«Фактор крымских татар является небезопасным для Украины, поэтому в будущем политика сотрудничества с татарами должна будет смениться на политику их ассимиляции и расселения по территории Украины.
Полномасштабная помощь татарам в их возвращении в Крым не должна быть реализована по известным экономическим причинам, поэтому Украина должна принимать переселенцев, и расселять их по всей территории Украины» — заявил автор документа «Политическая технология решения крымской проблемы», народный депутат Украины Роман Безсмертный, возглавивший впоследствии администрацию Президента Ющенко.
Таким образом, более 20 лет в национальной политике Украины в Крыму реализовывалась доктрина «Крым — без крымских татар», подразумевающая ассимиляцию крымскотатарского народа и его растворение в преобладающей массе украинской нации с единым языком и единой верой.
Согласно этой доктрине, принимать участие в решении вопросов государственного и муниципального строительства Крыма дозволялось только узкому кругу крымских татар, получивших рекомендацию Меджлиса. Без поклонов и подношений лидерам Меджлиса ни один крымский татарин не мог рассчитывать ни на карьеру государственного служащего, ни на избрание в высшие органы законодательной власти Крыма.
Но даже с учётом столь «демократичной» доктрины, по итогам выборов 2010 года крымские татары получили один мандат народного депутата Украины, 6 депутатских мандатов в Верховную Раду Крыма и более 1100 депутатов местных Советов.
На фоне этих показателей положение и перспективы крымских татар после вхождения Республики Крым в состав России и в преддверии крымских выборов-2014 выглядят не только ухудшением, но самой настоящей катастрофой!
Из нескольких сот кандидатов в Госсовет Крыма в избирательных списках от всех проходных российских партий — только два крымских татарина находится в проходной части предвыборного списка. Среди кандидатов-мажоритариев крымских татар нет вообще.
Кроме того, увольняемые по разным причинам с государственных должностей крымские татары заменяются не крымскотатарскими чиновниками, что стремительно снижает и без того мизерный процент крымских татар в государственных структурах и силовых ведомствах Крыма.
И всё это ясно видимое сокращение присутствия крымских татар органах власти и госучреждениях Крыма происходит, якобы, «от имени России», хотя все вышеуказанные действия крымской власти прямо противоречат Указу Президента России Владимира Путина от 21.04.2014 года, поручившему государственным органам РФ совместно с руководством Республики Крым «принять комплекс мер по восстановлению исторической справедливости, политическому, социальному и духовному возрождению армянского, болгарского, греческого, крымско-татарского и немецкого народов».
Случайно ли столь явное расхождение между поручением Президента и фактическими действиями крымских властей в отношении крымскотатарского вопроса?
Думается, что нет. Особенно если учесть, что нынешнюю власть нового российского Крыма представляют те же самые политики и чиновники, которые два десятка лет сознательно и планомерно реализовывали в Крыму дискриминационную доктрину Украины «Крым без крымских татар».
Фактически, в подавляющем большинстве движений «старых-новых» крымских правителей в отношении крымских татар после референдума, неизменно проглядывается явно выраженный негативизм.
Перечислим только несколько наиболее громких и значимых из этих «мероприятий», вызвавших мощнейший отрицательный резонанс в крымскотатарском сообществе Крыма:
— отмена национального праздника «Хыдырлез», предварительно широко разрекламированного в государственных СМИ Крыма;
— официальная отмена Траурного митинга 18 мая и последующая передача всех полномочий по его проведению Меджлису — вопреки Указу Президента РФ Владимира Путина и настоятельным требованиям крымскотатарских общественных организаций о государственном характере проведения Траурного митинга 18 мая (см. «18 мая в Крыму подставили Путина»);
— искусственные препятствия в получении крымскими татарами справок о реабилитации, выраженные в нарушении Законов РФ «О реабилитации репрессированных народов» и «О жертвах политических репрессий». Согласно этим законам, выдачей справок о реабилитации репрессированных граждан должны заниматься местные органы МВД.
Крымские же власти организовали искусственные препятствия, давку, нервотрепку и откровенное возмущение общественности.
В итоге, на сегодняшний день люди записываются в очередь аж… на февраль 2015 года. Соответственно, на такой же, если не больший срок, откладываются и все надежды на получение льгот, пособий и компенсаций, связанных с получением документов о реабилитации репрессированных граждан.
— отсутствие реальных действий по решению земельного вопроса крымских земельных акций, в которых только по Симферополю и Симферопольскому району принимает участие более 12.000 семей, большинство из которых — семьи крымских татар
— угрозы республиканских регистрационных органов в принудительной депортации крымских татар, проживавших в Крыму на момент проведения референдума, но не успевших получить гражданство Украины, а также возвращающихся в Крым из мест насильственного выселения и не имеющих в силу этого российского гражданства.
Невзирая на действующие в РФ законы «О реабилитации репрессированных народов» и «О жертвах политических репрессий», возвращающиеся из мест выселения потомки репрессированных крымских татар рассматриваются крымской властью как иностранные эмигранты — со всеми вытекающими последствиями.
Решить этот вопрос могла бы пролонгация Бишкекского соглашения по вопросам, связанным с восстановлением прав депортированных лиц, национальных меньшинств и народов, которое упрощает процедуру возращения репрессированных граждан в места проживания до момента осуществления репрессий.
Всего полтора года назад, в феврале 2013-го, под давлением крымскотатарской общественности, нынешние руководители Крыма официально требовали от Президента Украины Виктора Януковича пролонгации Бишкекского соглашения (http://interfax.com.ua).
Однако, невзирая на остроту вопроса и вышеупомянутый Указ Президента РФ, за пять месяцев пребывания Крыма в составе России, эти же самые руководители уже нового Крыма «не нашли возможности» обратиться к руководству России с инициативой пролонгации Бишкекского соглашения, полностью игнорируя неоднократные обращения по этому поводу со стороны крымскотатарской общественности.
Анализ пятимесячной работы крымской власти в сфере решения крымскотатарского вопроса даёт все основания констатировать крайне нелицеприятный, но абсолютно объективный факт:
прежняя украинская концепция «Крым — без крымских татар» реализуется «старой-новой» властью Республики Крым в еще большей степени и еще более усиленными темпами, нежели эта откровенно дискриминационная политика реализовывалась в Украине — вопреки желанию крымских татар активно участвовать в процессах государственного строительства Крыма и России, вопреки вышеупомянутому Указу и другим крымским инициативам Президента и правительства Российской Федерации.
Закрепить «достигнутые результаты» этой крайне опасной для России и Крыма политики и окончательно восстановить против России крымских татар, призваны, в частности, крымские выборы 14 сентября 2014 года.
Пойдут ли крымские татары на крымские выборы-2014?
Это вопрос, на который невозможно дать однозначного ответа. Если же говорить о тенденциях — то скорее нет, чем да. И вот почему.
Во-первых, крымских татар некому вести на выборы.
Принципиально антироссийский Меджлис призвал бойкотировать любые выборы в «оккупированном» Крыму.
Их идеологические антиподы — организации «Милли Фирка», «Себат», Благотворительный фонд «Ватандаш-Соотечественник» и другие — жестко отстранены крымскими властями от всех СМИ, а также от участия в любых общественных структурах и инициативах.
Кроме того, не стоит забывать, что именно идеологический лидер пророссийского крыла крымских татар, Народная партия Милли Фирка, обратилась в Конституционный суд РФ с обращением рассмотреть соответствие Конституции и законодательству РФ переноса срока крымских выборов с 2015-го на 2014-й год.
Более того, Милли Фирка открыто и публично назвала сложившуюся с выборами-2014 ситуацию дискредитацией крымских инициатив Президента России.
Что касается крымского правительства и крымских отделений парламентских партий. Никаких предложений, интересных крымским татарам, в преддверии выборов не сделано ни партиями, ни правительством Крыма.
В списках кандидатов в Госсовет РК проходных партий крымских татар практически нет. Исключение составляет только «Единая Россия» с Ремзи Ильясовым, Лентуном Безазиевым и Эдипом Гафровым — но и в этом случае есть свои подводные камни, о которых чуть ниже.
Самостоятельной информационной работы на крымскотатарскую аудиторию крымская власть не ведет — в отличие от Меджлиса, который упорно, методично и целенаправленно обрабатывает крымскотатарское сообщество через свои региональные отделения и подотчетные СМИ.
Бесконтрольная и безнаказанная антироссийская пропаганда, льющаяся из этих источников, а также откровенно дискриминационная политика партий и крымских властей делают своё дело — крымские татары медленно, но уверенно теряют веру в обещанные Президентом России Владимиром Путиным гарантии их достойного и равноправного развития в российском Крыму.
О каком участии в выборах может идти речь в такой ситуации?
Во-вторых, за кого крымским татарам голосовать?
В списках кандидатов в депутаты Госсовета от «Единой России» только три их соотечественника. Один из них, Ремзи Ильясов — член Меджлиса, не пользующийся уважением в народе и преданный анафеме самим Меджлисом за переход на службу «оккупационным властям»; другой — могучий духом, но основательно подточенный возрастом и болезнями Лентун Безазиев, состояние здоровья которого вряд ли позволит выполнять обязанности депутата Госсовета более полутора-двух лет; третий, Эдип Гафаров — и вовсе находится в непроходной части списка.
Это означает, что в Госсовете, в итоге, остаётся только один крымский татарин — да и тот представитель Меджлиса, который и в украинские-то времена реально поддерживало не более 20% крымских татар, а в нынешних реалиях — и того меньше.
В-третьих, предложенные на выборы кандидатуры — это те же самые люди, которые нагло и цинично обманули крымских татар в надеждах на улучшение их положения после воссоединения Крыма с Россией.
11 марта 2014 депутатский корпус Верховного Совета Автономной Республики Крым во главе со спикером Константиновым принял Постановление «О гарантиях восстановления прав крымскотатарского народа и его интеграции в крымское сообщество», гарантировав крымским татарам «избрание Верховного Совета Республики Крым по пропорциональной избирательной системе по избирательным спискам кандидатов в депутаты и формирование органов исполнительной власти Республики Крым с гарантированным представительством крымских татар 20%», а также «гарантированное представительство крымских татар в районных и городских советах и других органах».
Однако, сразу после референдума тот же самый депутатский корпус, но уже в статусе Госсовета Республики Крым, совершенно «забыл» о своих обещаниях, активно приступив вместо этого к реализации привычной еще с украинских времен доктрины «Крым — без крымских татар».
Наивно думать, что у крымскотатарского народа столь короткая память, что он забудет о столь неприкрытом обмане и пойдет голосовать за тех, кто публично выжег у себя на лбу клеймо лжеца и лицемера.
Кто и зачем формирует «пятую колонну» в Крыму?
Что касается антироссийской «пятой колонны» в Крыму… К сожалению, прозападный Меджлис и нынешние крымские власти делают всё возможное, чтобы поголовно загнать крымских татар в эту самую «пятую колонну».
Именно для этого саботируются практически все инициативы Президента России по решению крымскотатарского вопроса.
Именно для того крымские татары практически полностью исключены из процессов государственного и партийного строительства в Крыму.
Именно для этого искусственно заторможены процессы с выдачей справок и свидетельств о реабилитации репрессированным крымским татарам.
Именно для этого чинятся всевозможные бюрократические препятствия крымским татарам, возвращающимся в Крым из мест насильственной высылки.
Именно для этого заблокированы и отстранены от участия в процессах строительства нового Крыма пророссийские силы крымскотатарского сообщества, которые, в итоге, вынуждены проводить свои инициативы не через Крым, а через федеральный центр.
Именно для этого при полном попустительстве крымской власти со страниц подотчетных Меджлису СМИ, сайтов и телеканалов безконтрольно и безнаказанно на крымскотатарское общество льётся ложь, дезинформация и антироссийская пропаганда.
Да, крымскотатарский народ упорно и методично стараются сделать врагом России. Но при этом и Меджлис, и крымские власти забывают об одном: можно обмануть и запутать отдельных людей — но весь народ обмануть невозможно.
Крымские татары — не враги России
Крым для крымских татар — не просто территория проживания, а историческая Родина народа. Земля, в которой лежат многие поколения предков каждого крымского татарина. Крымская земля для крымских татар так же священна, как священно имя матери в Исламе.
Поэтому, невзирая на всю антироссийскую пропаганду Меджлиса, на явно дискриминационную политику нынешних крымских властей, крымские татары не станут ядром антироссийской «пятой колонны» в Крыму.
Крымскотатарский народ никогда не станет инициатором войны в отчем доме. Какой крымский татарин захочет привести войну на свою, с таким трудом вновь обретённую Родину? Наоборот — в случае развязывания такой войны Украиной или Западом именно крымские татары массово встанут на защиту Крыма.
Слишком страшна судьба Славянска, Донецка и Луганска, чтобы хоть кто-то из здравомыслящих крымчан пожелал такой судьбы родному полуострову — а крымскотатарский народ всегда отличался здравомыслием и миролюбием.
Нет никакого сомнения, что эти лучшие качества крымских татар возобладают и в нынешней сложной ситуации — но зачем испытывать терпение народа?
В чьих интересах отстранена от активной работы по государственному строительству нового российского Крыма самая пассионарная и активная часть населения полуострова — крымские татары?
В чьих интересах реализуется в Крыму прежняя украинская доктрина «Крым — без крымских татар»?
В чьих интересах в крымскотатарском сообществе насаждается негативное отношение к России?
В чьих интересах в Крыму ведётся саботаж всех позитивных инициатив Президента России по урегулированию и окончательному разрешению крымскотатарского вопроса?
Федеральному центру настала пора потребовать ответа на эти вопросы у крымских властей.
Возрождение и процветание Крыма без самого активного участия в этом крымских татар — невозможно в принципе. Все без исключения проекты «освоения Крыма» без учёта крымскотатарского фактора неизменно заканчивались крахом. Таковы уроки Истории.
Сегодня, когда Крым стоит перед глобальными изменениями — крымские татары могут, хотят и имеют все основания стать одной из главных опор России в Крыму. Максимальное участие крымских татар в строительстве нового российского Крыма — в интересах народа, в интересах Президента Путина и в интересах России.
И это — возможно. Если не играть в Крыму в ЧУЖИЕ игры.
Ринат Шаймарданов,
МФ-Информ
Дополнительные материалы по теме:
Три проекта, которые могут взорвать Крым. Проект первый: Крымские выборы-2014
Три проекта, которые могут взорвать Крым. Проект второй: Реанимация Меджлиса
Меджлис готовил кровавый сценарий в Крыму
Меджлис не допустит возвращения Крыма России
Кто травит крымских татар против России
Зачем России траурный митинг крымских татар?
18 мая в Крыму подставили Путина