Украина возглавила «Диалог Евразии»

Post navigation

Украина возглавила «Диалог Евразии»

Международная общественная организация «Платформа „Диалог Евразии» (Diyalog Avrasya — „ДА») создана на съезде писательских и журналистских организаций Евразии, состоявшемся в сентябре 1998 года. Ее цель — развитие и усиление гуманитарных связей между народами и странами Евразийского континента.

Штаб-квартира Платформы „ДА» расположена в Стамбуле. Это неправительственное движение охватывает такие государства: Азербайджан, Беларусь, Грузию, Эстонию, Казахстан, Киргизстан, Молдову, Монголию, Россию, Таджикистан, Турцию, Туркменистан, Украину. Ряд стран уже готовят заявки на вступление в „ДА». Раз в два года проходят общие собрания организации, во время которых работают секции (по проблемам глобализации и развития культур, молодежи, семьи, СМИ), а также выборы председателя. Платформа „ДА» проводит конференции, симпозиумы, форумы, круглые столы, семинары, занимается издательской деятельностью (визиткой организации стал ежеквартальный международный культурно-интеллектуальный журнал „ДА»). Первым председателем Платформы „Диалог Евразии» был выдающийся сын киргизского народа, всемирно известный писатель Чингиз Айтматов (1928-2008).

В 2010-м началось двухлетнее председательство Украины в международной общественной организации «Платформа „Диалог Евразии», тон в которой задают интеллектуалы — писатели, философы, историки, языковеды… На IX пленарном заседании Платформы „ДА», состоявшемся в конце ноября 2010 года, ее руководителем был избран украинский историк, профессор Киевского национального университета имени Тараса Шевченко Владимир СЕРГИЙЧУК.

Чингиз Айтматов нашел очень удачную и красноречивую формулу-характеристику деятельности Платформы „ДА»: „миссия евразийского самопознания» — миссия, которая поможет сохранить культурную и духовную значимость Человека в глобализированном мире, когда актуален вопрос выживания цивилизации. Войны, конфликты на национальной и религиозной почве, нетерпимость к обычаям Другого, упадок морали, проблемы наркомании, алкоголизма; сотни миллионов людей в мире — за гранью бедности… Все это проблемы, которые появились не сегодня, но решать их нам…

Почему именно Евразия и почему Стамбул стал тем городом, где началось мощное интеллектуальное движение? На этом субконтиненте родились первые мировые религии (как и первые города), оттуда — истоки современной цивилизации. А Византий/Константинополь/Стамбул — перекресток дорог, город, где происходило и сегодня происходит едва ли не самое мощное взаимопроникновение, взаимообогащение культур, религий. На берегах Босфора оживают картины прошлого, воспоминания, возникают многочисленные ассоциации…

— Владимир Иванович, расскажите о первых шагах Платформы „ДА», о роли ее первого председателя Чингиза Айтматова.

— Проблемы, которые возникли на постсоветском пространстве, повсеместно вызывали экономические и социальные проблемы. Народы спрашивали у своих интеллектуалов, наивысших авторитетов: что делать? Хорошо, что Украину минули межэтнические конфликты, но горит Кавказ, в Чечне война, не решен вопрос Нагорного Карабаха, нестабильная ситуация в Таджикистане. В такой ситуации нужно было объединять усилия. И Айтматов стал одним из основателей Платформы. С одной стороны, он родом из СССР, где преобладала российская или славянская идеология, а с другой — мусульманин, сын киргизского народа. В 2003 году в Бишкеке я имел с ним продолжительную беседу. Он тогда сказал: встал вопрос, сможем ли мы, киргизы, получив независимость, жить отдельно, решать проблемы своими силами? Одни и те же проблемы у казахов, у наших соседей… Нужно отработать концепцию согласия, чтобы не было крови.

Единомышленниками Айтматова стали азербайджанец Анар, казах Олжас Сулейменов, украинец Павло Загребельный, русский Ростислав Рыбаков, который 15 лет был директором Института востоковедения РАН, представитель Турции Ильбер Ортайлы, директор всемирно известного музея Топкапы в Стамбуле.

И именно в Стамбуле, где в каждом камне история многих наций, где перекрещиваются цивилизационные процессы современности (Чингиз Айтматов там часто бывал), родилась идея положить начало диалогу между культурами и религиями. Как по мне, именно в этом аспекте создание Платформы „Диалог Евразии» стало вызовом интеллектуалам современности. Миссию дать ответ на него взял на себя Чингиз Айтматов. Помню, в детстве и позже я зачитывался его книгами „Материнское поле» и „Буранный полустанок». Это не просто художественная литература, а философия мирового уровня…

— Слово „манкурты» прижилось на постсоветском пространстве во многих языках для определения людей без корней. Символично, что первым председателем Платформы стал автор этого понятия, один из известнейших писателей ХХ века.

— Мне приятно, что Чингиз Айтматов был первым в первой пятерке руководителей Платформы „ДА», а я от Украины — первый во второй пятерке. Так что передо мной стоит очень ответственное задание, как говорят, держать марку. Ведь Украина с учетом ее географического положения тысячелетиями обогащалась достижениями соседей, творя самобытную собственную духовность, которой всегда восхищались в далеких и близких краях.

— Вы возглавили Платформу „ДА» на два года. Несмотря на неправительственный, неполитический характер организации, все же хотелось бы знать, когда наконец наше государство обратит внимание на столь уважаемый форум интеллектуалов Евразии?

— Высшее руководство большинства государств, представители которых были среди инициаторов создания Платформы „Диалог Евразии», понимает необходимость гуманитарного диалога, где главную роль сыграет духовная элита наций. Как правило, глава государства, когда наше общее собрание проходит в столице, посещает его, выступает с приветственной речью. Так было, скажем, в Бишкеке, в Астане — там президент Казахстана Нурсултан Назарбаев встретился с членами Платформы совместно с президентом Турции Абдуллой Гюлем, который как раз прибыл с визитом в эту страну. При нашем участии они открыли Академию тюркского мира… Михаил Фрадков, премьер-министр России в то время, открывал форум в Москве. В Турции на открытии Молодежного форума Платформы „ДА» в Анталии выступал спикер парламента.

В Украине же власть с какой-то опаской относилась к нашей организации. Когда в 2007 году форум проходил в Киеве, я как председатель Украинского национального комитета „ДА» заранее обратился в секретариат президента, лично в кабинете на Банковой просил, чтобы подготовили хотя бы приветствие от первых лиц государства — ведь собирается интеллектуальная элита многих стран. Но вышло, как всегда… Не было приветствия. Впрочем, пришел чиновник секретариата, который, побывав на открытии, где провозглашали приветствия от первых лиц многих государств, пораженный увиденным и услышанным, сказал: „Нужно было не только приветствие прислать, нужно было, чтобы наш президент пришел!..»

К сожалению, наша власть тогда просто не обратила внимание на гуманитарный диалог, хотя к созданию Платформы имела отношение и Украина, которую сначала представлял выдающийся писатель Павло Загребельный, потом — известный ученый-востоковед Григорий Халимоненко.

— Предусматривается ли расширение организации?

— Сегодня белорусы и эстонцы уже вступили в „ДА», Литва готовит заявку на вступление…

— Вырисовывается интересная историко-географическая ось — от Балтики до Черного и Средиземного морей?

— Да, с севера на юг. На западе — Беларусь, интеллектуалы Чехии к нам присматриваются. С востока подтягиваются крупные государства: собираются вступать Индия и Китай…

— За два года у вас есть возможность расширить географию. Платформа пытается не замыкаться исключительно на евразийских пространствах, пусть и необозримых?

— Действительно, надеемся увидеть в наших рядах и представителей других континентов. К нам приехали гости из Аргентины, США… Нужно выходить на контакт, например, с Гарвардом, который мог бы стать первым центром Платформы на Американском континенте. Германия должна быть заинтересованной… До пяти миллионов турок проживают в ФРГ. Возможно, Израиль присоединится…

— Украина теперь должна показать свои достижения. А вы — доказать уже новой власти, что Киев может играть важную роль в диалоге евразийцев. У нас очень упрощенное восприятие Запада и Востока: Запад — это Западная Европа, США, а Восток — это Россия. Не будем забывать, что был еще Шелковый путь из Европы в Китай. И почему бы нам не „открыть» старинный Путь из варягов в греки?

— Задание Украины, по крайней мере, на два года — связать в гуманитарном плане, образно говоря, эти два пути — Балто-Черноморский с севера на юг и Шелковый путь, пролегающий с востока на запад. Через Киев и Стамбул. Поскольку Украина сейчас председательствует в Платформе, свою задачу вижу в том, чтобы эти пути переплелись, и в диалоге культур, религий мы получили необходимый результат.

Перед Новым годом я написал письмо в администрацию президента Виктора Януковича: Украина должна инициировать своего рода гуманитарный Давос. Ведь наша последняя конференция „Семья как ценность в контексте религии, традиций и современности» (26-28 ноября 2010 г., Анталия) вызвала немалый интерес не только в странах Евразии. Приехали представители 53 государств — более 600 участников! Ученые, философы, историки, главные редактора СМИ рассматривали проблемы, интересные не только для отдельных стран Востока или Запада. Гуманитарный форум может объединить все континенты, поднимая проблемы планетарного масштаба…

— Они актуальны для всех стран: проблемы семьи и молодежи, безработица, социальное неравенство, терроризм, расовая и религиозная нетерпимость, наркомания, СПИД…

— Почему люди приехали на нашу конференцию в Анталию аж из-за океана? Не только обнародовать свои доклады, научные исследования, но и присмотреться, что это за организация — Платформа „ДА», чем она дышит…

Все знают о Давосе в маленькой Швейцарии, Польша с Крыницей вышла на европейскую орбиту, в Ялте работает экономический мини-Давос… Мы предлагаем инициировать создание гуманитарного Давоса именно в Украине. Поскольку, когда на форуме в Анталии наша делегация вышла с таким предложением, то киргизы тут же предложили принять всех на Иссык-Куле…

Кстати, Украина имеет немалый опыт в плане взаимопонимания через диалог наций и народностей. Поэтому мы с Гьокханом Демиром (координатором Платформы „ДА» в Киеве) уже в феврале планируем провести на базе Донецкого университета конференцию „Диалог взаимности: толерантность власти и лояльность национальных меньшинств». На примере Донбасса хотим проанализировать, как украинской власти удается сохранять мир и согласие.

Очевидно, нужно более внимательно присмотреться к Крыму. Там несколько иная ситуация, но для нас важно начать.

— Экономический кризис выявил не очень приятные вещи: культ „золотого тельца» в обществе массового потребления исповедует критически большая масса людей. Актуален и вопрос толерантности, уважения к культуре, религии, обычаям соседних народов. С другой стороны — эпоха мультикультурности потерпела крах. В этом смысле наработки Платформы „Диалог Евразия» за 12 лет ее существования сыграют огромную роль. Как пройти сквозь рифы вызовов современности?

— Через Платформу „ДА», где нет политики, а есть диалог именно духовных лидеров, мы пытаемся доносить информацию об особенностях культуры близких и далеких соседей, которые мы можем позаимствовать. Можно искать и межгосударственное согласие. Например, среди участников нет Армении. Возможно, через Платформу удастся помочь диалогу Еревана с Анкарой и Баку.

— Важно, что Платформа не политизирована. Как бы мы ни желали участия государства, это — неправительственная организация. На нее же нельзя давить?

— Вот вам пример. На позапрошлогоднем заседании выступает Сергей Марков, депутат Госдумы РФ. Тема: российско-турецкие связи. А он начинает говорить о Ющенко, о том, что украинский народ против НАТО (хотя референдум у нас по этому поводу не проводили), агитирует за русский язык как второй государственный в Украине… Ему сразу же сделали замечание: доклад не по теме, это — чистая политика. Все, больше он об Украине — ни слова. Только в кулуарах подходил: не голосуйте за Ющенко…

— То есть все свои политические взгляды, пристрастия нужно оставить вне Платформы. Но это же нелегко?

— Я, выступая на собраниях Платформы, не репрезентую свои исследования по истории украинского народа. Позиционирую себя как профессор, как представитель интеллектуалов Украины. Не митинговой элиты, а академической. У нас проходят философские диспуты, встречи писателей. Из украинских писателей, к слову, на последнем форуме были Мария Матиос, Васыль Шкляр, Андрей Курков, Иван Драч.

— Важно иметь прямую информацию о событиях в других странах, а не ретрансляцию. Например, большую часть сведений о Турции мы получаем из Euronews, из российских информагентств, изданий…

— „Зеркало недели. Украина» имеет высокий рейтинг, о газете знают участники конференции из разных стран мира. Так что и вы должны налаживать прямые контакты со СМИ. У нас в делегации были дипломаты, ректоры, деканы, главные редакторы, философы, два народных депутата Украины.

Мы, кстати, организовали в Анталии зажжение свечи в День памяти жертв политических репрессий и голодоморов. Это была последняя суббота ноября. Пришли белорусы и молдаване…

— Зачастую в учебниках, пособиях подается не очень приятная для какой-то страны или нации, слишком предвзятая информация… Возможно, нужно сгладить острые углы? С теми же турками мы в последний раз воевали в Первую мировую, но — как подданные Российской империи. Турки — наши соседи, и не всегда же мы были врагами?

— Очень важный вопрос. Нужны консультации специалистов. Но сколько мы ни говорим об истории, отношениях между народами, никогда не возникает предложение написать общий учебник. Турки пусть пишут свою историю сами, мы можем представить свое видение, но ни мы, ни они не могут сказать: мы хотим, чтобы было именно так! Турки не выбрасывают из истории те факты, что наши казаки жгли предместья Стамбула, а крымские татары осуществляли набеги на украинские земли.

Однажды я был в Эстонии, где местная русскоязычная жительница спросила, почему мы переписываем свою историю. Говорю: не переписываем, мы ее еще не написали, а только пишем. Только недавно открылись архивы, и лишь теперь мы можем осмыслить наработки диаспоры. За нас писали, был „Краткий курс ВКП(б)» или Погодинская концепция, модифицированная в коммунистические времена…

Но можно ли понять друг друга, навязывая свои взгляды и концепции? Поэтому Платформа „ДА» никогда не поставит вопрос о том, что нужно писать общую историю. Да, мы призываем к толерантности, взвешенности, чтобы через учебники по истории мы могли лучше понять друг друга. И ни в коем случае никому ничего не навязывать.

С первых дней существования „ДА» ставит себе цель углублять согласие между народами, взаимодействие различных религий и культур через международные конференции, круглые столы, выставки, которые уже состоялись в Турции, Российской Федерации, Казахстане, Киргизии, Украине, Грузии, других странах, объединенных под эгидой Платформы.

Международные форумы, на которых рассматриваются актуальные проблемы отношений в современном мире, способствуют диалогу между народами и культурами. Именно в таком взаимообогащении и мирных дискуссиях о жгучих проблемах современности, когда одинаково принимаются во внимание мудрые установки таджика Руми, украинца Сковороды и турка Гюлена, можно надеяться на успех диалога. И тогда армянин поймет азербайджанца, грек — турка, русский — грузина…

— Планируется ли выпуск журнала „ДА» на украинском языке, ведь есть же его русско- и турецкоязычный варианты?

— Если мы не сделаем этого уже в нынешнем году — нам позор навеки. В рамках нашей организации работает платформа «12Медиалог», которая должна присоединиться к сотрудничеству. Когда мы будем решать проблемы двухлетнего председательства Украины в Платформе, этот вопрос — среди главных.

По материалам: www.zn.ua

Похожие материалы

Ретроспектива дня