В Карачаево-Черкесии молодежное движение «Адыгэ Хасэ» провело два митинга. С требованием воссоздать Черкесскую автономную область в статусе республики. При этом организаторы акций в обращении к жителям республики заявили, что «ни один из народов Карачаево-Черкесии, за исключением карачаевцев, не сумел должным образом самореализоваться».
Акции «Адыгэ Хасэ» прошли, несмотря на запрет властей на проведение митингов из-за распространения в республике свиного гриппа. Накануне Рауль Арашуков, глава Хабезского района, в котором планировалось провести собрание черкесской молодежи, по местному телевидению призвал жителей республики не ходить на митинг и не пускать детей.
Хотя акция была не согласована, председатель молодежного движения «Адыгэ Хасэ» Тимур Жужуев утверждает, что никаких неправомерных действий черкесы совершать не собирались: «Мы просто хотим отстоять права, которые нам гарантированы Конституцией». В ауле Хабез сначала около тысячи человек провели митинг на местном ипподроме, а затем, загрузившись в машины и автобусы, колонной с развевающимися национальными черкесскими и российскими флагами двинулись в сторону Черкесска. Второй митинг прошел на главной площади Черкесска перед Домом правительства. Организаторы утверждают, что на акцию прибыли делегаты Кабардино-Балкарии, Ставрополья, Кубани, Адыгеи и других регионов. К митингующим никто из представителей власти не вышел.
В обращении к жителям, накануне опубликованном в газете «Адыгэ Хасэ», организаторы акции заявили, что «ни один из народов КЧР, за исключением карачаевцев, не сумел должным образом самореализоваться в нашем общем доме. Причины тому разные, но главная — ущемление национальных интересов черкесского и других народов Карачаево-Черкесии перешло все возможные рамки». В обращении отмечается усиление межнациональной розни, одной из причин которой является «неэффективность действующей этнократии, являющейся причиной тяжелого экономического и социально-политического положения в республике».
Председатель совета директоров Западно-Кавказского аналитического центра, депутат Народного собрания КЧР Ахмат Эбзеев назвал прошедшую акцию «страшилкой»: «Такие требования черкесов время от времени звучат с 1999 года, когда в ходе выборов главы республики победу над черкесом Станиславом Деревым одержал карачаевец Владимир Семенов».
По мнению парламентария, в самом худшем положении сегодня в республике оказались именно карачаевцы, которых, согласно переписи населения 2002 года, более 40%, а черкесов всего около 11% (черкесы являются третьим по численности народом после карачаевцев и русских). Например, в том же правительстве по два министерских портфеля занимают представители карачаевской и черкесской национальностей. Что же касается Министерства экономики, то в нем не только министр — черкес, но и его первый заместитель этой же национальности. А в Министерстве социальной защиты — 70% чиновников черкесы.
Ахмат Эбзеев не исключает, что акция, организованная «Адыгэ Хасэ», была проведена на деньги состоятельных черкесов: «Не исключено, что в том числе и на средства Вячеслава Дерева».
В декабре 1994 года инициативная группа «Адыгэ Хасэ» созвала I съезд черкесского народа, который выразил недоверие республиканскому руководству КЧР и выдвинул требование воссоздания Черкесской автономной области в составе Ставропольского края. Власти КЧР проигнорировали эти инициативы.
Мария БОНДАРЕНКО