Побольше бы таких людей

Post navigation

Побольше бы таких людей

Жители одного из крымских поселков обратились в нашу газету с просьбой рассказать о своем односельчанине, который является для них настоящей палочкой-выручалочкой.

Огород-кормилец

Умер Абиев переселился в Крым двадцать лет назад накануне «сговора трех» в Беловежской пуще и последовавшего за этим развала Советского Союза.

Поселок Владимировка Белогорского района, где Умер Османович поселился с семьей, входил в процветавший до этого колхоз «Россия».

После развала СССР для владимировцев, как и для подавляющего большинства сельских жителей Украины, наступили тяжелые времена. Колхозные поля заросли бурьяном, то же самое случилось и с садами после вырубки. Рухнула сельская социально-культурная инфраструктура. Молодежь потянулась в город.

Абиев оказался одним из немногих жителей Владимировки, которых статистика называет трудоспособным населением. Подавляющее большинство его односельчан — глубокие старики и старухи.

Бывшую колхозную землю распаевали. Сейчас на ней функционируют немногочисленные КСП. О былых урожаях и мечтать не приходится. Экономика «колыбели нации» считается убыточной. Поэтому доходы от сданной в аренду земли у местного населения мизерные.

Выживать владимировцы могут благодаря урожаю со своих огородов. Но для начала нужно вспахать землю.

МТС во Владимировке давно разрушена. Если бы не «железный конь» Умера Османовича — единственный на весь поселок трактор, официально именуемый МТЗ-80 1986 года выпуска, и не доброе сердце его хозяина, обрабатывать участки было бы весьма затруднительно.

Выживать вместе

— Я уж какой-то идеальный получаюсь, — смеется Умер Османович, — ведь бесплатно огороды никому не распахиваю. Сами понимаете, любой трактор нужно заправить соляркой. Техника старая, ломается, поэтому необходимы еще и запчасти. Все это стоит немалых денег. К тому же у меня семья — жена и две дочки. Нужно что-то приносить в дом. Но с односельчан, как говорится, лишнего не беру. И стараюсь помочь чем могу. Пашу нередко в кредит. Иногда расплачиваются со мной дарами своих огородов. Поселок у нас многонациональный — живут русские, украинцы, крымские татары. Выжить в нынешних условиях мы можем лишь сообща, поддерживая друг друга. И все это хорошо понимают.

— Руководство местных КСП на работу приглашает?

— Нет. Им платить нечем.

— А у вас есть уверенность, что односельчане и впредь будут находить деньги на то, чтобы заправить ваш трактор соляркой, чтобы вспахать свой огород?

— Такой уверенности нет. Поэтому у владимировцев три мечты. Первая — чтобы в нашем селе заработал водопровод, так как уже десять лет мы таскаем воду из колодцев. Вторая — чтобы в соседнем поселке Литвиненково восстановили детский сад (ближайший находится в десяти километрах). И последняя — обзавестись лошадью, хотя бы одной на все село, чтобы вспахивать огороды. Вот если бы нам какой-нибудь конезавод предложил ее недорого…

— Какой-то у вас в селе экономический регресс получается. От индустриального способа производства — назад к аграрному.

— А что мы можем сделать?! Если так пойдет и дальше, все закончится тем, что селянам придется выживать как первобытным людям — надеть шкуры и с каменными топорами охотиться. Да вот беда — всех мамонтов уже давно истребили.

На последних выборах в местные советы владимировцы прочили Абиева кандидатом в местный Зуйский поселковый совет. Но Умер выбрал «не ту партию», поэтому и пролетел мимо депутатства. Жаль. Решать насущные проблемы Владимировки, похоже, сегодня просто некому.

Дмитрий ВОЛОКИТИН

rg.kiev.ua

Похожие материалы

Ретроспектива дня