Лучше тенге в руках…

Post navigation

Лучше тенге в руках…

DW продолжает серию статей об истории национальных валют республик бывшего СССР. Страны Центральной Азии последними ввели собственные деньги, отказавшись от советского рубля.

Лучше тенге в руках...В каждой республике Центральной Азии сейчас существует своя национальная валюта. Таджикские сомони, казахстанские тенге, киргизские сомы, узбекские сумы и туркменские манаты пришли на смену советским рублям.

 

Государствам этого региона пришлось приложить немало усилий, чтобы стабилизировать курс своих национальных валют, которые в итоге завоевали доверие у населения.

Одной из первых республик в Центральной Азии, которые стали использовать собственные денежные знаки, стала Киргизия. 10 мая 1993 года в стране ввели в обращение киргизский сом.

 

На тот момент обменный курс составлял 4 сома за один доллар США. Правда, к середине декабря 1993 года один доллар стоил уже 8 сомов 30 тыйынов.

По итогам первых пяти лет сом значительно упал в цене — за один доллар нужно было выложить почти 19 сомов. Далее грянул кризис 1998 года. Национальная валюта Киргизии за несколько месяцев подешевела более чем вдвое. В мае 1999 года за один доллар просили уже свыше 42 сомов.

Стабильный сом

Последующие 15 лет были для сома относительно стабильными, отмечают эксперты. Сейчас обменный курс составляет чуть более 49 сомов за один доллар США. По мнению бизнес-аналитика из Бишкека Искендера Шаршеева, сом сегодня можно назвать стабильной валютой. Но происходит это отчасти из-за государственного вмешательства в финансовый сектор.

«Валютные интервенции, когда Нацбанк скупает либо доллары, либо сомы, спасают нашу финансовую систему от потрясений, но в то же время ограничивают ее развитие. Это модель плановой экономики в финансовом секторе», — отметил Шаршеев в интервью DW.

Тем не менее уровень доверия населения и местного бизнеса к сому довольно высок. Согласно официальным данным Нацбанка, на 1 декабря 2013 года почти 49 процентов общего объема депозитов в коммерческих банках составляли вклады именно в национальной валюте. Чуть более 47 процентов приходится на доллар, 2 процента — на евро и 1,5 процента — на российский рубль.

Кроме того, как отметил в интервью DW начальник управления денежной наличности Национального банка Киргизии Шамиль Айдаркулов, «сомы — в числе самых защищенных банкнот в мире», ведь «на банкнотах имеется свыше 30 защитных элементов». По словам Айдаркулова, за все время существования национальной валюты в республике было выпущено четыре серии банкнот, их изготавливают английская и французская компании. Кроме купюр, в обращении находятся и монеты, которые появились в Киргизии в 2008 году.

Казахстанцы доверяют тенге

Своей национальной валюте — тенге — доверяют и жители Казахстана. Большинство казахстанцев предпочитают вкладывать тенге под весьма высокие проценты банковских депозитов, нежели запасаться долларами или евро на черный день. Но так было не всегда. История казахстанской валюты тоже изобилует взлетами и падениями.

В течение почти двух лет после распада СССР на территории Казахстана в обращении находились советские рубли. К сентябрю 1993 года соседние страны, включая Россию, объявили об окончательном отказе от советского рубля, прозванного «деревянным», а в Казахстане все расчеты по-прежнему производились в валюте уже не существующего государства. Оставшаяся на руках у населения бывших союзных республик огромная масса банкнот с изображением Ленина захлестнула казахстанский рынок. В итоге и Казахстан в середине ноября 1993 года решил ввести собственную валюту.

Тенге, несмотря на первоначально высокий курс по отношению к доллару США (в 1993 году за 1 доллар давали 4,75 тенге. — Ред.), сразу стал стремительно терять в весе. Уже в 1994 году за один доллар давали 54,5 тенге, а в 1998 году — 85 тенге. Одновременно расцвел и черный рынок валюты, где цена доллара США — из-за его отсутствия в обменных пунктах — доходила до 120 тенге.

«Свободное плавание» и стабилизация

Изменить ситуацию удалось лишь в 1999 году, когда власти Казахстана полностью отказались от искусственной поддержки национальной валюты. Валютные интервенции Национального банка были сведены к минимуму, а официально привязанный к доллару США казахстанский тенге был отправлен в «свободное плавание».

Долго ждать результатов не пришлось. Почти сразу исчез черный рынок, появилась возможность обмена казахстанского тенге на любую валюту мира без каких-либо ограничений и разрешений. Одновременно начался расцвет казахстанских банков второго уровня, которые стали предлагать населению различные виды финансовых услуг. Все это привело к окончательной стабилизации национальной валюты Казахстана. Более того, в период экономического бума с 2000 по 2009 годы она укрепилась по отношению к доллару США со 150 до 120 тенге.

В настоящий момент курс доллара США в Казахстане составляет чуть меньше 154 тенге. Сказываются последствия мирового финансово-экономического кризиса и падение цен на основные статьи экспорта Казахстана — нефть, металлы, муку и зерно.

Появление таджикской национальной валюты

Таджикистан последним из бывших советских республик ввел свою валюту — сомони. Произошло это 30 октября 2000 года, спустя девять лет после распада СССР. Вплоть до 1993 года в Таджикистане были в ходу советские рубли.

 

«В Душанбе долго не верили, что Советского Союза уже нет. В республике теплилась надежда, что единое государство восстановится. Причем на это рассчитывала тогда даже элита», — говорит директор НИИ миграции Таджикистана Рахмон Ульмасов.

Как вспоминает эксперт в области банковского дела Бахром Шарипов, в 1991-1993 годах в Таджикистан из всех бывших республик СССР хлынула огромная масса советской валюты. В Душанбе бушевала гиперинфляция. К этой массе в 1993 году добавились российские денежные знаки, поскольку Таджикистан решил остаться в едином рублевом пространстве. «В стране был огромнейший объем необеспеченных товаром денег, объем производства упал, республика впала в кризис, близкий к коллапсу», — рассказывает Шарипов.

Таджикский «рубл» и сомони»

От советских рублей отмахивались, новых российских денег не хватало. В этой ситуации правительство страны решило с 10 мая 1995 года ввести переходную валюту. Ее называли на старый манер — рубль, но, поскольку в таджикском алфавите к тому времени уже не было мягкого знака, в историю она вошла как таджикский «рубл».

 

С «рублами» Таджикистан прожил целых пять лет. Как отмечают аналитики, в тот период удалось восстановить доверие людей к банковской системе. Тогда же в стране появились первые официальные пункты обмена валюты. «С 1997 года в Таджикистане оживилась экономика и началось развитие», — говорит Бахром Шарипов.

30 октября 2000 года в Таджикистане ввели полноценную национальную валюту — сомони. Ее назвали в честь Исмаила Самани — основателя Саманидской державы, существовавшей в Центральной Азии в IX-X веках. Как говорят экономисты, денежная реформа на рубеже тысячелетий оправдала себя.

«Сомони — относительно устойчивая валюта. Но пока эта устойчивость обеспечена не путем роста объемов производства отечественной продукции», — подчеркивает эксперт Института экономики и демографии АН Таджикистана Хаджимухаммад Умаров.

По его словам, стабильность сомони поддерживается огромным объемом денежных ресурсов, поступающих в страну от трудовых мигрантов. «В результате в республике создается повышенный спрос на национальную валюту. Это — один из факторов, сдерживающих резкое падение национальной валюты», — считает Умаров. Фактором риска для сомони эксперт называет недостаточное количество отечественных производителей на внутреннем рынке.

 

Почти 70 процентов товаров, которые продаются в Таджикистане, — импортные. Их приобретают на доллары, евро, рубли и юани.

Источник: http://korrespondent.net

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня