Куда Нурсултан ведет Казахстан

Post navigation

Куда Нурсултан ведет Казахстан

Амбициозная программа Казахстана «Сто шагов» есть попытка «оседлать и возглавить» неизбежные перемены в Евразии. Наш казахстанский автор Чокан Лаумулин предлагает разобраться в происходящем и посмотреть, куда Нурсултан Назарбаев ведёт республику.

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев

Украинский кризис подводит черту под распадом СССР. Этот процесс занял три десятилетия, начавшись с приснопамятных «ускорения» и «перестройки». Даже несмотря на свою кончину в 1991 году, Советский Союз продолжал кормить своим наследием (не только материальным, но и цивилизационным) все свои республики, невзирая на их отношение к своему прошлому.

 

Сегодня перед всеми бывшими союзными республиками остро встал вопрос русской истории «Что делать?». Кажется, Казахстан с программой «Сто шагов» первым из постсоветских республик пытается сформулировать собственный концептуальный ответ на этот сакраментальный вопрос.

 

Вопрос и ответ

 

Идущий полным ходом западный «Дранг нах Остен» на территории бывшего СССР ставит этот вопрос ребром и заставляет реагировать Россию, Казахстан и других игроков Евразийской «шахматной доски». Стоит отметить, что формирования ЕАС как ответного шага ещё недостаточно для установления паритета на этом театре действий, не говоря уже о контратаке в рамках этой шахматной партии.

 

Внутри нового союза тоже не всё гладко. Происходящее резкое внешнеполитическое усиление России заставляет нервничать партнёров по ЕАС, вызывая к жизни фантомные страхи времён позднего СССР и понимание невозможности пожертвовать своей предыдущей политикой в общую пользу из-за боязни ограничения суверенитета и несоразмерного с другими участниками большого веса РФ в новом образовании.

 

Совокупность этих причин накладывает определённые ограничения на политику по формированию стратегических целей нового союза и автоматически толкает всех членов нового союза в объятия бурно развивающейся КНР. У последней же, как полноправной институциональной наследницы СССР, чётко расставлены приоритеты и имеется стратегический план.

 

Становится кристально ясно, что предыдущая стратегия доедания советских ресурсов по принципу «будет день, будет пища» просто исчерпала себя, и дух нового времени уже требует от всех формулирования ответа на стратегические вызовы времени.

 

Нурсултан Назарбаев и Казахстан остались себе верны, выдав на-гора новую стратегическую программу. Стоит заметить, что опыт не просто написания, но и осуществления стратегических замыслов у Казахстана имеется. И идея создания Евразийского экономического союза, и претворение в жизнь своей программы «Казахстан-2030», рождённых в 1990-е годы, — яркие свидетельства того, что даже не самый совершенный стратегический замысел является, в сравнении с отсутствием такового, неоспоримым преимуществом.

 

Например, сильно критикуемое внутри Казахстана и активно не воспринимаемое его либерально настроенной элитой членство в ЕАС на самом деле выполняет одну из своих главных функций: давление способствует повышению конкурентоспособности и заставляет искать асимметричные адекватные ответы в рамках общего консенсуса.

 

Таким ответом и стало рождение новой программы «Сто шагов Казахстана», некоторые аспекты которой заслуживают отдельного уважительного рассмотрения.

 

Новая «Большая Игра»

 

Сама программа представляет из себя перечисление мер как тактического, так и стратегического характера без особого выделения приоритетов. Нет нужды в данном материале подробно рассматривать шаги, направленные на концентрацию ресурсов внутри государства и перестройку его внутренних органов. Конечно, претворение в жизнь этих мер натолкнётся на ставшие традиционными сложности преодоления общих постсоветских проблем смутного времени (в виде снижения уровня человеческого капитала, коррупции, неэффективности и общей безалаберности). Несомненно и другое: налицо попытка их преодолеть. Движение начинается с первого шага.

 

Гораздо важнее следующее. Из документа явственно следует наличие у руководства республики понимания двух вещей. Во-первых, всей сложности непрерывно меняющейся геополитической картины мира. Во-вторых, постепенно формирующегося осознания абсолютной важности тех классических инструментов, с помощью которых решаются вопросы развития и среди которых нет ничего важнее пресловутого человеческого капитала. Советские формулы «кадры решают всё» и «нет у меня для вас других пролетарских писателей» стали обретать новый актуальный смысл.

 

Через призму программы видна геополитическая ситуация с точки зрения Казахстана. Казахстанская версия многовекторной внешней политики приносит свои плоды и, следовательно, будет продолжена. На какой-то момент после вступления в Таможенный союз и последующего создания ЕАС могло показаться, что эта политика «без правых и левых» (название первой книги Нурсултана Назарбаева, изданной в 1991 году) исчерпывает себя.

 

Однако полномасштабное сближение всей Евразии с Китаем открывает перед РК новые невиданные доселе перспективы. Чем ближе новые обстоятельства экономически и политически прижимают Казахстан к России, тем больше растёт стремление укрепить партнёрство с Китаем. Тем более что точно так же поступает и сама Россия под давлением Запада.

 

Таким образом, это не вызывает противоестественного напряжения внутри сложной системы взаимоотношений между всеми членами этого треугольника. Более того, будучи зажатым между двумя державами с глобальными амбициями, Казахстану более ничего не остаётся, как стараться изобрести ту самую спасительную инновационную формулу развития, чтобы не быть поглощённым одной из сторон экономически либо политически.

 

Это не отменяет всех рисков, но, образно говоря, заставляет Одиссея включать всю свою хитрость и ум, чтобы проплыть между Сциллой и Харибдой. Не зря борьба держав за Центральную Азию была названа Редьярдом Киплингом «Большая Игра». Игрой она и остаётся — а в ней, как известно, возможно всё. Нурсултан Назарбаев как опытнейший игрок в своей подаче делает немыслимые акробатические пируэты, втягивая в игру обе стороны, но парадоксальным образом заставляя их выступать гарантами его статуса-кво.

 

Таким образом, Алма-Ата на юге, граничащем с Китаем, видится прообразом будущего финансового центра ЕАС, тогда как северная и центрально-евразийская Астана (не так далеко от границы с РФ) объявляется будущим международным финансовым центром, завязанным, главным образом, на Китай и его программу «Великий Шёлковый путь на суше и на море». Которая, к слову, была анонсирована именно в Астане в сентябре 2013-го года.

 

Кроме того, создание англоязычного и оперирующего на основе английского права финансового центра решает и внутриказахстанский вопрос трудоустройства по назначению тысяч и тысяч выпускников государственной программы обучения за рубежом национальных кадров «Болашақ» («Будущее»). Среди них крайне мало специалистов технического или научного профиля, а больше администраторов, юристов и финансистов. Заодно государству будет легче осуществлять надзор за этим «братством» в по-ордынски дисциплинированной Астане, чем в более либеральной и вольнодумной Алма-Ате.

 

Ревизия гуманитарной сферы

 

Отрадно видеть, что при всех несовершенстве и противоречивости казахстанской программы «Сто шагов» в ней явно ощущается постепенное формирование ростков понимания, что представляет собой настоящее развитие на самом деле.

 

Хотя сама программа не лишена недостатков. Налицо компромисс между рыночной реальностью и устремлённостью в будущее. Об этом свидетельствует намерение дальнейшей коммерциализации и приватизации системы здравоохранения, что вряд ли поспособствует улучшению здоровья населения, разбросанного на огромной территории. Без качественного же здравоохранения нарушается целостность развития.

 

Однако, с другой стороны, присутствует и отказ от нынешней излишней коммерциализации вузов. Именно университетские лаборатории в сотрудничестве с ведущими университетами и научными центрами мира способны положить начало возрождению науки. Это реформирование сектора образования и науки по английскому образцу. Такой подход, как и любой другой, содержит свои недостатки, но и позволяет избежать определённой оторванности фундаментальной науки от производства и непосредственного внедрения открытий в производство, что было «ахиллесовой пятой» советской системы. Превращение же, согласно шагам программы, функционирующих сегодня на коммерческой основе университетов в общественные организации открывает последним возможности для необходимой трансформации.

 

Касательно агрокультурного развития можно лишь заметить, что приватизация сельхозземель состоялась в Казахстане уже достаточно давно и внедрение рыночных методов доказало свою эффективность, когда с их помощью Казахстан, к примеру, с лёгкостью чуть ли не ежегодно стал достигать показателей сбора зерна, считавшихся 35-40 лет назад рекордными. Сегодняшнее усиление надзора государства за целевым сельскохозяйственным использованием земель в частных руках выглядит как вполне логичный шаг.

 

Важная составляющая программы — дух ставшего притчей во языцех прагматизма, приоритета экономики над политикой, позаимствованный Нурсултаном Назарбаевым ещё на заре независимости из опыта «азиатских тигров» и помогающий и сегодня строить свои отношения с КНР как с соседом и мировой державой. Неслучайно и то, что Казахстан укрепляет свои отношения с Сингапуром, пытаясь через его опыт осмыслить свою политику выживания небольшой республики в условиях соперничества мировых держав. Через реализацию этой программы Казахстан ждут большие перемены.

 

Одновременно внутри страны происходит усиление института премьер-министра, который и отвечает за реализацию данной программы. Этот пост сегодня очень персонифицирован и завязан на фигуру самого «долгоиграющего» руководителя правительства РК Карима Масимова, близкого не только к Китаю и Сингапуру, но и к России, и становящегося ключевой фигурой этих перемен.

 

Хочется надеяться, что Казахстан найдёт в себе силы на воплощение программы «Сто шагов» и этому не помешает ни дальнейшее изменение поля мировой политики, ни расширяющийся конфликтный потенциал региона Ближнего Востока и Афганистана. Даже в крайне нежелательном случае начала военных действий в Центральной Азии «Сто шагов» не только не теряют своей актуальности и необходимости, но приобретают огромное значение.

*  *  *

Следует заметить, что у Казахстана, если он только не хочет пойти по украинскому пути разрушения государства, нет выбора. Многовекторность его внешней политики породили фрагментарность и растущую поляризацию внутренней структуры самого казахстанского общества.

 

Уже существующие и углубляющиеся с каждым днём социальные, религиозные, мировоззренческие, поколенческие, политические и остальные противоречия казахстанского социума способно поглотить только Развитие (с большой буквы). Что становится важным с точки зрения интересов не только Казахстана, но и его соседей — и России в первую очередь.

Чокан Лаумулин

 

Источник: http://www.odnako.org

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня