Конфликт Алексея Чалого с бывшими соратниками по борьбе за российский статус города развивается. Причем развивается внутри местной «Единой России».
Сначала чиновники-однопартийцы успешно вычеркнули Чалого из списка кандидатов в губернаторы Севастополя, а теперь пытаются помешать ему стать спикером Заксобрания. Причем делают это открыто, хотя рейтинг «ЕдРа» вышел в топ во многом именно благодаря Чалому, а сам он до сих пор идет первым номером в партийном списке.
Все это может не только снизить общий результат самой популярной в городе партии на выборах 14 сентября, но и скомпрометрировать в глазах севастопольцев политическую систему России.
Потому что, как ни смешно, в ее сравнительную справедливость в «Городе русской славы» все еще верят.
Вчера секретарь Севастопольского регионального отделения «Единой России» Виктор Оганесян обвинил Чалого в попытке провести в Заксобрание своих людей, чтобы стать председателем городского парламента.
«Чалый понял, что губернатором ему не быть. Его новая цель — председатель Заксобрания. Для этого он хочет провести туда своих людей. А семь мажоритарщиков из восьми и часть кандидатов из партийного списка — либо его родственники, либо люди, которые находятся у него на содержании», — утверждает Оганесян.
Директор престижной 1-й гимназии Севастополя Виктор Оганесян прославился еще до «русской весны» как борец с украинизацией системы просвещения. За нежелание сокращать часы преподавания на русском языке его чуть было не уволили.
На митингах против Майдана Оганесян стоял плечом к плечу с Чалым и был прогнозируемо назначен главой управления образования Севастополя. А затем столь же предсказуемо стал одним из фронтменов местного «ЕдРа». Теперь они с Чалым враги.
Началось все с ошибки Чалого, который решил, что сможет реализовать свою мечту о создании в Севастополе прибыльного кластера приборостроения, передав оперативное руководство городом отставному адмиралу Сергею Меняйло, которого, кстати, он сам едва знал. Публично отказавшись от губернаторских полномочий на приеме у Владимира Путина, Чалый возглавил Агентство стратегического планирования.
На каких основаниях он полагал, что федеральные средства на развитие города пойдут через АСП, и таким образом он, Чалый, сохранит «удаленный контроль» над местным правительством, неизвестно. Но «народный мэр» явно недооценил властолюбие военных, которые исторически контролировали Севастополь, и переоценил верность ряда своих соратников.
За спиной податливого и.о. губернатора Меняйло очень быстро выросла тень полпреда в КФО Белавенцева, близкого к министру обороны Сергею Шойгу. В город потянулись за чинами новороссийские друзья Меняйло и отставные адмиралы из Москвы. А г-на Оганесяна, после того как тот единолично слетал в Москву от лица всей местной «Единой России», как подменили.
С кем он там встречался, неизвестно — говорят, «с самим Володиным». Но с тех пор пламенный педагог воюет против Алексея Чалого. «Я вас ни к чему не призываю. Не имею права. Но я лично буду голосовать за партийный список, т.е. за партию «Единая Россия», но против чаловских выдвиженцев-мажоритарщиков», — обращается теперь к горожанам Оганесян.
Напомним, что Чалый является первым номером в списке «ЕдРа», и, стало быть, «его люди» вроде бы никак не должны быть врагами «Единой России», но по мере приближения выборов борьба с ними становится все более грязной.
«Изображения кандидатов из команды Чалого, размещенные на щитовых конструкциях, забрасывают краской и срывают. Нам запрещают использовать мониторы с агитационной видеопродукцией на пикетах. Одновременно с этим жителей города пытаются запутать: на округах время от времени появляются листовки, стилистически похожие на агитационную продукцию кандидатов из команды Чалого», — рассказывает главный технолог предвыборного штаба «Единой России» Андрей Степанов.
Степанов видит в этом почерк ветеранов электоральных войн из горсовета Севастополя. Этот орган уже переименовали в Заксобрание, но интрига в том, что «при Украине» в нем было 76 депутатов, а после этих выборов останется 24. То есть, две трети нынешних депутатов-миллионеров, контролирующих львиную долю экономики города, в новый Закс не попадут. А ведь есть еще внешние претенденты: всего в депутаты рвутся 59 мажоритарщиков и 263 «списочных» кандидата от 14 партий.
Что это за кандидаты — отдельная тема: ринувшиеся в Севастополь партии второго и третьего эшелона в погоне за численностью принимали «бывших» без разбора. Особенно прославилась местная «Родина», где первым номером идет видный функционер Партии регионов, экс-депутат Верховной Рады Вадим Колесниченко, отвлекавший электорат Януковича «пророссийской» риторикой, пока тот готовил соглашение об ассоциации Украины с ЕС.
Это отчасти и объясняет популярность в Севастополе «Единой России»: откровенно сомнительных личностей там пока меньше всего. Так что если сегодня что-то может подорвать позиции «ЕдРа» в городе — то это внутренние конфликты. С самопиаром-то все в порядке, тем более, Алексей Чалый как владелец ряда СМИ имеет возможность обратиться к избирателям напрямую. Пока что этим заняты его сторонники.
«Мы получаем много слов ободрения и поддержки от севастопольцев на личных встречах, — говорит Андрей Степанов. — Невероятное количество звонков и предложений от патриотично настроенных граждан со всей России. Такое впечатление, что все хотят нам помочь».
Технолог вряд ли преувеличивает: кадры из Кремля с «народными мэром» в черном свитере облетели если не весь мир, то всю Россию. Конечно, медийный рейтинг не вечен, но Чалый известен в городе и как владелец успешного высокотехнологичного бизнеса, и как создатель большого бесплатного военно-исторического музея «35-я батарея». И за минувшие полгода телеканалы постарались донести это до всех, сколотив Чалому внушительный даже по федеральным меркам политический капитал.
Теперь, даже если Москва имеет веские причины поддержать на этих выборах оппонентов Чалого, взять и ликвидировать этот капитал одним щелчком нельзя. Это как с войной на Донбассе: конъюнктура может диктовать необходимость «слива» ДНР и ЛНР, но как объяснить это миллионам, которым каждый вечер в прайм-тайм показывают кровь мирных жителей Донецка и Луганска?
И как отбить у севастопольцев, склонных видеть достоинства России даже там, где их нет, стойкий привкус нечистой игры, который мгновенно и с удовольствием разнесут пристально следящие за Севастополем украинские медиа?
Возможно, поэтому на самом верху пока публично дистанцируются от конфликта.
Как сообщил источник в Кремле «Коммерсанту», «Чалый подготовил свою программу» и, «наверное, хотел бы, чтобы ее реализовывали, в том числе члены его команды»: «Конкуренция между командами Меняйло и Чалого — это внутриэлитная конкуренция, она есть практически в каждом регионе. Но Чалый находится на постоянном контакте с администрацией президента. И это важно».
Виктор Ядуха
Подробнее: http://www.rosbalt.ru