Что говорили в Москве о Гаспринском

Post navigation

Что говорили в Москве о Гаспринском

Конференция, посвященная крупнейшей фигуре в обновленческом движении мусульман Российской империи Исмаилу Гаспринскому, прошла в Москве. Устроена она была духовным управлением мусульман РФ (так со вчерашнего дня именуется бывшее ДУМ Европейской России во главе с Равилем Гайнутдином) и Институтом Азии и Африки (факультет) МГУ имени М.В. Ломоносова.

Будучи самым известным мыслителем и общественным деятелем крымскотатарского народа Исмаил-бей Гаспринский теснейшим образом связан с мусульманскими, преимущественно тюркоязычными народами Поволжья, Урала, Казахстана, Средней Азии (тогдашнего Туркестана) и КавказаГазета газет

Исмаила Гаспринского называют создателем джадидизма — движения мусульман по переходу якобы на светские формы образования. Он же стал и главным реформатором системы образования мусульман Российской империи.

Будучи самым известным мыслителем и общественным деятелем крымскотатарского народа Исмаил-бей Гаспринский теснейшим образом связан с мусульманскими, преимущественно тюркоязычными народами Поволжья, Урала, Казахстана, Средней Азии (тогдашнего Туркестана) и Кавказа.

Этапы его большой жизни пролегали через Воронеж, Казань,Троицк (центр исламского образования татар и башкир в нынешней Оренбургской области), Москву и Нижний Новгород.

Идеи Исмаила Гаспринского, которые он озвучивал на Всероссийских съездах мусульман, его брак с представительницей видного татарского купеческого рода Акчуриных из Симбирска (Ульяновска), главное его детище — газета «Терджиман», издававшаяся параллельно на русском языке и «тюрки» — едином литературном тюркском языке, поддержка его инициатив в деле просвещения улемами, буржуазией и интеллигенцией основных экономических и культурных центров российских мусульман, особенно в Волго-Уральском регионе, в Крыму и Азербайджане, всё это и было связующими звеньями между различным частями исламской уммы в царской России.

 

Более того, газету «Терджиман» читали и понимали и в столице Османской державы Стамбуле и в Кашгаре — центре китайского Восточного Туркестана.

О единстве мусульман и России

Исмаилу Гаспринскому приписывают мысль о единстве интересов российских мусульман и российского государства. По крайней мере, так охарактеризовал некоторые из идей Гаспринского заместитель муфтия ДУМ РФ Дамир Мухитдинов. По его словам, до конца 19 столетия мусульманская община России развивалась в автономном режиме, взаимодействуя с российским государством лишь вынужденно, постольку-поскольку.

А крымскотатарский ученый предложил концепцию так называемого «русского мусульманства» (под данным термином не имелись в виду этнически русские мусульмане. А лишь правоверные, жившие в Российской империи) , выражавшуюся в том, что мусульмане Российской империи могут в силу определенных ментальных и культурных особенностей достаточно безболезненно интегрироваться в социально-политическую реальность той России, которую нужно было воспринимать как данность. В то же время, западные государства воспринимались Гаспринским менее лояльными и терпимыми к специфическим чертам тюркоязычных мусульман.

Надо отметить, что такого рода рассуждения, в действительности проскальзывавшие в словах выдающегося крымскотатарского деятеля, возможно констатировали большую открытость русского народа к контактам с мусульманами и склонностью к восприятию немалой его части постулатов ислама вне зависимости от того, как к этому относятся власть предержащие. Но последние обращают внимание в основном на воззрения мыслителя о компромиссе с государством.

Так, начальник Отдела по вопросам национальных отношений Департамента культуры правительства Российской Федерации Олег Серегин, выступавший с приветствием к участникам конференции, отметил, что Исмаил Гаспринский является важной фигурой в создании особой «богословской школы российских мусульман», которая лежит в основе «российского традиционного ислама». Он также подчеркнул, что «забота о потребностях российской уммы» является одной из задач правительства РФ.

Джадид, салафит, ханафит?..

В свою очередь, заместитель муфтия Крыма Эсадулла Баиров, присутствовавший на мероприятии, заявил, что Исмаил-бей Гаспринский и вправду произвел переворот в мышлении мусульман России. Но при этом, говоря о джадидизме, который именуют обновленчеством ислама, Баиров отметил, что на самом деле это движение, скорее всего, было призывом к возвращению в традицию раннего ислама, к Корану и Сунне, дабы оттуда черпать основу для решений проблем современности.

В частности, предпосылки для изучения наук, которые называются почему-то светскими (в противовес, вероятно, духовным), как то: математики, физики, химии, биологии и других, несомненно есть в Священном Писании. Коран выступает с воззванием к верующим исследовать окружающий мир и использовать достижения науки на благо людей.

Исмаил Гаспринский писал о «закрытой» Книге Господа — Коране (ибо речь Всевышнего в ней завершена) и «открытой книге», каковой является мироздание и которую стоит изучить.

Между тем, как полагает казанский профессор Айдар Хабутдинов, Коран и Сунна (вместе составляющие Откровение, на котором зиждется исламская религия) к тому времени тоже не изучались полно и последовательно и не служили впрямую как источник решения проблем и достижения целей развития для исламской уммы. Вместо них, штудировались многочисленные комментарии к комментариям, не позволявшие учащимся самим вникнуть в суть Священного Писания и разуметь истины религии.

Профессор указал также, что политические взгляды Гаспринского были близки к либеральной части политического спектра. Однако наряду с этим Гаспринский был основателем первого в России профсоюза полиграфистов. А профсоюзное движение, как известно, было предтечей социал-демократического рабочего движения в стране.

Вместе с тем, Гаспринский был государственником, хотя в несколько ином смысле этого слова.

«Когда я впервые увидел грандиозные сооружения Ханского дворца в Бахчисарае, я понял, какие чувства испытывают крымские татары при воспоминании о Крымском ханстве — о собственном государстве, в течении более трех веков существовавшем и не просто существовавшем, но и контролировавшем обширные территории Восточной Европы. Ведь вплоть до Петра I Московское княжество выплачивало поминки (род дани), служившей, прежде всего, указанием на зависимое положение от правителя в Бахчисарае», — делится впечатлениями Хабутдинов.

Однако, по его замечанию, реальность конца девятнадцатого — начала двадцатого веков был такова, что пришлось изыскивать новые формы государственного существования мусульман в рамках захватившей их Российской империи.

Помимо всего прочего, перед глазами мусульман, да и не только мусульман всего мира, были примеры. мягко скажем, «зверского» поведения западных колонизаторов в отношении покоренных народов. Можно припомнить и уничтожение разными способами населения Индии, и «эксперимент» в личном владении бельгийского короля Леопольда Конго, где в погоне за алмазами истребили миллионы африканцев, и подавление и изгнание гереро в Намибии, и массовые убийства и отторжения земель у арабов и берберов Алжира, и так далее и тому подобное.

К тому же, единственное крупное исламское государство Османская держава теряла и свой политический вес, и свои территории. Земли, населенные мусульманами, одни за другим переходили под власть западных стран. Даже Египет, к примеру, формально входивший до 1918 года в состав Османского государства, находился под полным влиянием Британии.

Взгляды Исмаила Гаспринского развивались в контексте общей дискуссии между рядом исламских мыслителей и европейскими востоковедами, которые были в авангарде империалистического натиска на мусульманский Восток.
Как отметил еще один оратор, руководитель Фонда Марджани, кандидат исторических наук Игорь Алексеев, полемика между Гаспринским и сторонником русификации всех подданных Российской империи Остроумовым исходили примерно из той же дилеммы, что имелась в споре между египетским богословом Джамалуддином Афгани и французским философом Эрнестом Ренаном.

Основной посыл исламских мыслителей заключался в том, что мусульмане отстали в своем просвещении, а значит, оказались слабее в экономическом, военном и политическом аспектах не из-за следования свое религии, а, наоборот, ввиду забвения многих ее основополагающих принципов, в том числе стремления к знаниям.

Таким образом, по утверждению Алексеева, взгляды как Афгани, так и Гаспринского, предлагавших двигаться вперед, вернуться к истокам ислама, очистив его от искажений и наслоений, не имевшихся первоначально, можно отнести к блоку воззрений, которые получили наименование салафитских.

На данное утверждение один из организаторов форума, ректор Московского Исламского института Дамир Хайретдинов парировал, что, несмотря на неординарные заявления ученого, российские мусульмане все же не будут причислять Гаспринского к салафитам, а продолжат считать его представителем «традиционного российского ислама ханафитского толка».

Справка

Исмаил Гаспринский родился 21 марта 1851 года в селении Улу Сала Ялтинского уезда Таврической губернии в семье офицера русской службы Мустафы Али оглу Гаспринского и его жены Фатмы-Султан Темир-Гази кызы (девичья фамилия Кантакузова). 19 апреля 1854 г. семью утвердили в дворянском достоинстве.

Гаспринский получил образование домашнее, в начальной школе (мектебе), в Симферопольской казенной мужской гимназии, в Воронежском военном учебном заведении, а затем во 2-й Московской военной гимназии. Не окончив учебы, вернулся в Крым, где стал учителем начальной школы.

В 1871г. уехал во Францию. С1874 по1875г. жил в Турции. Вернувшись в Крым, он был избран гласным (депутатом) Бахчисарайской городской Думы. С 13.02.1879 г. по 05.03.1884г.- городской голова Бахчисарая. С 10.04.1883г. И. Гаспринскому разрешили издавать и редактировать первую крымско-татарско-русскую газету «Переводчик-Терджиман». Она долгое время была единственным тюркоязычным периодическим изданием в России, а с началом ХХ в. — старейшей мусульманской газетой в мире. Газета просуществовала почти 35 лет и была закрыта 23.02.1918 г.

С именем И. Гаспринского связано основание и развитие просветительского движения народов исламского Востока- джадидизма (нового, более светского метода обучения), которое радикально изменило суть и структуру начального образования во многих мусульманских странах, придав ему более светский характер.

И. Гаспринским были разработаны основы преобразования мусульманской этно-конфессиональной системы народного образования. Его новые методы обучения с успехом применялись не только в Крыму, но и в Татарстане, Казахстане, Башкортостане, Туркменистане, Таджикистане, Узбекистане, Киргизстане, Азербайджане, Турции, Северной Персии и Восточном Китае.

Им была написана и издана серия учебных пособий для национальных новометодных школ. Наиболее известным из них стал учебник «Учитель детей». С 1887 г. И. Гаспринский являлся членом Таврической ученой архивной комиссии.

Гаспринский награжден орденами: бухарский «Золотой орден Восходящей Звезды» (III степени); турецкий «Меджидие» (IV степени); иранский «Лев и Солнце» (IV и III степени) и «Медаль Санкт-Петербургского русского Технического общества» (бронзовая).

Гаспринский умер в Бахчисарае 24 сентября 1914 года и похоронен на территории Зынджырлы медресе. Памятники И. Гаспринскому установлены в Симферополе и Бахчисарае.

Рустам Джалилов

Источник: http://kavpolit.com/

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня