Штат Идель-Урал: Что это было?

Post navigation

Штат Идель-Урал: Что это было?

Штат Идель-Урал — нереализованный проект национального государства татар и башкир. Именно такое определение дается в «Википедии». Что это? Безнадежная утопия лидеров татарского национального движения начала ХХ века? Или реальная попытка воссоздания независимого татарского государства, которая потерпела крах, не успев родиться?

Профессор Казанского филиала Российской Академии правосудия, известный историк Айдар ХабутдиновОб одном из самых неизученных периодов татарской истории рассказывает профессор Казанского филиала Российской Академии правосудия, известный историк Айдар Хабутдинов. Этот человек как никто другой знает причины и следствия многочисленных событий 1917-18 гг. В 2002 году им была блестяще защищена докторская диссертация «Татарское общественно-политическое движение в российском сообществе (конец XVIII — начало ХХ веков)».

— Айдар Юрьевич, словосочетание «Штат Идель-Урал» знакомо многим из нас. Но далеко не все смогут объяснить, что это такое. А как информация о проекте создания нового татарского государства распространялась среди татар в начале ХХ века?

— Об этом писали все национальные газеты того времени. Конечно же, информация шла в губерниях и уездах и по линии Милли Шуро. (Милли Шуро — местные представительные органы национально-культурной автономии. Распущены большевиками. — Р.Б.)

— Проект штата Идел-Урал — это закономерное стремление татарского народа воссоздать свое независимое государство?

— Провозглашение штата Идель-Урал рассматривалось в пространственном отношении в связи с созданием других тюркских государств, а во временном — в связи с продолжением традиций тюркской государственности. В редакционной статье «Тормыш» утверждалось: «Эти штаты (Казахстан, Туркестан, Кавказ) в политическом и экономическом отношении близки друг к другу и будут находиться рядом с исламскими государствами. Это окажет большую службу объединению культурных и политических движений тюркской нации, пробуждению после распада государств Ханской Орды и Сарая».

— Были ли разногласия относительно того, каким должен быть этот штат?

— Существовали три плана карты штата Идель-Урал.

 

По одному из них в штат должны были войти все татары, чуваши и марийцы. При этом мусульмане составили бы 44%.

 

По второму проекту, в штат должны были войти целиком Казанская и Уфимская губернии и частично Пермская, Оренбургская, Самарская и Симбирская губернии. При этом, мусульмане составили бы 51%.

 

По третьему проекту, в штат входили бы вся Самарская губерния и Букеевская Орда. Здесь мусульмане составляли бы 29%, а славяне 56%.

 

В итоге Миллет Меджлисе (Национальное Собрание) остановилось на втором проекте, известном как вторая карта Идель-Урала.

— Что стало правовой основой для воплощения этого проекта в жизнь?

— 5 января 1918 г. Всероссийское Учредительное Собрание приняло «Постановление о государственном устройстве России», в котором «Государство Российское провозглашается Российской Демократической Федерацией». В соотвествии с ним на следующий день Миллет Меджлисе заявило о рождении субъекта этой новой федерации — штата Идель-Урал — и приняло решение о порядке создания штата.

— То есть получается, что татарская национальная элита тут же отреагировала на решение Учредительного Собрания?

— Нужно было решать немедленно. Далее в Уфе должен был состояться съезд. Там планировалось принятие временной конституции штата и создание временного правительства. Миллет Меджлисе приняло проект документа о создании штата Идель-Урал, в третьем пункте которого было указано следующее: «Идель-Урал, являясь по способу своего правления народной республикой, вместе с другими государствами образует Российскую Федеративную Республику».

— Значит, была провозглашена территориальная автономия татарского народа?

— Совершенно верно. 22 января газета «Безне? тавыш» писала: «Принятые Миллет Меджлисе тюрко-татар внутренней России и Сибири Основной Закон и решение о территориальной автономии Штата Идель-Урал поднимают нас на правовой уровень международной арены и обеспечивают его. Сейчас народ, сам контролируя свою иль (страну), в своей свободной независимой стране покажет все свои способности, в скором будущем, сделает воистину большие шаги.»

— Какова была реакция Советов на все эти события?

— В феврале 1918 года в Казани должен был состояться учредительный съезд штата Идель-Урал. Советы, зная об этом, созвали в городе областной съезд Советов Поволжья и Южного Урала — всего 11 губерний. На съезде присутствовали и татары-мусульмане. В итоге съезд выступил против идеи национальной автономии в пользу областной автономии. В ответ мусульманская фракция покинула съезд.

 

Далее, 26 февраля мусульманские организации Казани собрались вместе и приняли решение о долгожданном провозглашении штата Идель-Урал. Уже на следующий день по всему городу были развешены плакаты с текстом Фармана, т.е. универсала о провозглашении штата. Руководство Казанского губернского Совета медлить не стало, и 26 февраля учредило Казанскую Советскую Республику, сформировав её Совет комиссаров.

— Центральная власть, конечно же, поддержала этот совет?

— В конечном итоге и Ленин, и Сталин были противниками крупной и единой мусульманской автономии в любой части России, особенно в Волго-Уральском регионе. Правительство Казани образовали большевики, левые эсеры, меньшевики-интернационалисты и анархисты-синдикалисты. Все ключевые посты были заняты немусульманами. А в ночь с 28 февраля на 1 марта 1918 года руководство Харби Шуро — всероссийского органа воинов-мусульман — было арестовано. Оставшиеся в регионах национальные структуры (Милли Идарэ, Милли Шуро) были распущены большевиками в апреле-мае 1918 года.

— Известно, что за статус столицы создаваемого штата боролись Казань и Уфа. В чем заключаются основные разногласия между казанской и уфимской группами?

— Казанская группа, сконцентрированная вокруг Харби Шуро, боролась с уфимской группой, связанной с левой фракцией Уфимского Милли Шуро, возглавляемой Галимджаном Ибрагимовым, за контроль над властью в штате и за создание столицы соответственно в Казани или в Уфе. Основное противостояние между лидерами башкирской территориальной автономии и татарами разгорелось в Оренбурге, где Оренбургское Милли Шуро и Мусульманский Военный комитет обвинили башкирских лидеров в расколе национального единства.

 

Оренбургские лидеры татар требовали, чтобы башкирские автономисты согласовали свои позиции с общемусульманскими организациями и губернскими властями. Конфликт в Оренбурге во многом подорвал доверие к лидерам татар у башкирских лидеров.

 

Проблема частично заключалось в недопонимании лидерами татар значения земельного вопроса среди башкир. Однако вопрос о земле в итоге должно было решать Всероссийское Учредительное Собрание. Башкирская часть могла получить определенную автономию в Штате. Более важным было нежелание Заки Валиди и лидеров башкир подчиниться власти Милли Идарэ, то есть создать единую территориальную автономию.

— А почему Заки Валиди выступил против?

— Наверное, самым весомым фактором была ориентация лидеров Милли Идарэ на городской средний класс и на общеевропейскую модель развития, в то время как Заки Валиди и лидеры башкирских автономистов опирались на башкирское сословие, то есть вотчинников, стремившихся сохранить основы полукочевой цивилизации.

— Как вы считаете, насколько штат Идель-Урал осмыслен татарами?

— Концептуально абсолютно не осмыслен. Я считаю, что идея штата Идель-Урал получила новое дыхание в связи с созданием федеральных округов в 2001 году. В состав Приволжского федерального округа вошли практически все территории, намечавшиеся как земли Идель-Урала.

 

Наиболее принципиальным стало включение в округ Башкортостана. На настоящем этапе скорее можно говорить о координации политики в сфере отстаивания особых прав республик. Но возможное укрупнение субъектов федерации может послужить мощным стимулом для союза двух субъектов-доноров, на чьей территории проживают более 5% населения России.

 

Однако сейчас лозунг Идель-Урала находится в руках национальной контр-элиты. В 2011 году в связи с идеей Евразийского Союза возможен вариант, что идея Идель-Урала станет вариантом российского центра тяжести, помогающим интеграции тюркских республик СНГ.

 

Впрочем, радикальные мусульмане этого региона уже давно объединились в стремлении превратить Идель-Урал в исламское государство-эмират. Это моя точка зрения.

Роберт БОЛГАРСКИЙ

Источник: http://etatar.ru/top/41435

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня