У настоящих героев одни корни и одна судьба…

Post navigation

У настоящих героев одни корни и одна судьба…

В ночь с 12 на 13 апреля 65 лет назад город Старый Крым был окончательно и бесповоротно освобожден от немецко-фашистских захватчиков. Среди тех, кто первым ворвался с боями в город, был и наш соотечественник, легендарный командир группы разведки Восточного соединения крымских партизан Осман Исаев. Эта статья сына героя посвящена светлой памяти Османа Мамутовича Исаева. 

Редакция газеты «Полуостров»

Мой отец, Осман Исаев, родился в Судаке 1 января 1919 года в семье Мамута и Медине ханум Исаевых. Отец Османа Исаева Мамут некогда, с 1898 по 1906 гг., служил в Санкт-Петербурге в лейбгвардейском Преображенском полку при императоре Николае II. Это был полк особого назначения и охраны. В этом полку служило немало крымских татар.

До 1940 года Осман Исаев жил, учился и работал в Судаке. До призыва в армию работал водителем в Судакском райкоме партии. Службу проходил в киевском военном округе в составе 21-й армии. С началом Великой Отечественной на фронте. Был младшим сержантом, водителем пулемётно-зенитной установки. Их армия одна из первых встретила врага. Но силы были не равные. Немецкая авиация с воздуха наносила мощные бомбовые удары, а сухопутные войска и танковые дивизии вермахта на ходу расстреливали и крушили всё живое, движимое и недвижимое. Их армия почти полностью была уничтожена, и оставшиеся в живых солдаты и офицеры отступали с боями на юг. Воевал на Южном фронте. В составе керченско-феодосийского десанта воевал на Крымском плацдарме. После провала плохо подготовленной командованием той десантной операции в плену оказались сотни солдат и офицеров, раненных и обескровленных.

Находясь в плену в лагере военнопленных в Феодосии, Осман Исаев, будучи водителем, обеспечивал бесперебойную связь между подпольными группами военнопленных. Они добывали продукты, одежду, вывозили и направляли военнопленных и патриотов в места активной деятельности партизанских формирований для продолжения борьбы с фашистскими оккупантами.

В годы второй мировой войны партизаны Крыма наводили буквально ужас на врага. Ожесточенная борьба с фашистами шла и в Старокрымских лесах и горах. Железнодорожный перегон от Джанкоя до Семи Колодезей был под постоянным контролем бойцов Восточного соединения партизан. За поимку руководителей и командиров полиция обещала десятки тысяч немецких марок. Жители деревень собирали для партизан продовольствие, медикаменты. Но всего этого было недостаточно, и партизан спасал лес, где росли орехи, кизил, мушмула и тайные тропы, известные только местным жителям, крымским татарам.

В конце сентября 1942 года настал черед и Османа Исаева. Он с группой патриотов бежал на машине, прихватив с собой высокопоставленного немецкого офицера, и примкнул к партизанам. Их отряд был сформирован из участников сопротивления: русских, украинцев, крымских татар, грузин, армян, азербайджанцев…, знавших друг друга по совместной подпольной работе в плену.

Начал воевать в составе 10 отряда третьей бригады восточного соединения Крымских партизан. В качестве командира группы разведки Осман Исаев принял участие в нескольких дeсяткax боевых операций. По отчётным данным командира 10 отряда Ивана Заики имя Османа Исаева только за 1943 год упоминается в числе отличившихся восемь раз. По итогам боевой деятельности за 1943 год комиссар отряда А. Овчинников приводит список самых храбрых и отважных партизан. Привожу их согласно отчёта комиссара: Осман Исаев, Пётр Шандыба, Ата Кочмамедов, Расул Гаджиев, Сергей Гаспарян, Джелил Алиев, Борис Загнидзе и Александр Батаев. Впоследствии мой отец был назначен на высокую офицерскую должность командира комендантского взвода при штабе Восточного соединения Крымских партизан. Командующим Восточным соединением был Владимир Кузнецов, а комиссаром, начиная с ноября 1942 года, — Рефат Мустафаев. Bладимир Степанович очень ценил и уважал отца, доверял ему выполнение самых сложных и ответственных боевых операций. Вот итог личной боевой доблести Османа Исаева: более 200 убитых солдат и офицеров противника в боях. А всего их отрядом было уничтожено более 500 солдат и офицеров оккупационных войск. Приведу далеко не полный перечень операций, проведенных Османом Исаевым в 1943 году:

— На дороге Шах-Мурза-Салы взорвано 9 столбов связи.

— Взорвана автомашина с личным составом противника.

— Уничтожены три тяжёлые автомашины с личным составом, убиты и ранены более 100 человек противника.

— На дороге Эльбузлы-Салы группа под командованием Османа Исаева произвела налёт на Румынскую заставу севернее деревни Эльбузлы, уничтожив четырех и ранив трех солдат.

— Обстрел противника, пытавшегося напасть на лагерь партизан (командир Исаев), противник понес большие потери и отступил.

— На дороге Старый Крым-Салы группа во главе с Невгасимовым уничтожила автомашину с 15-ю румынскими солдатами, отличились Батаев, Мешков, Маслов, Исаев и др…

К концу 1943 года активность Старокрымских партизан усилилась. Самым значительным их достижением стал разгром немецкого гарнизона численностью 1300 солдат и офицеров противника. Для проведения операции командование Восточного соединения направило две бригады: вторую (командир Котельников) и третью (командир Куликовский). Ночью народные мстители незаметно подошли к городу. В установленное время был дан сигнал к атаке. Во время боя партизаны уничтожили два танка, 16 автомашин, склад с боеприпасами. Группа под командованием Османа Исаева забросала гранатами казармы, где находились гитлеровцы. Захватили тюрьму гестапо и освободили 46 советских заключённых, приговорённых к расстрелу. Одна из тех узниц, из числа 46 приговорённых к расстрелу, в послевоенные годы часто встречала отца в городе, подходила к нему, обнимала, плакала и говорила: «Если бы ты, Саша, вовремя не подоспел, нас бы всех тогда расстреляли»… В этом бою в панике отступавшие фашисты из машины бросили в гранату в сторону Османа. Исаев не растерялся, поднял гранату и бросил ее обратно в машину, подорвав ее вместе с немцами. В этом бою их группа уничтожила 189 солдат и 6 офицеров противника. Партизанам достались 407 лошадей, 108 обозов, 16 единиц огнестрельного оружия и много других военных трофеев.

12 апреля 1944 года к 10 часам утра в Старый Крым вошли партизаны численностью до 40 вооружённых пулемётами и автоматами бойцов для установления контроля над городом. Там они столкнулись с немецким автобатальоном и в результате ожесточённого боя, подбив два бронетранспартёра, несколько тяжёлых и одну легковую машину, уничтожив значительную часть живой силы противника, израсходовав весь боезапас, партизаны без особых потерь отступили в южную часть города. И эта операция была проведена под командованием Османа Исаева. По данным другого партизанского командира Владимира Годзишвили немцы тоже отступили, но в середине дня в Старый Крым вошел карательный батальон СС и, двигаясь тремя колоннами по трём северным улицам города, начал методичное уничтожение жителей. Истребление жителей совпало с прорывом трех немецких танков, которые подошли на помощь карателям. Впоследствии эти танки были подбиты партизанами. Израсходовав боезапас, каратели отошли в сторону Салы, но через 4 часа, перегруппировав силы и снарядившись боезапасом, вернулись и начали сгонять население в район кладбища. В тот момент, когда было собрано несколько сот человек и были установлены пулемёты для расстрела людей, партизаны и несколько советских танков вместе с частями 227 дивизии вошли в город. Немцы, не успев совершить свое злодеяние, поспешно бежали. Взяв часть партизан в качестве десанта, танкисты, преследуя карателей, двигались в направлении Салы. Таким образом с 12 на 13 апреля 1944 года Старый Крым был полностью освобождён. Вот малая толика тех героических партизанских будней Османа Исаева и его отряда, воевавших за Родину.

Осман Исаев закончил войну в должности командира комендантского взвода Восточного соединения в апреле 1944 года. А в мае 1944 года его, как и всех крымских татар, лишили этой Родины, выслав из Крыма. И сколько таких, как мой отец, партизан, бойцов, командиров и комиссаров Советской армии — крымских татар — не было по достоинству награждено орденами и медалями, а особо отличившиеся — звездой Героя Советского Союза?!

Хочу рассказать один эпизод из воспоминаний отца. Когда их везли в вагонах к местам депортации, на одной из остановок изможденные люди вышли набрать воды и просто подышать свежим воздухом. Среди них был и Осман Исаев. Он невольно подслушал разговор одного младшего офицера-конвоира со своими подчиненными. Этот вояка, показывая на крымских татар, говорил, что этот народ надо было посадить на корабли, вывести подальше в море и потопить, чем везти куда-то в тыл. Отец не выдержав этого гнусного оскорбления народа, подошёл к нему и наотмашь, что было силы, ударил молокососа. Да так, что тот отлетел, упал и истошно стал звать на помощь. Пришедшие другие офицеры, выяснив в чём дело, отпустили отца, строго наказав своего сослуживца. Помню рассказ отца о его беседе с профессором Рефиком Муззафаровым. После одного из успешных боев партизан с фашистами, у немецкого офицера нашли письмо, в котором тот писал родным в Германию, в Гамбург, что против них воюют много местных татар и он бы не хотел их видеть даже во сне…

После войны, находясь долгие годы в Узбекистане, Палванташе, Осман Исаев опять сел за баранку, работал водителем в нефтеразведке. В 1961 году он с семьёй переехал поближе к родному Крыму, в Краснодарский край, где много лет проработал в городе Крымске водителем-дальнобойщиком. Объездил почти всю страну. Встречался с людьми разных национальностей, ветеранами войны, которых объединяла дружба и взаимопонимание. Часто приезжал в Крым на встречу с бывшими партизанами и бойцами на день освобождения Старого Крыма. Встречая отца, его бывшие сослуживцы с уважением говорили: «Это — наш боевой командир».

Я часто приезжал с отцом в Крым и тоже виделся с его боевыми друзьями. В 1976 году, приехав в Крым, встретились в Керчи с П.М.Заболотным, в Феодосии — с А.Батаевым, А.Крикливым, в Судаке — с Я. Кушниром, в Старом Крыму — с Л.Забоевым, К.Никифоровым и другими боевыми соратниками отца. Все они говорили, что отец по заслугам достоин звания Героя Советского Союза. Но, как оказалось, мы жили в стране, где подвиги совершали одни, а награды и звания делили между собой другие…

И личная жизнь Османа Исаева была не безоблачной. Рано ушла из жизни его верная подруга — жена… И как любой крымский татарин отец всегда помнил и думал о родном Крыме. Часто вспоминал Старый Крым, где прошли его молодые годы в партизанском лесу, тропы и дороги, по которым преследовал врагов и уходил от карателей. И, конечно же, вспоминал о своём Судаке, где он родился, мальчишкой бегал по горам, ходил к морю. Будучи юношей со своим отцом, моим дедом, объездил и бывал во многих местах Крыма. Вспоминал и рассказывал о своих друзьях юности, как они были дружны, многие из них свободно говорили на крымскотатарском не хуже его самого. И все годы, прожитые вне Родины, думал о возвращении в Крым, мечтал снова увидеть свой дом, свои горы, тёплое море и ласковый берег. Его мечта сбылась в 1978 году, я тогда служил в армии. Переехав, отец прописался быстро, чему многие соотечественники, годами жившие без прописки, были немало удивлены. Поползли всякие грязные слухи об отце. Но позже сплетни прекратились, когда поближе узнали о том, что рядом с ними живет настоящий герой, готовый на смерть стоять и за свою Родину, и за свой народ.

Наш дом постоянно был полон людей: и известных, и простых тружеников, как крымских татар, так и не татар. Частым гостем у нас был профессор Рефик Муззафаров. Многим соотечественникам отец помогал решать насущные проблемы, многим помог прописаться и устроиться на работу.

Отец неоднократно выступал на митингах в день освобождения Старого Крыма. Выступал в Красносельской школе перед детьми, рассказывал правду о войне, истинную историю освобождения Старого Крыма, разоблачал лживые, наполненные злобой к коренному населению полуострова, публикации и книги тогда, когда многие молчали и опасались открыто об этом говорить. Сейчас многие из тех, кто стоял в стороне, не вмешиваясь в общенациональную борьбу, не бывавшие и ни участвовавшие ни на каких митингах, демонстрациях, не стесняясь бьют себя в грудь, мнят из себя ярых инициативников и деятелей. Одним словом, развелось вокруг немало всякой дряни…

Думаю, и сегодня многие помнят отца, его характер, его доброту, пытливый взгляд, порой вспыльчивость, благородную улыбку. Многие находят удивительное сходство отца с другим легендарным разведчиком, полковником Исаевым — Штирлицом, героем романов культового писателя Юлиана Семенова, ставшего в свое время настоящим народным кумиром. Блестяще осуществив сложнейшую операцию по разоблачению планов нацистов, осевших после войны в Аргентине, полковник Исаев, наконец-то, возвращается на Родину. Но сталинский режим встретил героя не наградами и почестями, а камерой на Лубянке, унизительными допросами, кремлевскими интригами, склоками и фальшью…

Иногда мне кажется, у настоящих мужественных людей, Героев — один род, одни корни и гены… и одна судьба…

Рустем ИСАЕВ, Старый Крым

«Полуостров» №13, 10 – 16 апреля 2009 г.

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня