26 августа исполнилось 120 лет со дня рождения поэта, литературоведа, педагога, критика Абдуллы Лятиф-заде. Его творчество занимает особое место в довоенной литературе Крыма. В числе многих выдающихся крымскотатарских общественно-политических деятелей, Абдулла Лятиф-заде стал жертвой сталинских репрессий.
В 1937 году он был арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности и через год — 17 апреля 1938 года расстрелян. Молодой поэт оставил яркий след в истории крымскотатарской литературы…
Абдулла Абильевич Лятиф-заде родился в Кезлеве, в семье учителя. Детство провел в степной части Крыма, откуда вынес прекрасное знание крымскотатарских диалектов. Учился в медресе в Акмесджите, затем в новометодной школе «Рушдие», откуда был исключен в 1908 «за бунтарство». Учеба в средней школе «Идади» в Стамбуле через 6 месяцев прервалась в связи со смертью отца. По возвращении в Крым публикует первые стихи, продолжает образование и учительствует.
С 1915 по 1917 годы служил в армии. В 1917 году избирается делегатом I Курултая крымскотатарского народа. Редактирует газету «Миллет» («Нация»). После установления в Крыму советской власти в 1920 году работает в профсоюзах, в 1927-1930 годах принимает активное участие в переводе крымскотатарской письменности с арабского на латинский алфавит.
Писать А. Лятиф-заде начал рано. Как отмечает академик А. Крымский, его первые стихи были опубликованы в газетах «Терджиман» («Переводчик») и «Ветан хадими» («Служение Родине») еще в начале века. До революции он близко знакомится с русской классикой, переводит на родной язык произведения А. Пушкина, Л. Толстого. Уже ранние его стихи отличаются передовыми взглядами.
В одном из первых стихотворений «Хаял омюр» («Жизнь-мечта») он пишет о том, что жизнь — это не проторенная дорога, что каждый сам должен проложить эту дорогу, что жизнь — это постоянная борьба, это ухабистый путь, что в нем имеются и розы, и шипы, что здесь можешь вдоволь наглотаться и сладости, и горечи; то есть для достижения своей цели в жизни необходимо выдержать все испытания, трудиться и приложить все усердие, чтобы преодолевать трудности и препятствия, встречающиеся на жизненном пути.
Это был поэт-новатор, уверенно осваивавший новые революционные формы в поэзии, наполняющий ее новым содержанием. Свою единственную прижизненную книгу, изданную в 1928 году в Симферополе, поэт так и назвал — «Янъы саз» («Новый саз»), как бы утверждая самим этим названием: чтобы писать песни, достойные нового времени, нужно взять в руки новый саз, то есть обогатиться новыми идеями, новыми мыслями в духе нового времени. Это было не риторикой, не данью моде, а выражало творческое кредо поэта, его идейную позицию. Он не только призывал других, но и сам писал стихи, волнующие сердца, зовущие людей к новой жизни, к новым устремлениям во имя светлого будущего. Его стихи «Шаирнинъ рухы» («Дух поэта»), «Омюр» («Жизнь»), «Шаирге» («Поэту»), «Акъынгьа» («Движению»), «Козьайдын» («Поздравление»), посвященные подрастающему поколению, раскрепощенным женщинам, и многие другие по праву считаются новаторскими. Они были новыми во всем — и по духу, и по содержанию, и по форме, и по языку и стилю изложения.
В поэтическом новаторстве А. Лятиф-заде огромную роль сыграло его близкое знакомство с другими литературами, и прежде всего — с русской. Особое влияние на него оказало революционное творчество В. Маяковского. Поэт и литературовед Э. Шемьи-заде, считавший Лятиф-заде одним из самых близких своих учителей, писал: «Творческие традиции такого большого мастера, как Владимир Маяковский, такие основные черты его произведений, как высокая гражданственность, ясное идейное направление, у нас впервые нашли место в творчестве талантливого поэта Абдуллы Лятиф-заде. Когда А. Лятиф-заде еще в 1921 году, во время учебы в Академии изобразительных искусств в Москве, посещал литературно-художественный институт, организованный Валерием Брюсовым, он часто встречался с Владимиром Маяковским и осваивал его творческие традиции. Такие стихи А. Лятиф-заде, как «Бер» («Дай!»), «Джермай тюркюси» («Песни Джермая»), «Бир тамчы къан» («Капля крови»), «Тегенекли, чечекли ёл» («Трудный, но светлый путь») и другие, — явный пример тому». И все это, в свою очередь, стало школой для последующего развития крымскотатарской поэзии.
Глубоко философская, остро гражданская лирика А. Лятиф-заде обогатила крымскотатарскую поэзию оптимизмом, социальной и гражданской активностью, что было очень важно в тот период. Академик А. Крымский вспоминает: «Когда я беседовал с А. Лятиф-заде, сказал ему: «Вся лирика твоя исполнена гражданских чувств». Он перебил меня и сказал так: «В тему гражданственности я вношу лирическое начало». Если оценить одним словом творчество А. Лятиф-заде — это «социальная лирика». В социальности, гражданственности, новаторстве, внесенных им в крымскотатарскую советскую поэзию, — главная заслуга поэта.
Абдулла Лятиф-заде был знаком со многими видными поэтами, дружил с украинским поэтом П. Тычиной и академиком А. Крымским. В 1930-1934 годы он учится в Москве и Ленинграде, заканчивает аспирантуру в Государственной академии искусствознания.
21 марта 1937 года уволен как «ярый националист». 19 апреля 1937 года арестован; обвинен по ст. 58-10. 17 апреля 1938 года вместе с группой других выдающихся деятелей крымскотатарской культуры казнен во дворе Акмесджитской тюрьмы НКВД.
По материалам: kr-alemi.com