Пчёлы против мёда, или джихад против коррупции по-украински

Post navigation

Пчёлы против мёда, или джихад против коррупции по-украински

Борьба с коррупцией в Украине уже стала притчей во языцех. С ней боролись и продолжают бороться все президенты, парламенты и кабмины независимой Украины. Но… абсолютно безрезультатно.

 

То есть, борьба-то идет, но вот результаты — не видны. Точнее — видны результаты борьбы (СМИ периодически сообщают о том, что на взятках поймали того или иного чиновника), но никак не заметно исчезновение коррупции.

Борьба с коррупцией в Украине уже стала притчей во языцехВ последнее время модным стало несколько иное, отличное от юридического (посредством принятия законов и постановлений) и «правоохранительного» (с помощью «спецопераций» со взятками) антикоррупционное течение — экономическое. В прессе все чаще появляются материалы о том, что борьбу с коррупцией можно и нужно вести путем проведения экономических реформ. Вроде как эти сами реформы, будучи проведены сделают возможной жизнь без коррупции.

Но все эти виды борьбы — изначально обречены на неудачу. Как минимум потому, что не принимают во внимание природы коррупции в Украине и никак не влияют на ее основы. Возможно, такая борьба является ничем иным как очередной формой «самозащиты» коррупции от попытки ее ликвидировать.

В чем же основная особенность живучести коррупции в Украине и ее основное отличие от её «коллеги» в западном мире (странах «развитой демократии»)?

 

Первое: коррупция в Украине — это общественный договор. Причем договор, который до недавнего времени исполнялся намного четче, чем Конституция и… предельно добровольно всем сторонами.

 

Второе: цель практически всех, любых коррупционных действий в Украине — получить положенное по закону за взятки, так как иначе этого добиться невозможно. Нет иного механизма эффективного механизма влияния на чиновника не говоря уже об обратной связи между гражданам и государством.

Безусловно, есть и попытки использовать коррупцию для получения чего-то незаконного, но это рудименты системы, которые используют не обычные граждане, а представители власти и крупного бизнеса, да и то, последние предпочитают все свои схемы кодифицировать в виде законов и других нормативно-правовых актов.

 

На Западе же, коррупция — это способ получить с помощью чиновника доступ к чему-то незаконному или же не совсем законному. Так как для всего, что положено по закону у них и так есть доступ и возможность получения, а если что и ограничивается — то в таком случае на защиту граждан встает правоохранительная система и судебная система. В Украине же, судя по «колядныку Зваричу» — судебная система также часть коррупции.

Следовательно, любая борьба с общественным договором бесполезна до тех пор, пока не сформированы основы нового договора и не установлена система его исполнения. Делает ли что-то нынешняя власть для этого? Как ни странно и удивительно — да, делает. И парламент и Президент прилагают максимум усилий (и это дает результаты), чтобы разрушить старый общественный договор. Они уже добились того что сколько ни плати — а ранее решавшиеся вопросы теперь не решаются. И нужно или платить намного больше, чем прежде, либо искать новые пути решения проблем.

То есть, разрушение старого общественного договора, как ни удивительно, успешно идет. В этом плане можно сказать, что Партия регионов действительно борется с коррупцией и… успешно. Но на смену разрушаемому договору — не приходит новый и это провоцирует появление как новых, более уродливых форм коррупции, так и постепенное скатывание страны в анархию. Так что вроде как и позитивные моменты, которые есть сейчас — могут очень быстро стать причиной новых, более опасных негативных моментов.

 

Юрий ГАВРИЛЕЧКО

http://www.golosua.com

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня