Форманчук предупреждает…

Post navigation

Форманчук предупреждает…

Доклад «Особенности и риски интеграции Республики Крым в политико-правовое и социально-экономическое пространство Российской Федерации» был озвучен на Международной научно-практической конференции на тему «Евразийский экономический союз: успехи и проблемы реализации», организованной Российским институтом стратегических исследований в Симферополе 1 декабря 2014г.


Особенности и риски интеграции Республики Крым

 

Прежде чем перейти к изложению и анализу проблем обозначенной темы, очень важно подчеркнуть стремительный и даже взрывной характер исторического возвращения Крыма в состав России в знаменитые на весь мир дни Крымской весны. Все прошло настолько стремительно и без единого выстрела, что никто тогда не думал о трудностях будущей интеграции Крыма в политико-правовое и социально-экономическое пространство Российской Федерации. Более того, абсолютное большинство крымчан восприняли эти события как возвращение домой. А дома, как известно, и стены помогают.

Александр Форманчук, зампред Общественной палаты РК

 

Поэтому подсознательно крымчане как бы заранее готовили себя к трудностям переходного периода, понимая их временный характер. Никто из них не сомневался в возможностях российского государства по выполнению взятых им обязательств перед жителями полуострова.

 

Собственно, так оно и получилось. Крымчане с пониманием и терпением переносят все трудности переходного периода, не испытывая при этом ни малейших разочарований в своем историческом выборе на Всекрымском референдуме 16 марта этого года. Это основополагающий вывод, которым нужно руководствоваться при характеристике особенностей и рисков, определяющих процесс интеграции Республики Крым в российское государственное пространство. Все они не идут ни в какое сравнение с гарантиями личной безопасности каждого крымчанина, которые твёрдо и последовательно обеспечивает Российская Федерация. Особенно на фоне трагических событий на Юго-Востоке Украины.

 

Лучшим доказательством к сказанному является высочайший уровень консолидации крымского сообщества вокруг имени президента Российской Федерации. Все социологические опросы демонстрируют поддержку Владимира Владимировича Путина на уровне не ниже 93-94 процентов опрошенных крымчан. Постоянно высокой остаётся поддержка крымчанами и главы Республики Крым Сергея Аксёнова и председателя Государственного Совета Владимира Константинова. Всё это также свидетельствует о высокой степени готовности подавляющего числа жителей Республики терпеливо сносить трудности переходного периода, которые не вступают в противоречие с их историческим выбором в пользу воссоединения с Россией.

 

Главной особенностью интеграции Республики Крым в политико-правовое и социально-экономическое пространство Российской Федерации является то, что этот процесс осуществляется в условиях эскалации военно-политического и торгово-экономического противостояния Запада в отношении Российской Федерации. Причем именно возвращение Крыма в состав Российской Федерации было использовано Западом в качестве главной причины оправдания этого противостояния.

 

В этом плане история как бы отвела Крыму непростую роль «спускового крючка» для окончательного запуска глобального геополитического проекта по переформатированию послевоенного мироустройства, основы которого были заложены, как известно, 70 лет назад на Ялтинской конференции руководителей стран антигитлеровской коалиции.

 

Сегодня мы убеждаемся, что США и их европейские союзники по НАТО давно искали удобный повод для позиционирования России в качестве главной угрозы основам глобальной безопасности. Именно с этой целью Украине была отведена роль антирусского проекта, на внедрении и реализации которого было сосредоточено внимание Запада на протяжении практически двух последних десятилетий. Однако стремительное и бескровное возвращение Крыма в Россию серьёзно расстроило планы Запада.

 

Таким образом, Крым на длительное время оказался в эпицентре интересов главных геостратегических игроков, что привлекает к нему особое внимание мирового сообщества. А также накладывает особый отпечаток ответственности за положение здесь дел, как со стороны Российской Федерации в целом, так и в первую очередь со стороны руководства Республики Крым и города федерального значения Севастополя. Не забывая при этом, разумеется, о мере ответственности всего российского общества и его органической части в лице крымского сообщества.

По сути дела Крым превратился в прифронтовую зону особой ответственности в столкновении геостратегических интересов Запада и России, где Украине отведена роль буфера по недопущению их прямого военного столкновения. Во всяком случае, по состоянию на текущий момент. Уже одно это предполагает наличие для Крыма особого статуса в продвижении стратегии и темпов его интеграции в политико-правовое и социально-экономическое пространство Российской Федерации. Такой статус, прежде всего, предполагает соблюдение специального режима управления при осуществлении комплексного подхода к реализации комплекса интеграционных мероприятий переходного периода.

 

Естественно, что такой переходный статус кроме защитной функции крымских интересов несёт также целый ряд сопутствующих рисков при их непосредственной реализации. Большинство таких рисков является следствием инерционного влияния на психологическое состояние крымчан политико-правовой ситуации на Юго-Востоке Украины в сочетании с инфраструктурной зависимостью полуострова при разрыве сложившихся связей с украинским материком. Всё-таки 23 года пребывания в составе Украины не прошли бесследно для формирования у населения полуострова определенных психологических стереотипов зависимости от украинского государства, которые проявились в навязывании автономии соответствующей этим стереотипам экономической модели в её развитии.

 

В ряду таких политических рисков, прежде всего, необходимо отметить неопределенность развития крымскотатарского фактора. К сожалению, на сегодня ни у федерального центра, ни у крымского руководства нет четкого понимания путей интеграции крымских татар в политико-правовое пространство Российской Федерации. Между тем неприятие новых исторических реалий в крымскотатарской среде не только не смягчается, но и в определённом смысле нарастает. Подтверждением чему стал фактический бойкот избирателями из числа крымских татар выборов в Государственный Совет и местные органы власти Республики, которые прошли 14 сентября текущего года. В них принял участие лишь каждый пятый крымскотатарский избиратель. Тогда как даже во время Всекрымского референдума 16 марта к избирательным урнам пришло около 30 процентов крымских татар.

 

Результатом подобной неопределённости стало резкое сокращение представительства крымских татар в представительных органах власти Республики. Так, если в прошлом составе сельских, посёлковых, районных и городских Советов насчитывалось до полутора тысяч депутатов из числа крымских татар, то по итогам прошедших выборов в них представлены лишь 192 депутата представляющих интересы крымскотатарского народа.

 

Эти цифры свидетельствуют о глубине разочарований значительной части крымских татар из-за смены своих традиционных национальных целей, выражавшихся в обретении собственной государственности в форме национально-территориальной автономии в составе слабого украинского государства. Переход Крыма в состав Российской Федерации фактически положил конец этим националистическим иллюзиям, предоставив при этом крымскотатарскому народу более реальные и широкие возможности по удовлетворению своих национальных потребностей.

 

Понадобится определённое время, прежде чем в российском Крыму в противовес проукраинской политике прежнего состава Меджлиса, бессменным лидером которого были Мустафа Джемилев и Рефат Чубаров, сформируется новая крымскотатарская элита, которая сумеет принять новые исторические реалии и выстроить правильную линию интеграции своего народа в государственное пространство Российской Федерации. Важно чтобы федеральный центр и крымское руководство создали благоприятные условия для практической реализации этой цели. Что позволит максимально минимизировать риски крымскотатарского фактора.

 

Следующий пакет рисков для успешной интеграции Республики Крым в государственное пространство Российской Федерации лежит в плоскости инерционного влияния инфраструктурной зависимости полуострова от материковой части Украины. Речь идёт о привычных поставках с материка Украины электроэнергии, угля, днепровской воды и продовольствия. К этому также следует добавить блокаду со стороны Украины исторически сложившихся транспортных коридоров, по которым помимо грузовых перевозок осуществлялись перевозки пассажирские.

 

К сожалению, нынешняя ситуация на Юго-Востоке Украины не способствует разблокированию транспортных коридоров, что негативно сказывается на объёмах поставок в Крым многих видов традиционных товаров, а также на снижении прежних пассажиропотоков.

 

В этом плане можно приводить немало конкретных примеров. Но мы ограничимся лишь одним показательным. В 2013 году исполнилось 50 лет Северо-Крымскому каналу, благодаря которому в советское время степной Крым удалось превратить в край садов и виноградников. В итоге до 60 процентов крымского ВВП приходилось на агропромышленный комплекс, который по этому показателю входил в пятёрку самых развитых регионов Советского Союза.

 

Нужно также отметить, что 80 процентов потребляемой полуостровом питьевой воды традиционно поступали через Северо-Крымский канал. Понимая его стратегическую значимость, руководство Украины сознательно заблокировали поставку днепровской воды в Крым, рассчитывая на возникновение непреодолимых в этом плане трудностей и проблем. Пока в результате такой блокады фактически «убиты» рисоводческие хозяйства на севере Крыма. Все остальные отрасли сельского хозяйства на полуострове пока выстояли благодаря относительно благоприятному с точки зрения прошедших дождей лету.

 

Однако процесс накопления негативных последствий блокады Северо-Крымского канала нарастает и уже в настоящее время может достичь критических значений в обеспечении Республики Крым и города Севастополя питьевой водой. Так, водохранилище вблизи Севастополя имеет запасов питьевой воды лишь 14 процентов от потребностей, а Симферопольское — на 22 процента. Не лучшим образом обстоят эти проблемы и в других городах и населенных пунктах. Это при том, что и в благополучные годы около 250-ти крымских сёл и посёлков жили за счет подвоза питьевой воды.

 

Между тем совсем недавно губернатор Херсонской области, на территории которой находится дирекция Северо-Крымского канала, в очередной раз цинично заявил, что Украина готова продавать Крыму днепровскую воду по цене один евро за кубический метр. Если учесть, что за сезон через Северо-Крымский прокачивается до миллионов кубометров днепровской воды, то станет вполне очевидной и понятной истинная цель подобных заявлений.

 

Стратегической целью пришедших ныне к власти в Украине националистических сил по отношению к Крыму является их неуёмное желание сделать неподъёмным для России содержание полуострова за счет государственного бюджета и не допустить преодоления инфраструктурной зависимости экономики полуострова от материковой Украины. Подобная стратегия не лишена определённого смысла и требует от России принятия адекватных сложившейся ситуации ответных мер.

 

В числе таких мер не последнее место могло бы быть отведено поддержке проекта «Новороссии», попытки формирования которого предпринимаются на Юго-Востоке Украины. Хотя в настоящее время эти попытки носят весьма противоречивый и непоследовательный характер. Вместе с тем в долговременном плане, связанном с переформатированием сложившегося послевоенного мироустройства, этот проект может обрести вполне реальные осязания.

 

Как бы там ни было, но процесс интеграции Крыма в российское государственное пространство несёт новые смыслы в поиске ответных мер на внешние вызовы и угрозы, вызванных историческим возвращением полуострова в состав Российской Федерации. Важно, чтобы этот процесс способствовал усилению военно-политической мощи России, а не ослаблял её экономические возможности как внутри страны, так и на международной арене. Именно с этих позиций мы и рассматриваем особенности и риски интеграции Крыма в политико-правовое и социально-экономическое пространство Российской Федерации. В настоящем докладе обозначены лишь некоторые из них.

 

Каждый прожитый в историческом коридоре месяц показывает, что мы находимся лишь в начале непростого пути. Мы обязаны сделать на этом пути всё возможное и невозможное, чтобы пройти его с честью и достоинством. Чтобы не возникало ни малейших сомнений и разочарований в сделанном крымчанами выборе на всекрымском референдуме 16 марта 2о14 года. Ведь этот выбор сделан нами раз и навсегда.

 

Александр Форманчук,

зампред Общественной палаты РК

http://www.kr-eho.info/index.php?name=News&op=article&sid=13218

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня