Куда ведут турецкие войны?

Post navigation

Куда ведут турецкие войны?

Историк Станислав Хатунцев рассказывает о том, чем может закончиться противостояние между правительством Эрдогана и движением Гюлена. «В Турции набирает обороты скандал, вызванный задержанием множества высокопоставленных лиц, связанных с правящим режимом», — так начинается его повествование.

*  *  *

Историк Станислав ХатунцевВ Турции набирает обороты скандал, вызванный задержанием множества высокопоставленных лиц, связанных с правящим режимом.

Местная полиция проводит широкомасштабную и хорошо законспирированную операцию «Большая взятка». Кстати говоря, действующий премьер-министр Реджеп Эрдоган давно и громогласно заявляет о необходимости усиления борьбы с коррупцией в Стране полумесяца. Однако начавшаяся операция стала весьма неприятной неожиданностью даже для него — первого лица в государстве.

Полицией арестованы люди из окружения Эрдогана и высших чиновников, в том числе сыновья министра внутренних дел и главы минэкономики, а также главный управляющий государственного банка Halkbank Сулейман Аслан и глава муниципалитета Стамбульского района Фатих Мустафа Демир. В участке был допрошен и сын министра по делам окружающей среды и градостроительства.

Им предъявлены обвинения в незаконной выдаче разрешений на строительство, в том числе при возведении тоннеля под Босфором «Мармарай», обошедшегося Турции в гигантскую сумму, в контрабанде золота, продаже археологических материалов, извлеченных в ходе раскопок, в ведении финансовых операций с находящимся под международными санкциями Ираном, пособничестве в предоставлении турецкого гражданства за взятку и т.д. Полицейские привезли в суд восемь томов материалов, связанных с расследованием, а министр внутренних дел Муаммер Гюлер заявил о своем намерении уйти в отставку и подал соответствующее прошение Эрдогану.

Все эти события дискредитируют прежде всего самого премьера и тех, кто служит ему опорой. С тех пор как Партия справедливости и развития одержала победу на парламентских выборах 2002 года, это первый скандал такого рода и такого масштаба.

Поэтому Эрдоган осудил ведущееся расследование, назвав его политически мотивированным, привычно заявил о действии «темных сил», которые направляются из-за рубежа, а также пообещал всеми возможными способами искоренить крамолу.

Слова создателя ПСР не расходятся с делом. Правительство отстранило от своих должностей массу чиновников полиции. Отставки касаются управлений безопасности крупных городов Турции. Заменены 14 руководителей профильных департаментов Главного управления безопасности страны, сняты с должностей начальники отделов по борьбе с организованной преступностью, терроризмом, отделов убийств, коммуникаций и внешних связей. В четверг отстранен от должности глава Управления безопасности Стамбула Хюсейин Чапкын. А высокопоставленный офицер полиции Хакан Юксекдаг из отдела по борьбе с контрабандой и оргпреступностью 21 декабря найден мертвым в своем авто в Анкаре.

Таким образом, в высшем эшелоне турецкой политики сейчас идет самая настоящая война. Противником премьера выступает его вчерашний союзник Фетхуллах Гюлен, трижды способствовавший победе Партии справедливости и развития на парламентских выборах. Это весьма колоритная и крайне влиятельная фигура — видный мусульманский богослов, миллиардер и писатель: «пенсильванский отшельник», который чем-то напоминает широко известного в России «вермонтского отшельника». Правда, в отличие от Солженицына Гюлен уехал в США по собственной воле и живет там с 1999 года.

Этот человек является персонификацией «мягкой силы» современного ислама. В 2008 году он был выбран самым влиятельным интеллектуалом планеты журналами Prospect и Foreign Policy, а в 2013 году — включен в число 100 самых влиятельных людей планеты журналом Time. У него миллионы сторонников и поклонников, действующих по всему миру. Все это называется «Хизмет», а в Турции — «Джемаат»: «общественность, общество». «Джемаат» — крупная сила в бизнесе и в образовании, в юридических учреждениях и в самой ПСР. Президент Абдулла Гюль — его представитель в верхах власти. Кроме того, «Джемаат» во многом контролирует местную полицию.

 

Он, таким образом, является силовой опорой действующего режима. Именно его представители и являются инициаторами операции «Большая взятка», поплатившимися за ее проведение своими постами. Во всяком случае, турецкая Today’s Zaman утверждает, что Ф. Гюлен проклял тех, кто несет ответственность за чистку в рядах сотрудников полиции, участвующих в расследовании дел о коррупции, и заявил об «асимметричной атаке» на движение «Хизмет».

Эрдоган намеревается покончить с его могуществом. Тем, кто «хочет создать государство в государстве, внедрился в правительственные ведомства», он обещает: «Мы доберемся до ваших лежбищ и уничтожим все следы ваших организаций».

Кошка между бывшими соратниками пробежала еще в 2010-м, когда Гюлен, выступающий за диалог культур и религий, особенно авраамических, то есть имеющих библейские корни, осудил поддержку, которую Эрдоган оказал участникам пропалестинской акции на судне «Мави Мармара». Но гораздо сильнее «Хизмет» и действующий премьер разошлись в сирийском вопросе: Гюлен является яростным противником террористов и джихадистов, а Эрдоган оказывал им всяческую поддержку.

В последнее время борьба премьера с «Джемаатом» особенно обострилась. Принято решение о ликвидации курсов дополнительной подготовки (дерсхане), являющихся центром идейного влияния сторонников Гюлена и важным источником финансирования деятельности общества: курсы являются платными, их посещает подавляющее большинство старших школьников Турции.

Все это происходит в преддверии муниципальных выборов, которые должны пройти в марте. Их результаты наиболее объективно отражают настроения турецкого электората, которые меняются отнюдь не в пользу Эрдогана. Мощный удар по его рейтингу нанесли события, развернувшиеся вокруг стамбульского парка «Гези» летом этого года. Но они были частью традиционного для страны противостояния между светскими и исламистскими силами. Теперь же последние раскололись, и наиболее влиятельная их часть выступила против премьера.

В августе 2014 глда должны состояться и выборы президента. Эрдоган хочет занять этот пост и сделать Турцию президентской республикой. Однако его перспективы в настоящее время выглядят более чем сомнительно: против него настроена светская часть турецкого общества, в лучшем случае нейтральна обезглавленная премьером армия, которая с 1960 года совершила несколько государственных переворотов, в основном направленных против исламистов. А сейчас, стремясь к единоличной власти, Эрдоган лишился мощных союзников, которые неоднократно приводили его к высшему посту в государстве.

 

Поэтому скорее всего президентом страны останется А. Гюль, а премьер, кстати говоря, имеющий серьезные проблемы с онкологией, даже если и сохранит свой пост до следующих парламентских выборов в 2015 году, то станет так называемой хромой уткой, то есть потеряет заметную долю влияния и пойдет к завершению своей высокой карьеры подобно иранскому Ахмадинежаду.

Для российско-турецких отношений это будет скорее хорошо, нежели плохо. Более умеренное крыло ПСР не меньше, чем Эрдоган, заинтересовано в экономическом сотрудничестве с РФ, но будет снят острый в политическом отношении сирийский вопрос. Гюль не станет поддерживать террористов и выступит за решение проблем у южного соседа мирным путем.

Источник: http://izvestia.ru

 

 

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня