Опыт международного сотрудничества — это, естественно, колоссальное преимущество и неслабое подспорье для эффективной деятельности. Однако, к большому сожалению, в наших широтах подобное порой эксплуатируется в узко клановых целях.
Помогите, кто чем сможет
Прошло уже более года с тех пор, как в элитном отеле «Хайят» в Киеве Мустафа Джемилев жестко прокомментировал действия властей по отношению к крымскотатарскому народу перед почтенной международной публикой.
В качестве основного посыла тогда выступила крайняя необходимость проведения Международного форума по восстановлению прав крымских татар.
Какие преференции высчитали сами для себя вдохновители идеи «Международный форум» — известно им самим. Но очевидно одно — в условиях политического кризиса общественно-политические силы крымских татар нуждаются в проектах, которые позволили бы им сохранить лидерство. При этом сотрудничество со структурами с солидными бюджетами уже дарит надежду на какую-то финансовую поддержку.
Эксперты вышли в поле
По весне уходящего года эксперты ОБСЕ направились изучать ситуацию на местности. Они проводили аудиенции с представителями различных политических сил и организаций, государственных учреждений и т. д. Итогом подобной работы должен был послужить отчетный доклад о насущных проблемах крымских татар и путях оказания помощи.
Это важно? Конечно, да!
Ведь от того, как уважаемые представители такой серьезной структуры осознают наши беды, как они их воспримут, как решат помочь и посодействовать, зависит, станет ли всему народу хоть немного легче или нет. Экспертов интересовал целый комплекс вопросов, среди которых были проблемы сохранения и развития культуры, образования, языка, а также невероятно болезненный и чрезвычайно конфликтный земельный аспект.
«С чего начинается родина…»
Выделенные экспертами аспекты жизненно важны как для самоидентификации крымских татар, так и для противостояния процессам ассимиляции в эпоху тотальной глобализации. Думается, что невероятно острой в наше время является проблема получения достойного образования. Ведь от этого, по сути, зависит — сможет ли человек достойно жить, обеспечивая всем необходимым себя и свою семью, при этом внося посильный вклад в общественное развитие.
Вместе с тем для крымских татар принципиальным является наличие в системе образования национального компонента.
С культурой еще более или менее понятно — ее просто нужно оберегать, развивать, стабильно совершенствовать и ценить национальные кадры. А вот с образованием все как-то грустно.
Хорошо, если эксперты ОБСЕ прислушались к мнению ряда респондентов, которые высказались за насущную необходимость строительства и открытия как можно большего количества национальных детских садов, особенно в местах компактного проживания крымских татар.
Так, при грамотно выстроенной системе воспитания и обучения в подобных дошкольных учреждениях можно взращивать целые поколения детей, которые будут владеть родной речью на уровне нынешних 70-летних соотечественников. К тому же действие широкой сети детских садов открыло бы возможность для очень многих молодых мам продолжить свою трудовую деятельность и развитие.
Еще более глухой остается проблема национального образования в средней школе. В условиях, когда уважающие себя средние учебные заведения предпочитают определять для себя ту или иную специализацию с целью улучшить качество подготовки школьников по базовым направлениям, крымскотатарская образовательная система явно не может сообразить, как же работать эффективно. Для того чтобы куда-то двигаться, нужно, по меньшей мере, знать, куда идти. А в нашем случае этого пока не заметно.
К вопросу о земле
Всем известно, что аграрный вопрос на протяжении последних двух столетий особо остро стоял перед крымскими татарами. В наиболее пиковых ситуациях доходило до конфликтов и кровопролития. Сегодня, когда наделение землей не имеет системного характера, часть населения старается решить свою проблему путем самовольного занятия участков.
Так называемые «самозахваты» — это своего рода отчаянный шаг, так как такая эпопея может длиться годами, при этом требует финансовых затрат, моральных усилий, а нередко и правовой ответственности.
Экспертам была озвучена, на первый (да и на десятый, наверное) взгляд, идея о необходимости разработки механизма о наделении желающих участком земли для индивидуального строительства. Данное право имеет вообще-то каждый гражданин Украины согласно Конституции, но реалии, в которых мы живем, автоматически превращают эту мысль в мифическую. Так как сегодня все большее распространение получает принцип рассмотрения земли как товара.
Но ведь это не отнимает у крымских татар естественного права на борьбу за участок родной земли.
Если говорить в общем, то государству такое развитие событий даже выгодно, так как человек сам взялся решить свой жилищный вопрос и не ждет подачек от державы. При этом речь идет не о мигрантах со своими проблемами, а о гражданах Украины, которые знают и уважают культуру соседей. В данном контексте принципиальным должен быть мораторий на продажу подобного земельного надела как противодействие организации земельной мафии.
Как считает главный редактор «ГК» Эльдар Сеитбекиров, всплеск земельной потребности у крымских татар будет происходить через каждые 15-20 лет. Это обуславливается системой традиционного хозяйствования и особенной ментальностью. Ведь у крымских татар принято считать, что отчий дом не делится и не продается.
Таким образом, в домах, которые начинали строиться в 1990-1992 годах, уже выросли новые поколения крымских татар, которым, естественно, нужны свои участки. Отсюда всплеск самовольного занятия земли в 2005-2006 годах.
Так, если бы планируемый международный форум поспособствовал урегулированию земельной проблемы, все стороны остались бы только в выигрыше.
Шире круг
Повестка дня пространно анонсированного международного форума будет, конечно, включать целый спектр самых разных вопросов. Но принципиальным остается то, в каком же формате будут проводиться переговоры и в партнерстве с кем будет вестись работа?
На сегодняшний день крымские татары фактически не доверяют ни одной политической силе. Это видно по результатам последних парламентских выборов, ведь более 60% имеющих право голоса крымских татар не определили для себя достойную политическую силу, да и просто проигнорировали выборы.
Те соотечественники, которые в последние годы стояли у власти, не могут похвастаться эффективностью своей работы, а еще, и того хуже, имеют за собой шлейф коррупционных деяний.
Поэтому, если уважаемое международное сообщество снова посчитает приемлемым сотрудничать лишь с одной политической силой крымских татар, то не приходится сомневаться — мы снова станем свидетелями и жертвами распила очередного финансового транша, снова обогатятся отдельные дельцы, выступающие от имени народа, вновь деньги уйдут в песок.
Только состязательность субъектов политической жизни крымских татар, а также их полная и справедливая вовлеченность в процесс принятия решений позволит избежать возможности коррупции и, естественно, существенно ограничит вероятность ошибок, коллизий и блаженного безделья тех, кто взялся бороться за права народа.
Совершенно очевидно одно — интересы народа всегда должны стоять выше амбиций отдельных политиков, даже если они с «мировой» известностью.
Эльвина СЕИТОВА, аспирант исторического факультета ТНУ
Газета «Голос Крыма», № 48 (986) от 30.11.2012 г.