Активно развивающаяся республика Татарстан, однажды наделенная особыми правами, борется за сохранение последних символов.
Он — российский президент и хочет таковым остаться. Рустам Минниханов обладает тем же гражданством, что и Владимир Путин, а также занимает должность с тем же названием, как никто другой в крупнейшей стране мира. В своей республике Минниханов может называться президентом — президентом Татарстана. Богатая нефтью, состоятельная республика, расположенная в 800 км к востоку от Москвы, обладает особыми правами в России. Она получила их в 90-ые годы, когда российское государство было обедневшим, политически слабым, а в Кремле еще хозяйничал Борис Ельцин.
Тогда большая часть жителей республики проголосовала на референдуме за независимость, что Москва все же сумела предотвратить при помощи заключения сделки. Татарстан получил среди прочего право на собственные налоговые доходы, полезные ископаемые, выдачу двуязычных паспортов и титул президента. В Чечне влиятельный Рамзан Кадыров в угоду Москве вот уже много лет — всего лишь глава республики, потому что должность президента полагается только Путину. Однако в Татарстане остался президент. Но это может измениться. Республике стоит опасаться потери последних привилегий.
Последний договор между Москвой и Казанью, действовавший десять лет, через несколько дней истекает. По сообщениям российских СМИ, Москва не собирается его продлевать. Иначе перед президентскими выборами в марте и другие регионы могут начать требовать особых соглашений с Москвой, как пишет газета «РБК». Официально комментариев российского руководства насчет Татарстана пока не последовало.
На практике уже нет многих из былых привилегий. Кроме экономических и политических контактов с другими государствами, в истекающем договоре права на суверенитет ограничиваются в основном символическими аспектами, прежде всего статусом татарского языка, который наряду с русским сохраняет большое значение в республике. Кремль с приходом Владимира Путина к власти взял под контроль регионы, их исключительные политические права исчезли. Что важно — так это лояльность по отношению к Москве. Но татарские депутаты и их премьер хотят в будущем сохранить хотя бы должность президента. В своем письме Путину они просят о заключении нового договора, поскольку текущий договор «убедительно доказал жизнеспособность российского федерализма».
Здесь должен скоро возникнуть центр высоких технологий, своего рода российская Силиконовая долина
Татарстан, в котором проживают порядка 4 миллионов человек, — единственный регион в стране, у которого вообще имеется договор с Москвой. С этим и связаны успехи, приводят аргументы депутаты. Казань — один из самых состоятельных российских городов, а преимущественно мусульманский Татарстан считается в России олицетворением религиозной толерантности, центром умеренного ислама, несмотря на растущий фундаментализм и различные инциденты прошлых лет.
Небесно-голубая мечеть Кул-Шариф была построена двенадцать лет назад и стала одной из крупнейших мечетей Европы, сочетая в себе ряд межрелигиозных символов. При этом она находится на территории казанского Кремля. Город всегда обладал стратегическим значением для России. Взятие Казани Иваном Грозным в XVI веке и присоединение ее к России стало одним из ключевых событий на пути страны к становлению великой державой.
Республика извлекает выгоду из своего стратегического положения на пути из Москвы в Сибирь, из энергетической промышленности и ее окрепшей инфраструктуры, железнодорожной сети, близости к Волге. В ближайшие 15 лет в Татарстане должен быть построен образцовый Иннополис, своего рода высокотехнологический кластер, который уже окрестили российской Силиконовой долиной.
Татарстан считается одним из самых привлекательных инвестиционных регионов России, он использует культурную близость к Турции, но также поддерживает тесные связи и с Германией. Несколько недель назад в присутствии Хорста Зеехофера (Horst Seehofer) была заключена миллиардная сделка с баварским концерном Linde о строительстве промышленного предприятия. А то, что Казань входит в число городов, которые в следующем году примут матчи Чемпионата мира по футболу, для гордых татар — вещь само собой разумеющаяся.
По мнению либерального московского политика Владимира Рыжкова, все это не случайно. «Татарстан — пример того, как регион развивается лучше, когда у него больше свободы, прав и возможностей», — сказал он в эфире радиостанции «Эхо Москвы». Но слишком много политических свобод центр не одобряет, тем более в преддверии важных выборов и в период роста протестного движения. Когда в марте в Татарстане разразился банковский скандал, и тысячи демонстрантов потребовали отставки президента, имелся в виду президент Татарстана.
Президент России может сделать из этого выводы. Истекающий договор может стать хорошим поводом.
Франк Нинхойзен (Frank Nienhuysen),
Süddeutsche Zeitung, Германия
Оригинал публикации: Präsident von Putins Gnaden
Опубликовано 18/07/2017
Источник: http://inosmi.ru