То, что украинская медицина находится в плачевном состоянии, — неоспоримый факт. Гораздо больше споров вызывают способы разрешения этой проблемы. Одни говорят о кардинальной перестройке существующей системы, другие — об увеличении финансирования. Но реальные действия от разговоров пока что недалеко ушли.
С горечью вспоминаются недавние времена, когда звучала фраза «Нас 52 миллиона». Сейчас в Украине около 46 миллионов жителей, а по данным Всемирной организации здоровья, до 2030 года в Украине может остаться 30 миллионов человек. Средняя продолжительность жизни мужчин в Украине сократилась с 65 лет в 1990 году до 62 лет в 2007 году, женщин — с 75 лет до 73 лет соответственно. И это при том, что в развитых и в по-настоящему развивающихся странах наблюдается противоположная тенденция. Сейчас продолжительность жизни в них на 15-20 лет больше, чем в Украине. По распространению ВИЧ Украина стоит на первом месте в странах Европы и СНГ: 1082 человека на 100 тысяч жителей. Это в 60-70 раз больше, чем в Туркменистане или Чехии, в 20 раз больше, чем в Польше или Финляндии. Более того, в Украине за последние 15 лет показатель заболеваемости туберкулезом возрос в 2,6 раза, а смертности — в 2,9 раза. Перечень страшных цифр можно продолжать еще долго, но мы попытаемся разобраться в том, что предлагают для разрешения проблемы.
В числе главных причин, обусловивших нынешнюю ситуацию, часто называют «катастрофическое состояние» медицины и говорят о необходимости ее перестройки. Якобы та система, что сложилась, слишком громоздка и бюрократична, нет семейных врачей, скорую помощь вызывают, даже если можно обойтись без нее, а в больницу вообще ходят почем зря, особенно пенсионеры. И вообще, раз в Европе по-другому, значит, надо переделывать под европейскую систему.
Доля истины в этом, конечно, есть. Ведь не бывает дыма без огня. И во многих случаях без вызова бригады скорой помощи действительно можно обойтись. Но не стоит забывать, что здоровье — это категория, касающаяся каждого отдельного человека, с которой шутить совершенно противопоказано. Вдобавок, далеко не все, к сожалению, медицински подкованы настолько, чтобы отличить, например, аппендицит от такой боли в животе, с которой можно самому прогуляться к гастроэнтерологу.
В частности, некоторые реформаторы утверждают, как разумно, мол, что в Европе за необоснованный вызов скорой помощи с больного может быть взыскан штраф в размере до 1000 евро. Между тем, обоснованным является вызов, когда человек лежит уже при смерти. Если же у человека что-то заболело, он может позвонить в поликлинику. По телефону, выслушав симптомы и введя их в базу данных, ему могут ответить, чем он вероятнее всего болен, и что ему нужно предпринять до самостоятельного похода к врачу. По правде говоря, так и хочется сравнить эту процедуру с гаданием по фотографии.
Но и это еще не все. Если человек все-таки дошел до врача, то это совсем не гарантирует ему правильного диагноза и успешного лечения. Попасть к специализированному лекарю можно только через терапевта, но и последний постарается найти как можно меньше причин хоть куда-то направлять: дескать, что не представляет угрозу для жизни, то само пройдет. Причина, по которой на Западе и семейный врач, и поликлиника всячески избегают госпитализации больного, довольно тривиальна — лечение в больнице обходится слишком дорого. Да и у специализированных врачей может оказаться не так то уж и много времени для обслуживания. «Поломал ногу — становись в очередь».
Стоит отметить еще один очевидный факт. Знания ни одного семейного доктора не могут быть достаточно обширны для того, чтобы можно было с уверенностью заявлять, будто ему удастся успешно заменить других врачей. По сути, отечественный участковый врач (тот самый, который умудряется и в кабинете сидеть, и по районам ходить) выполняет сходную функцию. Но, по правде говоря, и его помощь эффективна далеко не во всех случаях по той же самой причине.
В-общем, если и завидовать чему-либо в европейской системе здравоохранения, то лучше уж обратить внимание на объем государственного финансирования медицины, который в пересчете на одного жителя в 15-40 раз превышает аналогичный украинский показатель. Еще одно несомненное достижение европейской медицины — это полная автоматизация больничного документооборота. Там не нужны больничные карточки или бумажные рецепты. Выписать рецепт — означает внести необходимую информацию в компьютер. Пациент, зайдя в любую аптеку, предъявляет лишь свою идентификационную карту, по номеру которой аптекарь находит рецепт в базе данных. В свою очередь, электронная карточка больного позволяет ему зайти в ту поликлинику, в которую ему удобнее, поскольку каждая из них имеет доступ к такой информации. К сожалению, в Украине об этом можно только мечтать. И слушать привычное: «Ничем не можем помочь. Вы не относитесь к этой поликлинике».
Другое предложение реформаторов — введение системы медицинского страхования — вызывает не менее противоречивую реакцию. К слову сказать, в Законе Украины «О страховании» медицинское страхование уже давно загадочным образом включено как в добровольное страхование (с пометкой «беспрерывное страхование здоровья»), так и обязательное.
Законопроекты касательно обязательного медицинского страхования неоднократно подавались в Верховную Раду. Последний из них был недавно подготовлен Комитетом Верховной Рады Украины по вопросам охраны здоровья. Комментируя новый законопроект, глава Комитета Татьяна Бахтеева тоже упоминает о европейских достижениях: «Члены нашего комитета изучили опыт стран Европы и СНГ, в которых уже давно помимо бюджетного финансирования существует дополнительный источник — государственное медицинское страхование. Наше общество уже готово к этому». Проект подразумевает, что страховые взносы будут осуществляться работодателями или местными органами власти (в последнем случае непонятно, каким образом государству становится легче от такой системы, особенно если принять во внимание скромность местных бюджетов). Управление средствами предполагается осуществлять через Фонд общеобязательного государственного медицинского страхования, бюджет которого будет утверждать Верховная Рада, а подотчетен он будет только Кабинету Министров. Учитывая любовь отечественных ветвей власти друг к другу, можно представить, в каком положении окажется правление такого фонда. Как бы то ни было, Комитет надеется, что такой дополнительный источник финансирования позволит вдвое увеличить расходы на покупку медикаментов, оборудования и на укрепление материально-технической базы, а также повысить зарплаты медикам.
Безусловно, отечественная медицина нуждается в денежных вливаниях. Будучи де-юре бесплатной, она давно уже стала платной де-факто. Под предлогом добровольной денежной помощи (вернее, добровольно-принудительной), без внесения которой в больничную кассу или карман врача во многих случаях можно и не надеяться на получение медицинских услуг, пациенты уже давно стали соучастниками некоей «теневой коммерческой медицины». Уже не раз высказывались предложения по ее легализации. Имеется в виду не открытие частных клиник, а официальное введение платных услуг в бюджетных учреждениях. Это бы решило ряд проблем, но ведь нужно разработать разумную систему: учесть льготников, правильно определить ставки, ввести систему контроля во избежание двойных платежей (официальных и «теневых») и т.д. И, что не менее важно, провести популяризацию.
О проблемах медицины можно рассуждать много, но обвинять только ее в ухудшении здоровья населения, по меньшей мере, глупо. Медицина возникла и развивалась, прежде всего, как инструмент корректировки уже подпорченного здоровья. Гораздо приятнее для потенциальных больных было бы устранение причин, способных ухудшить их самочувствие, среди которых выделяются плохая экология, чрезмерное употребление табака и алкоголя, низкое качество продуктов питания и недостаточное потребление фруктов и овощей, гиподинамия, неправильные условия труда, небезопасный секс, постоянные стрессы, наркомания. Предупредить болезнь намного дешевле и легче, чем ее вылечить. Государственная стратегия, направленная на устранение или смягчение действия этих факторов принесла бы не меньше пользы для здоровья населения, чем активное поощрение развития медицины. Но в вихре политических и экономических кризисов властям пока что не до этого. А ведь людей становится все меньше…
Сейдали КУРТМОЛЛАЕВ
«Полуостров» № 26 (330), 3 — 9 июля 2009
