19 декабря 2013 на траурное собрание в актовом зале КИПУ, посвященное памяти жертв сожженной немецко-фашистскими захватчиками крымской деревни Улу-Сала, неожиданно для многих явился и даже выступил на нем (сразу после председателя Совмина АР Крым Анатолия Могилева) депутат Верховной Рады АР Крым, глава Меджлиса Рефат Чубаров.
Неожиданно — потому как изначально ни выступления, ни даже участия в собрании кого-либо из Меджлиса не предполагалось. И вполне понятно почему. Ведь оставшиеся в живых ветераны Великой Отечественной войны и Национального движения крымских татар до сих пор не забывают оскорбительные слова бывшего главы Меджлиса о том, что они, якобы, воевали не на той стороне.
И разве не Меджлис сегодня ходит в союзниках у лидера «Свободы» Олега Тягнибока, для которого героями являются те, кто верой и правдой служили фашистским оккупантам и жгли крымские деревни вместе с их жителями!?
Впрочем, Рефату Абдурахмановичу не привыкать быть свадебным генералом даже там, где и духа его не должно быть.
Так, в 2011 году он даже посмел явиться и выступить на вечере памяти, посвященном Юрию Османову, к травле которого он имел самое прямое отношение… Чем закончилось непримиримое противостояние Меджлиса и Юрия Османова — все помнят: известный в народе и в Крыму общественный деятель был жестоко убит. Увы, политика, однако…
В своём выступлении на трибуне траурного собрания в память сожженной деревни Улу-Сала, Рефат Чубаров дал высокую оценку проводимому мероприятию и подчеркнул, что для крымскотатарского народа очень важно восстановить историческую правду о прошедшей войне. И память эта не должна быть избирательной.
Правда, при этом Рефат Чубаров как-то забыл упомянуть, что, будучи у руля Меджлиса, ни он сам, ни возглавляемая им сегодня организация, обладая немалым административным и финансовым ресурсом, за 22 года палец о палец не ударили, чтобы организовать подобное мероприятие хотя бы по одной из 132 сожженных фашистами крымских деревень.
Никакого содействия депутат Чубаров не оказал и в подготовке траурного собрания по трагедии деревни Улу-Сала.
Более того, Рефата Чубарова никто из организаторов не приглашал на это мероприятие! И было за что — новый глава Меджлиса приложил все усилия, чтобы это мероприятие не состоялось!
А когда это ему не удалось, стал настаивать — и даже требовать — у руководства Крымского инженерно-педагогического университета включения в список выступающих и его — председателя Меджлиса.
Идея и инициатива проведения вечера-реквиема в память о сожженной фашистами деревни Улу-Сала принадлежит оставшимся в живых уроженцам и потомкам жителей этой деревни. Один из них — председатель общественной организации «Крымский центр «Инициатива» Камиль Аметов, принял на себя основное бремя организационных работ.
Изначально было определено, что это траурное мероприятие не будет политизировано. Боль и трагедия сожженной деревни не должны быть использованы для политических спекуляций и пиара отдельных политиков — резонно решили организаторы.
В ходе подготовки к траурному собранию был проведен ряд встреч с представителями крымскотатарской общественности и органов республиканской власти, которые выразили горячую поддержку инициативе и согласились принять участие в организации и проведении вечера-реквиема.
Однако, через некоторое время от людей, которые ранее согласились выступить на траурном вечере, организаторам стали поступать звонки с настоятельными просьбами включить в состав выступающих председателя Меджлиса Рефата Чубарова. При этом звонившие заявляли, что в противном случае, они не будут участвовать в траурном вечере.
Такие заявления поступили, например, от Рефика Куртсеитова, Наримана Казенбаша и ряда других известных в сообществе лиц. Правда, позже Рефик Джаферович, узнав что в собрании будет принимать участие глава крымского правительства А. Могилев, дал таки свое согласие не только участвовать, но и быть одним из ведущих на нем.
В конце концов, Рефат Чубаров явился на траурное мероприятие незваным гостем, надавив для этого на ректора КИПУ Февзи Якубова и закатив тому истерику. Именно Февзи Якубов за день до начала собрания известил организаторов, что на мероприятии будет присутствовать и выступать Рефат Чубаров.
Таким образом, организаторы траурного собрания были поставлены перед выбором: или согласиться с присутствием незваного гостя — или отказаться от проведения мероприятия.
Естественно, отказаться от проведения собрания организаторы не могли — слишком много усилий, средств и душевных сил было вложено в мероприятие, слишком много людей было в нём задействовано.
Но самое главное — траурное собрание в память трагедии Улу-Сала должно было стать отправной точкой в масштабном процессе реабилитации крымскотатарского народа и восстановления исторической правды о трагедии крымских татар во время Великой Отечественной войны. И отменять столь знаковое мероприятие из-за непорядочности одного человека, пусть даже и главы Меджлиса, было бы проявлением неуважения к памяти безвинно погибших жителей деревни Улу-Сала.
Поэтому оргкомитет вынужден был смириться с присутствием Чубарова на мероприятии в качестве незваного гостя.
Худшие опасения организаторов о политизации Рефатом Чубаровым траурного мероприятия оправдались в полной мере. Во время своего выступления глава Меджлиса проговорился, что сожалеет о том, что председатель Совета министров АР Крым Анатолий Могилев, которому он, дескать, собирался задать ряд неудобных вопросов, покинул траурное собрание в силу своей занятости сразу после своего выступления.
Что ж, может быть, у депутата Верховного Совета АР Крым Рефата Чубарова нет иной возможности обратиться к Анатолию Могилеву, кроме как с трибуны неполитического собрания, посвященного памяти сожженной фашистами крымскотатарской деревни?
Может быть, у главы Меджлиса нет иной возможности попасть на телеэкран, кроме как выступив перед камерами на мероприятии, организованном людьми за свой счёт, без какого-либо его личного участия и помощи Меджлиса?
А может быть, у Рефата Чубарова просто-напросто нет стыда и совсем не осталось совести?..
Камиль Аметов,
Председатель правления
ОО «Крымский центр «Инициатива»