимает, что ему эта дисциплина в жизни не пригодится, Шмаков ответил: «Я говорил с разными школьниками об этом, с разными родителями. Мне школьники говорят, что им физкультура совсем не нужна, они ходят в секцию бокса. Другой пятиклассник говорит, что он гуманитарий и ему не нужна физика с химией. А третий, который математик, говорит, что ему история и литература не нужны. Я считаю, что все предметы в разумной мере надо учить».
Павел Шмаков также уверен, что к национальному вопросу необходимо подходить очень аккуратно, потому что очень быстро разгораются национальные споры.
Максим Шевченко горячо поддержал позицию директора казанской школы и сообщил участникам дискуссии о том, что они не понимают специфики Татарстана. «Татарстан – это высокоразвитый индустриальный регион, где есть огромные индустриальные города: Казань, набережные Челны, Елабуга и так далее, где очень много молодежи на улицах живет. Если я молодой человек и приезжаю в Елабугу и начинаю изучать татарский язык, я вписываюсь в уличную среду, которая в Татарстане является крайне важной для молодого парня. Или я буду драться со всеми. У каждого региона свое лицо», – сказал Шевченко. Говоря о добровольности изучения, эксперт сообщил, что ребенок в принципе учиться не очень хочет.
«Моя позиция такая: все, что развивает мозги ребенка, все, что позволяет его психике осваивать новые типы знаний, все полезно. «Моя позиция такая: все, что развивает мозги ребенка, все, что позволяет его психике осваивать новые типы знаний, все полезно», – считает член Совета при президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека. Разрушение межнационального мира со вторым по численности народом после русского, вмешиваясь в учебный процесс с помощью прокуратуры, по его мнению, недопустимо».
Максим Шевченко также привел в пример Дагестан, в котором 14 государственных языков, включая русский. «Понятно, что все эти языки изучать нельзя. В Дагестане изучение русского языка – это возможность аварцу понять даргинца. До прихода русского языка это был кумыкский язык тюркской группы, который знали все, кто хотел друга понимать, потому что тюрки были кочевники, которые перемещались на равнине, когда все остальные жили в аулах», – сообщил спикер, еще раз подчеркнув, что у каждого региона своя специфика.
«Моя претензия к московским чиновникам, которые, выполняя поручение Президента, просто ломают об колено всю страну, упихивая ее в прокрустово ложе каких-то нормативов, садясь при этом в лужу.», – заключил член Совета при президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека.
Источник: http://idel-rus.ru