Что там на Донбассе?..

Post navigation

Что там на Донбассе?..

Очень сложно писать о событиях на Украине, если у тебя сохранилась хоть толика здравого смысла.

 

Почему? Сразу по двум причинам — события там непредсказуемы, это раз. А когда ты пытаешься сохранять здравомыслие над фотографиями разорванных снарядами детей и женщин, то очень легко угодить в категорию «охранителей», бесчувственных людей (да, это вполне распространенная оценка любого здравомыслия сейчас), предателей, иуд.

Очень сложно писать о событиях на Украине

Причем плевать тебе в лицо будут уже не только либералы, но и патриоты, воспаленная совесть которых не терпит полутонов и здравомыслия. А между тем непредсказуемость заслуживает отдельного упоминания и расшифровки.

Помните, Янукович санкционировал разгон Майдана? И началось все довольно успешно — репортажи оптимистично показывали жалкие кучки недоразогнанных «онижедетей», и казалось, что вот-вот это безобразие прекратится. А что мы видели уже через пару дней? Правильно — толпу сердобольных киевлян, вышедших защищать своих кровиночек от злых недогоревших «беркутов».

А потом — вполне «европейское» урегулирование кризиса: подписаны соглашения, определена дата досрочных выборов президента, подписи высоких договаривающихся сторон скреплены не менее значимыми подписями международных гарантов. И уже через пару дней сотни Майдана обшаривают дачу Януковича, а сам Янукович с боями прорывается через государственную границу и обнаруживается аж в Ростове-на-Дону.

Думаете, всё? Дальше пошло по накатанной? Как же, как же…

Начавшееся брожение в Крыму столкнулось с акцией крымских татар, неведомо по какой причине ощутивших себя «щирыми украиньцями». И когда мы уж было приготовились смотреть репортажи о гражданских волнениях в Симферополе, вдруг появились какие-то странные, но очень вежливые люди, занимающие здания администраций и блокирующие украинские воинские части. А крымские татары, пообщавшись с Рамзаном Кадыровым, вдруг решили, что немного поспешили с самоидентификацией…

Дальше можно перечислять и перечислять… Харьков заставил активистов «Правого сектора» покидать на коленях, по коридору позора, центральную площадь. А когда мы, воодушевленные, уже решили, что это и есть столица восстания, он вдруг трусливо втянул голову в плечи и решил постоять с краю…

Донбасс, который только ленивый не пнул за пассивность, вдруг поднялся. А Украина, которой отсчитывали последние дни, вдруг не развалилась. А войска, метавшиеся к границе и обратно несколько раз, так и не ввели. А украинская армия, которая теряла танки даже на марше, вдруг собралась и начала воевать. А Газпром, который уже все не по одному разу облили презрением, так и не слился на переговорах по газу. А Игорь Стрелков как ни загрустит, так у Украины новая напасть. А штаб АТО из Изюма убрали подальше, потому что дела у ополчения шли всё лучше и лучше (да, мы именно так и думали), и мы посчитали, что украинские силовики боятся нашего наступления.

А потом пришлось сдать «новый Сталинград», потому что случилась классика — «что-то пошло не так». А потом….

 

То есть, вы понимаете, насколько сложно там ориентироваться разумному человеку?

Именно для того, чтобы совсем не сойти с ума, пытаясь хоть что-то понять в этом безумном клубке, я и хочу акцентировать внимание на некоторых аспектах. Итак, сливает ли Путин Новороссию?

Чтобы определиться с этим, я хотел бы вернуть вас в август 2008 года. Да-да, это именно попытка Грузии навести порядок в Южной Осетии и подавить там «очаг сепаратизма».

Если вдуматься, это был идеальный повод для того, чтобы «слить». Ну, сами подумайте — русских почти нет, осетины для большинства россиян те же «лица кавказской национальности», и если другие «лица кавказской национальности» вырежут тысячу-другую-пятую жителей Цхинвала, то, при правильной подаче в СМИ, это прошло бы почти незамеченным.

Опять же, для постсоветской России вообще было внове отстаивать свои интересы за пределами страны с оружием в руках. То есть тогда аргумент «лишь бы не было войны с НАТО» работал бы гораздо сильнее, чем сейчас. Всего-то и нужно было — договориться с грузинами, чтобы те не стреляли в наших миротворцев, а потом погрозить Саакашвили дипломатическим пальчиком — «Вай, Мишико, зачем так делал? Больше не делай так».

А Россия Южную Осетию не слила…

Так почему сейчас мы с такой легкостью верим, что Россия сливает миллионы русских в Донецке и Луганске? Может, логично допустить, что ситуация гораздо сложней и время для лобовых решений либо безнадежно упущено, либо еще не пришло?

И еще одно уточнение о российско-грузинском конфликте. Помните, сколько было криков о том, чтобы добить гадину в ее логове? Сколько людей требовало взять Тбилиси, арестовать Саакашвили, посадить там на царствие наше правительство? Но многие ли сейчас оспорят то, что тогда все было сделано правильно?

 

Вряд ли — большинству вменяемых людей понятно, что Россия своей решительностью смогла извлечь из ситуации максимум выгоды, а своей аккуратностью предотвратила наступление каких-либо долгосрочных негативных последствий.

Так почему сейчас мы отказываем своему правительству в праве на хладнокровие, здравомыслие и адекватность? Нет, правда — они хотя бы один раз на деле доказали, что могут разобраться в сложной ситуации, чреватой для всех нас серьезными последствиями. Многие ли аналитики могут похвастаться подобным?

Или, как всегда в России, власть не права просто потому, что она власть, а мы думаем иначе?

Еще один аспект — призыв ввести войска.

А что, они не введены?! Нет, серьезно — вы правда верите, что там все происходит «само по себе»? Сами по себе появляются танки, сама по себе заводится артиллерия, системы залпового огня, средства ПВО (это, по секрету, невероятный дефицит на «сером» рынке вооружений, и террористические формирования по всему миру могут лишь с завистью смотреть, как донецкое и луганское ополчение почти каждый день сбивает самолеты и вертолеты украинских ВВС), противотанковые средства?

А сейчас мы получаем все больше сообщений, что идет пополнение и живой силой, и, главное, специалистами дефицитных военных «профессий», без которых невозможно выстроить эффективную и боеспособную армию.

Россия реагирует на каждый вызов, бросаемый ополчению украинской армией, выравнивая ситуацию на критических направлениях и обеспечивая обороноспособность Новороссии. Другое дело, что реагирует с некоторым запозданием, и такие упреки, будем объективны, более чем обоснованы.

Разумеется, это совсем не то что ввести в Донецк и Луганск регулярные формирования российской армии. Но и цена вопроса, извините, чуть-чуть иная.

Так вот — оказывая такую существенную помощь, Россия оказывается зависима от действий ополчения. Нет, это не попытка свалить все на голову ополчения. Это лишь резонное, на мой взгляд, предположение, что и ополчению нужно выполнять свою часть работы предсказуемо, без атаманщины, «кутузовских маневров» и «брусиловских прорывов».

И самое сложное — убитые, искалеченные дети.

На наших дорогах ежегодно гибнут тысячи детей. Десятки тысяч становятся инвалидами. Давайте будем честными и потребуем ввести войска в ГИБДД, Росавтодор, Минтранспорта.

Каждый пьяный водитель — потенциальный убийца наших детей. И тут никакого преувеличения и передергивания. Так давайте, в конце-то концов, вводить адекватные наказания за вождение в нетрезвом виде! Введем войска в Госдуму, пусть вводят ответственность от десяти лет за 0,2 промилле!

Вы скажете, что это разные явления и я передергиваю? Нет, явления действительно разные. Но дети в обоих случаях совершенно одинаковые. И, вы не поверите, если как следует «ввести войска» в ГИБДД и Минтранспорта, то погибать их станет меньше. А уж если пьяных водителей сажать без всякого милосердия…

То есть люди, так внезапно прозревшие и вскипевшие милосердием, вызывают у меня какие-то смутные сомнения. Вроде всё правильно говорят. Но почему обыденные тысячи погибших на дорогах благополучно минуют их внимание и не вызывают такого же непримиримого возмущения?

Только не подумайте, пожалуйста, что я сторонник убийства русских детей. Нет, я всего лишь понимаю, что даже спешка при надевании носка может привести к разбитому носу. А если «разобьет нос» страна с населением сто пятьдесят миллионов человек…

Я цинично считаю, что чем страшнее ситуация, тем хладнокровнее мы должны быть. И признаю я только слезы самих жителей Новороссии — все остальные могут высморкаться в мой ватник.

Вот теперь, когда я обозначил хотя бы свои собственные ориентиры в этой свистопляске, можно что-то сказать о текущей ситуации под Донецком и Луганском. Конечно, с поправкой на огромное количество информационного шума, чистой дезинформации и сомнительных «рассказов очевидцев».

Откровенно говоря, я очень занервничал, когда пошли сообщения о резкой активизации боев в районе Луганска.

По двум причинам — во-первых, здравый смысл подсказывает, что наступательные операции такого масштаба проводятся только после очень тщательного просчета ситуации. То есть предполагалось, что действия украинской армии осмыслены, просчитаны, подготовлены и имеют, в силу этого, большие шансы на успех. Во-вторых, сам выбор этого направления удара был не очевиден, и уровень готовности Луганска к обороне вызывал определенные сомнения.

Ход событий, в общем, подтвердил некоторые опасения — участие большого количества бронетехники, высадка оперативных десантов в глубине позиций ополчения, попытки «прощупывания» обороны вглубь города, значительные силы ствольной и реактивной артиллерии, задействованной в операции, со всей очевидностью говорят о том, что это была не спонтанная акция. Кроме того, до сих пор неясны ее цели, а ведь именно это позволяет нам оценить ее успешность или неуспешность.

А с точки зрения целей имеем вот что. Если планировался штурм, то имеем очевидную неудачу. Если окружение города, то задача выполнена лишь частично, да и плотность контроля условно занятых (скорее пройденных) войсками территорий оставляет много вопросов.

Единственный «приличный» для украинской армии вариант — если они изначально планировали значительное укрепление гарнизона луганского аэропорта. В таком случае прорвавшаяся туда колонна может считаться пусть и локальным, но все-таки очевидным успехом. Но сразу возникает другой вопрос — это укрепление группировки было сделано с целью формирования «плацдарма» для последующей атаки на Луганск, для последующего вывода этой группировки с боем или для более уверенного удержания аэропорта, пока основные силы будут заняты решением другой задачи?

Ответить на возникающие вопросы, не имея более полной информации, на мой взгляд, не представляется возможным. Но я надеюсь, что у кого-то такая информация есть и соответствующие выводы будут сделаны.

Как и ожидалось, продолжается постепенное уничтожение группировки, брошенной Киевом на возврат контроля над границей. Строго говоря, вся эта украинская операция изначально выглядела так сомнительно, что за версту пахла «подставой». Однако поражает воистину жуковский масштаб запланированных жертв и хладнокровие карателей.

Такое ощущение, что они планируют отвлечь внимание от подготовки наступления на Москву, а не от вполне очевидных операций по постепенному блокированию Донецка. Либо они и правда чудовищно плохо планируют свои операции, во что я верить отказываюсь. Да-да, именно потому, что сами они ничего особо не планируют…

В общем, за истекшие несколько дней у нас появились некоторые основания для сдержанного оптимизма. Прежде всего, на мой взгляд, оптимизм внушает постепенная трансформация подразделений ополчения во что-то, похожее на армейские части. Появление в достаточном количестве тяжелых вооружений, в том числе танков и артиллерии, и постепенная организация ПВО вселяют надежду на поэтапное изменение и характера боевых действий.

Что именно я имею в виду? Например, возможность обороняться там, где этого требует обстановка, а не там, где есть подходящий для этого ландшафт. Возможность вести бои хотя бы относительно на равных, нанося противнику потери по всей оперативной глубине боя. А самое главное — перспектива наступательных действий, без которых, к сожалению, ситуацию никак не исправить.

Кроме того, потери украинской армии имеют военное значение независимо от того, были они совершены из-за глупости командования или стали следствием геройской обороны ополченцев. Побольше окруженных на границе, побольше внезапных и бесплодных атак, побольше разменов ладей и слонов на пешек — это сейчас очень, очень полезно ополчению.

В общем, пока доминирующим остается лозунг «Ни шагу назад!». А вот движение вперед, во всех смыслах, должно быть очень хорошо просчитанным и осмысленным. По крайней мере, пока…

Виктор Кузовков,

публицист

 

http://www.vz.ru

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня