Тимур Джемилев: Рак это не приговор…

Post navigation

Тимур Джемилев: Рак это не приговор…

Тимур Джемилев — онкохирург. В 1986 году поступил в Ташкентский медицинский институт, в 1991 году, в связи с переездом в Крым, перевелся в Симферопольский мединститут, на 5-й курс. Окончил учебу в 1993 году всего с тремя четверками, остальные пятерки, что положительно сказалось на его дальнейшей судьбе медика.

Тимур Джемилев, онкохирург— Как сложилась ваша судьба после окончания института?

— С 1993 по 1996 годы я проходил ординатуру по хирургии в 6-й городской больнице Симферополя. Мне «повезло»: это были первые годы, когда сроки прохождения ординатуры увеличили с одного года до трех лет. Я начал врачебную практику врачом-дежурантом в Белогорске.

 

Через год поступил в клиническую ординатуру по онкохирургии на кафедру онкологии КМУ, которую возглавлял известный хирург и ученый Владимир Михайлович Ефетов. Он стал моим наставником.

 

По национальности он был караим, моим родным языком владел лучше меня, утверждая, что так, как сейчас, крымские татары до войны не говорили.

 

Он спросил, что я умею делать, и когда я рассказал о своих достижениях — аппендектомии, ушивании прободных язв и др., он заявил: «Значит, ничего не умеете; переучивать всегда труднее, чем учить. Такие люди нам нужны». Таким образом, вот уже 15 лет я работаю в проктологическом отделении онкологического диспансера.

 

— Сегодня соотношение наиболее популярных в мире болезней изменилось. Смертность от онкологических болезней опередила смертность от кардиологических болезней и диабета.

— Я полагаю, что это — расплата за загрязнение окружающей среды — воздуха, воды, ускорение темпов нашей жизни, хронические стрессы, вредные привычки и нерациональное питание. Кроме того, люди поздно обращаются к врачу, а в онкологии все зависит от стадии болезни. При своевременном обращении к врачу процент излечимости сегодня очень высокий. Основная проблема — вовремя выявить и вылечить. Если операция сделана вовремя, в начальной стадии, люди благополучно живут 5-10 и более лет.

 

Должен сказать, что при раке молочной железы опухоль от одной клетки до одного сантиметра растет в течение 8 лет. А если дальше не лечить, то до смерти пациента — в среднем 1,5 года.

 

К сожалению, люди обращаются достаточно поздно, в III, а то и VI стадиях, тогда даже после операций и всех современных методов химиотерапии и облучения бороться приходится за месяцы и даже недели жизни пациента. В Крымском онкологическом диспансере имени В.Ефетова имеется практически полный арсенал методов диагностики и лечения онкозаболеваний и главное слаженный грамотный коллектив специалистов .

 

— Как происходит лечение?

— Должен заметить, что рак — это огромный пласт болезней, а не просто одна общая болезнь. Понятия, например, «рак головного мозга» не существует; существуют опухоли из нервных клеток или их оболочек, например менингиомы. Рак — это злокачественная опухоль эпителиальных тканей. Опухоли из соединительных тканей — саркомы; это другая болезнь. Все эти болезни лечатся по-разному. В настоящее время существуют три основных метода лечения — хирургический, химиотерапия, лучевая терапия.

 

В настоящее время появился новый метод лечения — таргетная терапия. Это современные препараты, которые прицельно блокируют рецепторы опухолевых клеток, останавливая их рост и деление… Например, препарат гливек, который позволяет излечить некоторые виды лейкозов. Но, к сожалению, эти препараты очень дорогие, лечение ими зачастую измеряется десятками тысяч долларов.

Каждая клетка организма общается друг с другом посредством рецепторов, которые передают клеткам сигналы и очень жестко контролируются иммунными клетками. Это целая налаженная система. Если появляется клетка, которая начинает какие-то протестные действия, то иммунная система ее быстро вычисляет и убивает. Опухолевые клетки имеют отличие, организм теряет над ними контроль, иммунитет перестает распознавать их. Раковые клетки имеют способность менять рецепторы, прикидываясь, проще говоря, хорошими. Нарушается система иммунитета.

Сегодня создано множество маркеров, определяя уровень которых в крови, можно диагностировать наличие опухолевого процесса. К сожалению, пока не все они специфичны.

Сегодня имеются мощные диагностические приборы (маммографы, компьютерная томография), которые позволяют обнаружить опухоль в начальной стадии. Но коварство опухолей в том, что на этих стадиях они практически не проявляются клинически и обнаружить их можно, только профилактически обследуя пациента. За рубежом, например, никто не примет на работу человека без полноценного профилактического осмотра. У нас это не привили еще.

 

— Увеличена ли степень риска наследственных заболеваний?

— Случаи наследственных онкозаболеваний вполне возможны. В настоящее время выявлены гены наследования рака молочной железы, желудка, опухолей других локализаций. Выявляя их, можно с высокой вероятностью прогнозировать развитие этих опухолей. Достаточно часто такие случаи встречаются у коренных жителей Средиземноморья, не исключены у наших соотечественников. Если в роду были случаи заболевания, после 40-50 лет необходимы ежегодные обследования молочных желез, желудка, кишечника и т.д.

 

— Вы в онкологии уже 15 лет. Сколько вам приходится делать операций в год?

— В год я делаю до 150 операций; 3-4 операции в неделю, не считая мелкие. В нашем отделении диспансера осуществляется в год до 1,5 тысяч операций на органах брюшной полости.

 

— Согласно Конституции Украины, медицина в стране бесплатная…

— Да, но после самой операции на реабилитацию, медикаменты уходит много средств. Сегодня много современных эффективных препаратов. Человек живет, употребляя их, иногда пожизненно. Подавляющее большинство из них импортного производства, и достаточно дорогостоящие. Естественно, государство не может обеспечивать такими дорогостоящими препаратами. Поэтому везде делается ставка на раннюю выявляемость, чем раньше выявили, тем дешевле и эффективнее лечение.

 

— Как уберечь людей от возможного заболевания?

— Вести здоровый образ жизни, не курить, жить в экологически чистых районах города, пригородах, дальше от оживленных дорог, трасс, употреблять разнообразную пищу, после 25 лет ограничить употребление красного мяса — не более 5% в дневном рационе, потреблять больше свежих овощей и фруктов. Исключить из рациона копченую и пережаренную пищу. Полноценная физическая нагрузка на свежем воздухе. И главное, не бояться своевременно обращаться в онкологический диспансер.

 

Болезнь изначально должен лечить специалист, который будет контролировать весь процесс. Планировать лечение и лечить онкобольных должны специалисты-онкологи — онкохирург, химиотерапевт и радиолог. Бывает так, что человека прооперировали, а лимфоузлы остались. Больного отпустили домой без наблюдения и адекватного адьювантного лечения. В результате опухоль продолжает расти в лимфоузлах и метастазировать. Больной через небольшой промежуток времени вновь обращается в диспансер и часто радикально сделать уже ничего нельзя.

 

Не доверяйте знахарям, шарлатанам, берущимся лечить, а болезнь тем временем прогрессирует. Каждый должен знать: рак — это не приговор. Чем раньше обратитесь к врачу, тем своевременнее будет поставлен диагноз, тем легче операция и эффективнее результат.

Лейля АЛЯДИНОВА,
Газета «Голос Крыма»
№ 6 (1048) от 07.02.2014 г.

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня