Если вы бывали на Западном или Северо-Западном Кавказе, в Абхазии, например, то пейзаж на заглавном фото этого репортажа покажется вам до боли знакомым: приморский воздух, невысокие горы, покрытые орешником, виноградом, инжиром, домики с четырехскатной крышей, большой верандой и большой лестницей, ведущей на неё. Но это не Абзахия, а Турция — противоположное побережье Черного моря.
Именно здесь, недалеко от Стамбула (на самом деле таких мест было много по всей Турции), селили мухаджиров — вынужденных переселенцев из Черкесии — главного врага Российской империи на Северном Кавказе в 19 веке.
Вообще, изначально, мухаджирами называли переселенцев в г. Ясриб (будущая Медина) из г. Мекка под предводительством пророка Мухаммеда, первых сторонников ислама, вынужденных бежать от преследований язычников.
Однако в более широком смысле слова это любые вынужденные переселенцы-мусульмане, в данном случае эт мусульмане Кавказа, в XIX веке бежавшие в Османскую империю под натиском российских войск в результате серии поражений Турции (на стороне которой они выступали в ряде войн, надеясь вернуть независимость от России), а также в результате Кавказской войны. В частности, абхазы, черкесы и убыхи, вынужденно переселившиеся в Турцию после окончания войны.
Это было очень массовое явление, как утверждается, до четверти всего населения Анатолии — потомки мухаджиров. Для России все началось ещё после завоевания Россия Крыма, когда крымские татары решили переселиться в Османскую империю, не желая оставаться под властью христианского государства. Эмиграция в Османскую империю была не только мусульманской. Сотни русских старообрядцев, бежав от реформ Петра I и Екатерины поселились в Добруже, вдоль Дуная и на побережье Черного моря.
Более крупная волна эмиграции была вызвана Кавказской войной. К 1864 году Российская империя установила контроль над горной частью Кавказа. Вероятно до 1,2 миллиона мусульман, включая целые племена, бежали в Османскую империю от российского владычества. Часто это бегство было вызвано террором местного населения со стороны русской армии, а также грузинских и казачьих нерегулярных формирований.
Примером ведения войны против черкесов может служить тактика генерала Засса, который покорил Восточное Закубанье, районы, где проживали адыги (шапсуги, темиргоевцы, абдзахи (абадзехи), натухайцы, бжедуги, кабардинцы и др.) и абазины-ашхарцы (баракаевцы, башилбаевцы, кизилбековцы, тамовцы, шахгиреевцы).
При любой возможности уничтожались посевы и запасы зерна, при нападении на сёла царские войска открывали огонь из артиллерии по хижинам. Для захвата и угона горского скота уничтожались запасы сена, вследствие чего адыгам приходилось выгонять скот на равнинные пастбища, где он захватывался и угонялся в ближайшие станицы. Вырубались сады и виноградники для принуждения черкесов покинуть гористую часть страны и тем самым ослабить их сопротивление.
Командующий российскими войсками на Кавказской линии генерал А. А. Вельяминов в докладной записке командиру отдельного Кавказского корпуса барону Г. В. Розену от 20 мая 1833 года писал о стратегии колонизации черноморского побережья:
» — занять устья рек, впадающих в Чёрное море, дабы горцы не могли получить жизненных потребностей от турок;
— главное и надёжное средство к прочному владению горами и покорению обитающих в оных народов состоит в занятии укреплениями важнейших в топографическом отношении мест;
— средство ускорить покорение горцев состоит в отнятии у них плоскостей и занятии оных казачьими станицами;
— истребление полей их в продолжение пяти лет кряду дает возможность обезоружить их, тем облегчить все дальнейшие действия».
Сейчас главная набережная в Сухуме названа в честь мухаджиров.
В 1861 году российский император Александр II лично прибыл в Кубанскую область. Делегация «немирных» абадзехов, шапсугов, убыхов подала ему письменное прошение, в котором выражалась готовность к миру и покорности взамен на неприкосновенность земель и уклада. Российский император, как отмечается в различных более поздних публикациях, ответил: «Выселиться куда укажут или переселиться в Турцию».
В 1863 году поверенный в делах России при дворе османского султана Е. П. Новиков писал начальнику Главного штаба Кавказской армии генерал-лейтенанту А.П.Карцову, что Порта выдвинула ряд требований, включая требования начать переселение горцев не ранее мая 1864 года, отправлять людей небольшими партиями, переселять ежегодно не более 5 000 семей.
Официально выселение началось после выхода постановления Кавказского комитета от 10 мая 1862 года «О переселении горцев», тогда же была образована Комиссия по делу о переселении горцев в Турцию. Комиссия была уполномочена организовывать переселение горцев Северного Кавказа, выдавать им денежные пособия и вести переговоры с владельцами транспортных судов о перевозке эмигрантов. Но неожиданные для властей как Османской, так и Российской империй масштабы переселения (представления о численности черкесских племён оказались значительно заниженными), а также его реальные условия практически сорвали намерения правительств провести его цивилизованно.
Горцев-переселенцев 1860-х годов (то есть черкесов, убыхов и др., не подчинившихся до 1861 года царским властям горцев Северо-Западного Кавказа), прекративших сопротивление, но отказавшихся переселяться в болотистые низины Кубани, «на плоскость») сгоняли под конвоем на берег Чёрного моря, зачастую вдали от населённых пунктов, где они скапливались большими массами и находились месяцами, страдая и умирая от голода, холода и инфекционных болезней.
Последние послужили причиной тому, что российские судовладельцы от перевозки горцев всячески уклонялись, а из турецких на это шли зачастую беспринципные коммивояжеры, набивавшие корабли переселенцами сверх меры, что вело к высокой смертности среди эмигрантов также и в пути.
На малоазиатском побережье Турции, куда прибывали корабли с переселенцами, их ждали карантинные лагеря, зачастую не обеспеченные должными условиями для жизни и питания. В итоге, султан был вынужден издать особый фирман, запрещающий горцам продавать своих детей и жён, хотя таким способом они скорее спасали близких от смерти в лагерях.
Период национально-освободительного движения в Турции 1918-1923 гг., Мустафа Кемаль (лидер турецкой революции) придавал большое значение структурированию отношений с черкесской общиной, что отражено в его воспоминаниях.
В 1923 году, Великое Национальное Собрание Турции во главе с Кемалем Ататюрком попыталось провести массовые репрессии над анатолийскими черкесами: борьба развернулась вокруг проекта депортации черкесов из западных районов Анатолии в восточные, причем депортация предлагалась в наиболее безжизненные места.
Сейчас потомки мухаджиров мирно проживают как на черноморском побережье страны, так и ее центре. Чтоб посмотреть на их жизнь, я съездил в ближайший к Стамбулу район — Дюздже. Немного про него я уже рассказывал в посте «Акчакоджа, или как турки отдыхают сами». Это совсем небольшой ил, в котором проживает около 300 тысяч людей, однако внутри Турции он носит прозвище «Объединённые нации Турции» за исключительное разнообразие этнического происхождения его жителей: турки, адыги (черкесы), абхазы, чвенебури (грузины-мусульмане), лазы, цыгане, иммигранты с Балкан, а также курды и зазаки.
Кстати, именно в Турции полностью исчезла такая народность, как убыхи, а вместе с ними и убыхский язык, на котором говорили до начала 1990-х годов. Последний известный носитель языка Тевфик Эсенч умер в 1992 году в Турции.
Убыхский язык известен своей уникальной фонетикой — в нём 84 согласных звука (из которых четыре употреблялись только в заимствованных словах) и лишь два гласных («а» долгая и «а» краткая)
Источник: http://www.natpress.net