Татары Евровостока: опыт и безболезненной интеграции в гражданские общества своих стран

Post navigation

Татары Евровостока: опыт и безболезненной интеграции в гражданские общества своих стран

Татарская нация входит в число мировых диаспорных наций. Она является частью российской диаспоры, которая считается второй в мире после китайской. В российской диаспоре татары — вторые по численности после русских. По имеющимся весьма приблизительным данным, общая численность татар, проживающих за пределами Российской Федерации, составляет 894,4 тысячи человек, в том числе в ближнем зарубежье — 820,8 тысяч, в дальнем — 73,6 тысячи. Этнические сообщества и группы татар имеются в более 50 государствах мира. Рассматриваемый нами регион Евровостока, который представляют европейские страны между Балтийским и Черным морями, охватывает порядка 105 тысяч населения (11%). Страны Евровостока являются одним из устойчивых, оседлых регионов обитания диаспорной части татарской нации и имеют наиболее продолжительный и благоприятный опыт безболезненной интеграции в гражданские общества своих стран и традиции толерантного обитания в иноязычной среде.

Первым фактором успешного добрососедского сосуществования с другими народами является, на наш взгляд, то, что татары не были «чуждым» и «пришлым» народом Европы. Осадничество татар в Европе началось еще в средневековье. Уже с XIV века татары имели опыт мирного сожительства и участия в государственном строительстве средневековых восточноевропейских государств. Белорусско-Литовское государство — Великое княжество Литовское, существовавшее в Восточной Европе с XIII века и вошедшее в XYI веке в федеративную Речь Посполитую, было государством не только белорусского, литовского и польского народов. Татарская общность, получившая позже название польско-литовско-белорусских татар, на протяжении веков играла большую роль в становлении ВКЛ и более поздних государств региона.

Особое внимание татарам оказывал Великий князь Литовский Витовт (Витаутас), который рассчитывал на них, как на умелых воинов и селил преимущественно на западных рубежах государства и возле крупных замков. После участия в Грюнвальдской битве 1410 года, когда легкая конница сына Тохтамыша хана Джелал-эд-Дина наголову разбила закованных в тяжелые латы неповоротливых тевтонцев, князь Витовт даровал многим татарам дворянские звания и земли. В последующие века татары, как правило, состояли на государственной или военной службе и относились к высшим слоям польско-литовско-белорусской знати..

600 лишним лет спустя татары некогда единого государства оказались в разных странах — Польше, Литве, Белоруси. В XYI веке они утеряли древний язык своих предков, но сохранили национальную самоидентификацию и мусульманское вероисповедание.

Сегодня польское, литовское и белорусское общество помнит о вкладе татар в государственное строительство и защиту ВКЛ, Речи Посполитой и других государств в этом регионе, отметив государственными мероприятиями в 1997 году 600-летие начала заселения этого региона татарами и в 2000 году — 600-летие победы ВКЛ в Грюнвальдской битве. Наши соотечественники в средние века и в новое время сыграли, по сути дела, государствообразующую роль в этих странах, которая учтена титульными народами при строительстве новых демократических государств Балтийского региона в 90-е годы прошлого столетия.

Следующим условием безболезненной интеграции татар явилось полное признание ими условий проживания и государственного устройства новой родины. Как и в других зарубежных странах, татары Евровостока обладают высоким международным правосознанием, уважают общественный и государственный строй стран расселения, достойно выполняют гражданские обязанности. Они являются законопослушными гражданами стран своего проживания, с уважением относятся к традициям и культурам, вносят весомый вклад в их экономическое и культурное развитие своих государств. Где бы они ни проживали, они не являются источником конфликтов и взаимного непонимания. Они заинтересованы в мире, стабильности и процветании своих государств и в расширении их всестороннего сотрудничества с исторической родиной татарского народа.

В тяжелые годины военных испытаний татары не раз показывали примеры мужества и самоотверженной защиты своей новой родины.

Так, настоящим испытанием для татар Финляндии стала советско-финская война 1939-1944 годов. Татары безоговорочно встали на защиту своей новой родины. В рядах финских войск сражались 156 татар, 10 из них погибли на полях сражений. Осознание справедливой борьбы за свободу Финляндии против агрессора, который первым развязал войну, брало верх. Павшие финские татары похоронены на городском кладбище в Хельсинки и члены мусульманской общины каждый год в мае месяце возлагают цветы к могилам воинов и читают Коран за упокой их душ. Это важная составная часть доверительного и уважительного отношения финского государства к татарам.

Нужно отметить тот вклад, который внесли волжские (казанские) татары в экономическое развитие стран Евровостока после разрушительных социальных потрясений (революций) и войн.

Показателен пример татар Украины. Развитие промышленности в конце XIX — начале XX веков в промышленных зонах Украины: Запорожье, Екатеринославе, Николаеве, Харькове, Юзовке (современный Донецк) привело к быстрому росту татарской этнической общины. Уже в конце столетия в южном промышленном поясе Украины — от Юзовки до Запорожья — имелась крупная татарская диаспора, насчитывающая десятки тысяч переселенцев. В 30-е годы двадцатого столетия, когда в Украинской ССР развернулось строительство гигантов тяжелой индустрии, был объявлен всесоюзный призыв. Он вызвал невиданную миграцию свободных трудовых ресурсов. Огромное количество татар начало приезжать на Украину на строительство шахт, электростанций, металлургических заводов, железных дорог и селиться здесь на постоянное жительство. Так, немало татар из приволжских городов и сел Самарской, Ульяновской, Горьковской, Пензенской областей, из Казани и Приказанья прибыли в Запорожье, чтобы принять участие в строительстве Днепрогэса и крупнейшего в Европе Днепровского комбината. Во время послевоенного восстановления разрушенного фашистами хозяйства присланные по оргнабору из Поволжья татары принимали самое непосредственное участие в восстановлении Донбасса, Севастополя и других городов Украины. В настоящее время волжские татары являются одним из наиболее урбанизированных народов Украины — свыше 90% татар проживает в городах.

Таким образом, во всех странах Евровостока сохраняется традиционное доброе отношение к татарской диаспоре, объясняемое общественным признанием их значительного вклада в государственное, экономическое, культурное и научное строительство своих стран. Как местные «оседлые», так и прибывшие в относительно недавнем обозримом прошлом волжские татары проявляют себя подвижной и коммуникабельной национальной группой, в психологическом плане легко адаптировавшейся в многонациональных обществах стран Евровостока. Созданные ими общественные объединения тесно сотрудничают с органами государственной власти и управления.

Когда татары в этих странах в одночасье — в результате распада СССР — стали диаспоральными, в новых постсоветских государствах перед ними встала острая проблема интеграции в гражданские общества своих стран в условиях довлеющей роли титульных наций во всех областях хозяйственной и общественной жизни. Одним из факторов безболезненной интеграции татар в гражданские общества новых независимых государств в конце ХХ столетия явилось добровольное осознание большинством татар необходимости изучения языка титульной нации. К тому же, знание языка титульной нации в некоторых странах стало главным условием получения гражданства. В новых исторических условиях татары проявили присущие им выдержку и чувство исторической реальности, став в своем большинстве новыми носителями государственных языков стран проживания. Это — наиболее цивилизованный и испытанный веками путь вхождения в гражданское общество новой среды обитания.

Уважительное, бережное отношение к языку и культуре соседствующего народа является национальной чертой представителей татарского народа, способствующее быстрому установлению взаимопонимания и доверия, формированию престижа татарской нации в обществе и эмоционально-положительного отношения к представителям данного национального меньшинства в окружающей социальной среде.

Важным условием безболезненной интеграции представителей любого народа является чувство психологической и социальной защищенности в условиях новой среды обитания, что, обычно, ведет к социализации диаспоры и возникновению устойчивых общинных связей и общественных объединений. Как правило, последние являются базой национального возрождения, сохранения и развития своей культуры, языка, традиций.

Татары в зарубежье являются одной из наиболее социализированных диаспор: в 37 государствах они имеют более 150 зарегистрированных национально-культурных центров, общественных объединений или устойчивых общин. Татары Евровостока также не исключение: наиболее успешные общественные объединения, действующие сегодня в странах Евровостока — Всеукраиский татарский культурный центр «Туган тел» («Родной язык»), Союз общин татар Литвы, общество «Исламия» (Финляндия), Белорусское общественное объединение «Фонд национально культурного развития «Чишма», Латвийское татаро-башкирское культурное общество «Чишма», Общество культуры татар Эстонии «Идель», Союз татар Республики Польша, Центр национальной культуры татар имени Леона Крычинского в г.Гданьске (Польша), Татарские общины г.Висагинаса и г.Клайпеда «Нур» (Литва), Татарская община г.Маарду, Татарский культурный центр г.Нарва и многие другие.

Таким образом, будучи одной из представительных наций мира, татары находились в эпицентре важнейших событий второго тысячелетия, прошли большой и сложный путь развития, пережили много трудностей, понесли потери. Однако они не растворились во всемирном потоке, не утратили свои национальные корни, остались татарами, будучи одновременно гражданами самых разных стран. Они создали современные институты развития культуры и образования и стали одной из передовых и образованных наций России. Даже лишившись, в силу известных обстоятельств, государственности, татары смогли создать такую среду обитания, которая помогла им сохраниться количественно и качественно, сберечь обычаи и традиции.

В течение нескольких веков татарская диаспора в странах Евровостока выполняла миротворческие и миростроительные функции, обеспечивала широкую посредничество в поиске и установлении межэтнического компромисса, транслировала новым ареалам татарского обитания практику жизни исторической родины. Такой потенциал несут в себе и современные татарские диаспоры в странах Евровостока, где практически снят вопрос о возвращении этой части диаспоры на историческую родину. По нашему мнению, в основе политики реэмиграции на родину должна лежать целевая потребность самобытного этнического сообщества к возвращении. В настоящее время, видимо, нет острой нужды в разрушении мозаичного татарского мира планеты. Задача исторической родины в этих условиях — планомерное и методичное создания базы для обеспечения самодостаточности диаспоры, максимального удовлетворения ее национально-культурных потребностей, вы¬ра¬бот¬ка эф¬фек¬тив¬ных ме¬ха¬низ¬мов вза¬и¬мо¬дейст¬вия рос¬сийс¬ко¬го го¬су¬дарст¬ва и Татарстана с за¬ру¬беж¬ной ди¬ас¬по¬рой в ин¬те¬ре¬сах защиты прав и сво-бод со¬о¬те¬чест¬вен¬ни¬ков, сох¬ра¬не¬ния эт¬но¬куль¬тур¬ной самобытнос¬ти.

Озвучено на международной конференции «Татары в Эстонии: история,

религия, культура» в г.Таллинне (Эстония) 2 октября 2010 г.

 

Гайнетдинов Рустэм Бадретдинович,

кандидат исторических наук,

начальник отдела Исполкома

Всемирного конгресса татар

(Республика Татарстан, г.Казань)

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня