У Казани особые отношения с Москвой

Post navigation

У Казани особые отношения с Москвой

Мусульманская татарская республика — чемпион среди регионов России. Процветающий Татарстан смог обеспечить свое положение, создав с Москвой такие отношения, в которых гарантом выступает президент. В столице Татарстана Казани с удовольствием вспоминают праздник тысячелетия Казани, который отмечался 11 лет назад.

Владимир Путин назвал Казань третьей столицей России - после Москвы и Санкт-Петербурга

Тогда президент Владимир Путин назвал город третьей столицей России — после Москвы и Санкт-Петербурга. Позже это название стало официальным.

 

Строительство возвышающейся грандиозной мечети Кул-Шариф и все еще сверкающего новизной метро было завершено к празднику при поддержке Москвы. Финансирование Летней универсиады 2013, или так называемой олимпиады студентов сделало Казань центром международного спорта.

 

Сейчас здесь готовятся к проведению Чемпионата мира по футболу, который состоится через два года. Выбор Казани, переживающей новый расцвет, был очевидным: Россия с удовольствием представит миру красивый, как на открытке, город, в котором, по рассказам, люди разной веры и национальности живут в мире.

 

Это утверждают и прохожие на шумных пешеходных улицах в чистом центре города.

 

«Вы, наверное, слышите ото всех один и тот же ответ. Нам без разницы, кто — татарин, а кто — русский, мы все — жители Татарстана, россияне», — говорит россиянка Татьяна Гумирова.

 

Она добавляет, что живет в счастливом браке со своим татарским мужем уже четверть века.


Путин — не единственный президент России

 

На самом деле, отношения Москвы и Татарстана, расположенного в центральной России, довольно напряженные. После распада СССР Татарстан пытался выйти из состава России. Кульминацией попыток обрести независимость было провозглашение государственного суверенитета в 1992 году, основанием для которого были результаты референдума.

 

Россия сурово ответила на попытку Республики получить независимость. Ситуация могла перейти в кровопролитие, но вопрос был решен наделением Татарстана правами суверенного государства.

 

Позже суверенные права Татарстана были урезаны, но положение республики по-прежнему осталось более сильным, чем в других регионах России.

 

Сейчас борьба за власть между Москвой и Казанью заметна по титулам высших должностных лиц в Татарстане. Глава Татарстана не согласился по примеру глав других регионов отказаться от титула президента, хотя законодательство России обязало всех сделать это до начала текущего года.

 

Таким образом, президенту Владимиру Путину пришлось уступить. Он — не единственный президент России. Речь идет о символической, но важной принципиальной победе для татар.

 

«Путин осознает, что отказ от титула президента вызовет в Татарстане напряженность. Нас заставляли уступать во многих вопросах, но должен же быть предел», — говорит главный редактор газеты «Звезда Поволжья» Рашит Ахметов.


Президент как гарант особых отношений

 

Успешность Татарстана обычно считают заслугой президента республики, которому удается успешно выстраивать баланс. Особую роль играют доверительные отношения с президентом России.

 

Первый президент Татарстана Минтимер Шаймиев начал создавать особые отношения сначала с президентом Борисом Ельциным, а потом и с Путиным. Шаймиев назначил своим преемником в 2010 году тогдашнего премьер-министра Рустама Минниханова, который продолжил линию своего предшественника.

 

Президент, представляющий партию власти «Единая Россия», обеспечивает успех партии в Татарстане и в то же время делает Татарстан регионом, в котором партия власти занимает наиболее прочные позиции.

 

На выборах 2011 года партия «Единая Россия» получила в Татарстане поддержку 78% населения. (На прошедших 18 сентября 2016 выборов Государственной Думы РФ, «Единая Россия» получила в Татарстане 91% голосов избирателей — МФ-информ)


Экономическое развитие при поддержке Москвы

 

Особые отношения Татарстана и Москвы отражаются на экономике республики. Как и в других областях, где добывается нефть и газ, большая часть налоговых поступлений Татарстана оказывается в государственном бюджете России, но деньги щедро возвращаются обратно в распоряжение республики.

 

Еще в начале 2000-х годов около трети доходов Татарстана состояли из трансфертных платежей из Москвы. В прошлом году доля государственных дотаций составляла 14%, и большая их часть была прямыми инвестициями. По мнению специалистов, нынешний уровень является высоким для богатой республики.

 

Профессор Наталия Зубаревич из МГУ напоминает о том, что в Татарстане расположен главный офис компании «Татнефть». На практике она сохранилась единственной региональной нефтегазовой организацией в то время, пока другие местные организации уже давно стали частью государственных нефтяных гигантов.

 

Особый акцент на отношения с Москвой не оказался напрасным шагом для Татарстана. Например, особую экономическую зону Алабугу, расположенную на территории Татарстана, считают наиболее успешной в России.

 

«Экономический кризис в России ощущался в Татарстане меньше по сравнению с другими регионами. Здесь смогли даже сохранить турецкие инвестиции во время охлаждения отношений России и Турции», — говорит профессор Зубаревич.


Культура и политика существуют раздельно

 

Независимость Татарстана осталось мечтой. Теперь об этих мечтах даже нельзя говорить вслух, потому что за публичным призывом о выходе из состава России может последовать наказание.

 

Официально в Татарстане сосредоточили внимание на развитии татарской культуры и татарского языка без примеси политических мотивов.

 

«Мы не хотим утратить, мы хотим сохранить наш язык, культуру, историю», — говорит председатель «Всемирного конгресса татар» Ринат Закиров и подчеркивает, что деятельность организации не является политической.

 

Мы говорим о новом подъеме в татарской культуры и идентичности.

 

Например, театральное искусство, литература и пресса на татарском языке вполне жизнеспособны. Таким же образом возрождаются народные традиции и праздники. Есть успехи в школьном образовании, хотя полноценное обучение в ВУЗах на татарском языке все еще остается мечтой.

 

Среди русского населения укрепление татарской культуры вызывает, в том числе, и возмущение. Многие, например, спрашивают, почему изучение татарского языка в школах является для всех обязательным…

 

Татары, в свою очередь, очень гордятся возрождением своей национальной культуры. Хотя еще предстоит много работы, по мнению многих, уже нынешний уровень развития виден в укреплении идентичности и чувства собственного достоинства.

 

Таким образом, российские финно-угорские народы и многие другие территории завидуют Татарстану в том, как ему удалось добиться развития своей национальной культуры, несмотря на постоянный контроль Москвы.

 

Erkka Mikkonen (Эркка Микконен),

Yle, Финляндия

 

Оригинал публикации: Putin ei ole Venäjän ainoa presidentti
Опубликовано 15/09/2016

 

Источник: http://inosmi.ru

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня