Будем же помнить о них!

Post navigation

Будем же помнить о них!

Воспоминание об Айше апа Трош

КАК ЧАСТО мы порой не замечаем живущих рядом с нами простых, но необыкновенно сердечных, замечательных людей. Хочу поделиться своими воспоминаниями об одной из таких женщин, Айше Трош, с которой был знаком в течение многих лет: и будучи на высылке в Самарканде, и после возвращения в Крым. 

Она родилась в первый день осени в 1915 году в Алупке в семье рыбака Али. Ее матушку звали Абибе Тохтар. Повзрослев, в 1934 году Айше вышла замуж за уроженца села Коклуз Бахчисарайского района Ягью Арифова. Окончив медицинские курсы, работала в детском саду. Ягья ака в то время окончил высшую сельхозшколу, затем (с января 1935 до января 1938) был председателем Алуштинского колхоза имени 5-летия Октября. Позже, до начала войны, работал заведующим земельным отделом в Ялте.

Когда началась война, Ягья Арифов ушел на фронт, а она с двумя детьми перебралась к родственникам в Коклуз. Весной 1944, сразу после освобождения Крыма Айше Трош вместе с возвратившимся с фронта мужем и двумя детьми перебирается в Алупку.

Со дня прибытия в Ялтинский район (середина апреля 1944) Ягья Джелилович Арифов в качестве заместителя председателя Ялтинского РИК и заведующего районным земельным отделом занимался восстановлением разрушенными войной хозяйств, руководил весенней посевной кампанией…

18 мая 1944 весь народ был выселен из Крыма и рассеян в ссыльных краях. Семья Арифовых оказалась в Марийской АССР. До 1947 Айше и Ягья работали на лесозаготовках. В тот же год семье удалось переехать в Самарканд, куда забросила судьба и злой рок их родителей и родственников.

В 1964 мой двоюродный брат Халит Куку познакомил меня с Ягья ака, сказав при этом: «Вы – единомышленники». На второй день после знакомства я пришел в дом на улице Дагбитской. У калитки меня, тогда 32-летнего, встретил 54-летний ветеран войны Ягья ака Арифов. У порога дом стояла невысокого роста женщина с темно-карими, излучающими добрый блеск и теплоту глазами. Такой я запомнил на всю жизнь Айше Трош.

С того времени я был частым и желанным гостем в их доме, который был образцом традиционного нашего гостеприимства. Там же я проходил бесценную школу политической борьбы за права народа. У Арифовых часто собирались встречи участников национального движения.

В их доме, где радушной хозяйкой и надежным тылом мужа всегда была Айше апа, мне довелось познакомиться с Героем Советского Союза Узеиром Абдурамановым (он жил в городе Навои), с несравненным по своим боевым подвигам бывшим партизаном-разведчиком Бекир ака Османовым (жил в Фергане), с другими соотечественниками – участниками национального движения за возвращение в Крым и восстановление всех попранных прав крымскотатарского народа.

Неутомимая Айше апа в любое время суток встречала, угощала и провожала гостей. Не одну флягу меда истратили гостеприимные хозяева для угощения (покойный Ягья Арифов был опытным пчеловодом). Помню многочисленные встречи-совещания, проходившие в их доме с 1964 по 1972 гг.

Немногим тизвестно, что на стеле с именами защитников Брестской крепости высечено имя Трош Мансур Али. Это родной младший брат Айше апа, который погиб, защищая страну и народ от фашистской чумы. Кстати будет напомнить о том, что в списке уроженцев Алупки, составленным Абудраманном Моллой (1920, Алупка – 1909, Анапа), числятся 98 фронтовиков –участников Великой Отечественной войны, семь участников советско-финской войны, четверо сражавшихся и погибших в партизанских отрядах.

За свою жизнь Ягья и Айше Арифовы вырастили двух сыновей и дочь, дав каждому из них возможность получить высшее образование. Ление – учитель, Леннур – ученый, доктор физико-математических наук, Мансур – радиоинженер.

Все они – активно участвовали в общенациональной борьбе. Помнится, их дочь Ление в 1966, будучи беременной, доставила документы национального движения в Москву. При этом она попала в облаву и трое суток находилась под арестом. Благо, что никто не додумался обыскать ее.

Леннур в студенческие годы активно участвовал в Движении, а Мансур в свои 15-16 лет был неутомимым связным по Самарканду. Покойный ныне муж Ление – Энвер – тоже был активным участником инициативной группы в районе Старого города в Самарканде.

В 1973 семья Арифовых переехала в Крым, купив дом в Симферополе на улице Аянской. Мечта же Айше апа о возвращении в родную Алупку так и не сбылась. В начале 1990-х она написала заявление о предоставлении земельного участка в надежде оставить его внучке, дочери младшего сына Мансура – Линаре. Увы, как это часто бывает в последнее время, поданые в Алупкинский горсовет документы бесследно исчезли, якобы прокуратура взяла на проверку и не вернула. Теперь же, при нынешних порядках и препонах и нечего надеяться на то, что внучка Айше Трош получит клочок земли ее родной бабушки.

Уже возвратившись на Родину, я не раз бывал в доме Арифовых в Симферополе на улице Аянской. На всю жизнь сохраню в памяти образ Айше апа и ее доброту к людям. Она была замечательной женой, матерью и бабушкой. Айше Трош была яркой представительницей поколения матерей, которое пережило две мировые и гражданскую войну, два страшных голода, репрессии и выселение народа, комендантский режим и многолетнюю тоску-печаль по родной земле. Будем же помнить о них!

Кемал КУКУ, член Политсовета Милли Фирка

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня