В декабре 2017 в интервью телеканалу «Афонтово» врио губернатора Красноярского края Александр Усс пояснил, что объединение Красноярского края с Тувой и Хакасией, в какой-то степени, является его сверхзадачей, связанной с новым этапом развития Сибири. Он считает, что у этих регионов есть много общего. В связи с этим Усс также напомнил об открытии нового терминала аэропорта Красноярска, которое состоялось 26 декабря 2017.
«Аэропорт носит условное название «Дети одной реки». Имеется в виду огромный «енисейский континент» от Тувы до Таймыра, Хакасия, Красноярский край. Этой идеей я много лет жил и приложил руку в какой-то мере к идеологическому оформлению аэропорта. И мне кажется, что «Дети одной реки» и «Енисейская Сибирь» могут и должны трансформироваться в определённую экономическую зону, которая ставит перед собой простую цель — быть стержнем восточного вектора России. Мы говорим об ускоренном развитии Сибири. Но Сибирь большая, и, наверное, с одними подходами там Красноярскому краю и Омску не зайти, что называется. А вот эти три территории — Тува, Хакасия и Красноярский край — в своё время опять же были единым экономическим районом».
Усс подчеркнул, что крупные предприятия имеют интересы и в Красноярском крае, и в Хакасии, также между регионами «существуют множественные точки пересечения по будущим инфраструктурным проектам».
«У нас есть многие другие, так скажем, узловые вещи, которые соединяют эту территорию. Поэтому мы договорились с лидерами этих предприятий создать некий рабочий коллектив и в ближайшее время, буквально в течение трёх месяцев, создать организационно-правовые предложения для того, чтобы Енисейская экономическая зона приобрела какие-то очертания и по своему статусу была сродни, например, Приморью. Там тема начиналась несколько иначе. Там была воля сверху — активно продвигать Дальний Восток, и под это подтягивались проекты. У нас проектов очень много уже, им надо придать ускорение и на этой платформе создать ту самую Енисейскую экономическую зону», — резюмировал врио губернатора Красноярского края.
По словам первого секретаря Красноярского крайкома партии «Коммунисты России» Андрея Селезнёва, то, что бизнес стало лоббировать подобные идеи, радует:
«Коммунисты России» ранее выступали с подобной идеей. В позапрошлом и прошлом году мы писали в правительство Красноярского края о том, что необходимо объединить регионы. Мы тогда говорили конкретно о Хакасии и Красноярском крае. Но власти тогда очень вяло отреагировали на эту инициативу. Но когда на нашей стороне будут экономические интересы крупных корпораций, эту идею будет легче реализовать. Что касается перспектив подобного объединения, то, безусловно, те экономические связи, которые были разорваны в начале 1990-х годов, должны быть восстановлены. В том числе через политические механизмы».
При этом Андрей Селезнев подчеркнул, что речь должна идти не об абстрактном экономическом объединении, а об административном, фактическом объединении территорий:
«По моему мнению, экономическое объединение территорий без конституционного — это всё останется лишь на уровне разговоров. И надо объединять территории фактически. В противном случае все эти идеи о макроэкономическом объединении всегда будут разбиваться о ведомственные границы, которые существуют между регионами. Потому что политические элиты в регионах будут все равно тянуть одело на себя. А произойдет ли такое объединение, зависит от политической ситуации, от тех выгод, которые могут получить лоббисты этой идеи».
Собеседник отметил, что в свое время достаточно долго обсуждалось объединение Красноярского края с северными территориями. «И это всё оставалось лишь на уровне разговоров, пока не появился конкретный экономический интерес у «Норильского никеля». Как только такой интерес появился, это решение состоялось», — подытожил он.
А вот по мнению политолога Анатолия Савостина, Енисейская экономическая зона де-факто уже существует.
«Красноярский край и Хакасия и так в целом хорошо в экономическом смысле интегрированы, а Тува в силу определенной специфики несколько обособлена, и для самой республики — это большая проблема, но решать её нужно не в таком контексте. Енисейская экономическая зона де-факто существует без всяких инициатив нового красноярского руководителя, и за его словами содержания не очень много. Скорее, это некий предвыборный слоган, который может понравиться красноярским избирателям. В Хакасии к этой идее относятся куда более скептически», — считает Анатолий Савостин.
Он подчеркнул, что «административно-территориальным объединением регионов проблему экономической неразвитости большинства российских субъектов Федерации не решить».
«Опыт состоявшихся объединений свидетельствует, что лучше не стало. Можно сколько угодно говорить о необходимости объединения слабых регионов с сильными, тасовать эту колоду, но, образно говоря, количество карт останется тем же. Нужно менять правила игры, заниматься серьёзными структурными реформами в экономике и федеративной политике», — подытожил А. Савостин
Здесь стоит напомнить, что Красноярский край был образован 7 декабря 1934 года постановлением президиума Всероссийского центрального исполнительного комитета (ВЦИК) РСФСР. В состав региона тогда вошёл 31 район, Хакасская автономная область, Таймырский и Эвенкийский национальные округа. Центром стал город Красноярск. Край был образован почти в границах бывшей Енисейской губернии, площадь его составляла более 2 млн квадратных километров.
Хакасская автономная область в 1991 году вышла из состава края и образовала самостоятельный субъект РФ — Республику Хакасию. Самостоятельными субъектами стали два автономных округа: Таймырский (Долгано-Ненецкий) и Эвенкийский, хотя они территориально и входили в состав края. В 2007 году в результате референдума Эвенкийский и Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономные округа вошли в состав края и были преобразованы в муниципальные районы с особым статусом.
Красноярский край на востоке край граничит с Якутией и Иркутской областью, на юге — с Тувой и Хакасией, на западе — с Кемеровской и Томской областями, а также с Ханты-Мансийским и Ямало-Ненецким автономными округами.
Комментируя открытие нового терминала в красноярском аэропорту, глава Тувы Шолбан Кара-оол сказал, что это «достойное начало проекту «Енисейский меридиан», который должен объединить в единую транспортную систему Красноярский край, Туву и Хакасию»:
«Появление современного авиаузла с кратно возросшими пропускными возможностями становится ещё одним шагом к реализации объявленного президентом России Владимиром Путиным разворота страны на Восток».
В свою очередь, и. о. первого заместителя главы Хакасии Олег Нам сказал, что открытие нового пассажирского терминала аэропорта Красноярска — это значимое событие не только для Сибири, но и для России. Он отметил, что Красноярский край, Тува и Хакасия «прочно связанных между собой общей историей, многолетними добрососедскими отношениями и одной рекой — могучим Енисеем». «Уверен, вместе с развитием этого мощного авиационного транспортного узла будут дальше укрепляться и расширяться партнёрские отношения и связи между нашими территориями», — цитирует Нама официальный сайт правительства Красноярского края.
Разговоры о возможном объединении Красноярского края, Тувы и Хакасии и создании так называемой Енисейской экономической зоны активно ведутся не только в этих регионах.
Политический обозреватель «Тайги.инфо» Алексей Мазур считает, что речь в данном контексте может идти только об экономическом, а не административном объединении.
«В России был период объединения субъектов федерации и почти все автономные округа были объединены с более крупными субъектами. Но до республик дело так и не дошло. Одно время обсуждалось объединение Горного Алтая с Алтайским краем, но эта идея встретила негативную реакцию в Горном Алтае. Сейчас «федерализм» выстроен так, что рычагов воздействия на местные органы власти более чем достаточно, особенно в случае дотационных регионов. И создавать на ровном месте очаг напряжения ради смены формального статуса вряд ли сейчас кто-то станет», — высказал своё мнение Мазур.
Новосибирский политолог Дмитрий Пучкин отмечает, в настоящее время в России экономическая интеграция регионов может строиться на договорных началах (но о таких примерах неизвестно). Однако, уточняет эксперт, они не сделают возможным консолидацию региональных бюджетов.
«Она же может произойти только после укрупнения регионов, которое начало проводиться в стране более десяти лет назад. Ещё раньше, с 2000 года, координацией экономической деятельности регионов стали заниматься полномочные представительства президента РФ в федеральных округах. Одной из главных их задач и была интеграция и кооперация экономики регионов. Однако всё это зависело от пожеланий самих региональных властей. Были определённые достижения, но затем эта работа была в основном свёрнута, и сейчас реализуется в значительной степени на декларативном уровне. Исходя из нынешних реалий, экономическому объединению должно предшествовать политическое, которое реализуется через укрупнение регионов», — считает политолог.
Например, отметил Пучкин, «в результате длительных процедур три региона образовали Красноярский край, но уже несколько лет федеральные власти перестали инициировать эти процессы».
«На днях президент РФ Владимир Путин ещё раз дал понять, что Центр не будет искусственно подталкивать такие объединительные тенденции. К тому же и Тува и Хакасия (очень проблемные в экономическом отношении по сравнению с Красноярским краем) как национальные республики, находятся в ином экономическом пространстве (по части выделения трансфертов и др.), нежели многие «русские» регионы. Помимо этого ныне все регионы выживают как могут в одиночку, поскольку у большинства из них значительные бюджетные задолженности. А число сильных регионов — доноров год от года уменьшается. У руководства страны отсутствует на перспективу стратегия развития регионов как по отдельности, так и в контексте федеральных округов. Поэтому в настоящее время считаю маловероятными в ближайшее время какие-либо экономические объединительные процессы как в Сибири, так и в других частях страны», — сказал эксперт, подчеркнув, что примеров того, какие ещё объединения сильного и слабых регионов в России реальны сегодня — нет.
Секретарь Бюро Совета отделения партии «Справедливая Россия» в Алтайском крае, кандидат философских наук Владислав Вакаев не видит ничего хорошего в лоббируемом объединении Красноярского края, Тувы и Хакасии
Сэкономив на объединении регионов три копейки, мы «убьём» экономику бывших областных центров, отметил Владислав Вакаев, рассуждая о том, какие ещё объединения сильного и слабых регионов в России реальны. Что касается идеи объединения Красноярского края, Хакасии и Тувы, лоббируемой одной из крупнейших корпораций России, то политик не считает её жизнеспособной.
«Честно говоря, меня всегда немного настораживает тема объединения каких-либо административно-территориальных единиц — как муниципальных районов, так и субъектов федерации. Потому что это напоминает имитацию деятельности вместо реальной работы по решению проблем регионов. Если какая-то территория отстает, нужно не сливать её с кем-либо, а создавать условия для успешного социально-экономического развития», — считает Владислав Вакаев.
В пример он привел КНР:
«Знаете, когда сформировались границы большинства его нынешних провинций? При династии Мин, правившей с XIV по XVII века. С тех пор они практически не менялись. И если руководство Китая видит отставание какой-либо провинции или даже уезда, то начинают реализацию там промышленных, аграрных или инфраструктурных проектов, позволяющих преодолеть разрыв. В этом направлении нужно двигаться и нам. Объединив несколько регионов и сэкономив три копейки на сокращении административного аппарата, мы «убьём» экономику бывших областных центров. Так может произойти в случае реализации обсуждаемой идеи объединения Ярославской, Ивановской и Костромской областей», — полагает политик.
Идею объединения Красноярского края, Хакасии и Тувы Владислав Вакаев хоть и назвал нежизнеспособной, но увидел в этом проекте определённую логику.
«Обе национальные республики в экономическом плане тяготеют к Красноярску. Есть в этом решении и политический смысл: в частности, в Туве продолжает оставаться острой проблема дискриминации и преследования русского населения. И местные власти, судя по всему, решать её не спешат. Но не думаю, что создание мегарегиона, разрезающего всю Россию на две части, позволит решить эту проблему. Скорее, ее обострит. Тем более, не стоит забывать и об особой истории Тувы. Республика приняла самостоятельное решение о добровольном вхождении в состав СССР только в 1944 году на правах автономной области. И если кто-нибудь будет ставить вопрос о ликвидации этого субъекта, они будут иметь полное юридическое и моральное право отменить свое решение. Уверен, это никому не надо», — резюмировал Владислав Вакаев.
Как уже сообщалось, идея объединения Ивановской и Костромской областей с более экономически сильной Ярославской поднималась неоднократно, но до воплощения в жизнь не дошла. Большая часть местных специалистов считает, что подобные реформы негативно отразились на развитии региона.
Что касается возможного объединения Красноярского края, Тувы и Хакасии, то речь идёт не об административном объединении, а об экономическом: создании так называемой Енисейской экономической зоны.