45 лет без Амет-Хана (2)

Post navigation

45 лет без Амет-Хана (2)

45 лет назад, 1 февраля 1971 года, погиб легендарный летчик-ас Амет-Хан Султан. МФ-информ подготовил ряд материалов под общим названием «45 лет без Амет-Хана», посвященный памяти прославленного Героя.

Встреча представителей крымскотатарского народа с Амет-Ханом Султаном в Москве, 15 мая 1966 г.

Юрий Османов об Амет-Хане

О подарке Аметхану от народа

 

…Мысль устроить чествование Аметхана зрела давно, и предложение вызвало горячий отклик во всех областях расселения крымских татар. На республиканской встрече представителей инициативных групп в Андижане (а на такие встречи народ с мест регулярно несколько раз в год направлял своих полномочных) эта мысль была уточнена, конкретизирована.

 

Было решено преподнести подарок. Кто-то сообщил, что дагестанцы собрались преподнести Аметхану дорогой кинжал. Прошло около полугода. Идея о подарке, пройдя обсуждение под крышами народа, постепенно выкристаллизовалась в идею самого подарка. Эта идея, воплотившись в эскизы, затем и чертежи и, наконец, в сам подарок, воплощала в себе историю неразрывного единства народа и его героев, родины и истории, суть содержание и смысл советского патриотизма.

 

Жемчужина европейского юго-востока под сиянием Звезды; Сокол, неразрывно, всеми узами связанный с родной землёй, взлетает над ней, прикрывая её своими крыльями и вглядываясь в будущее. Подарок поручено было изготовить в Ферганской области.

 

В Москву в феврале 1966 года прибыла большая, около 150 человек, группа представителей, которой народ и поручил провести церемонию чествования. Представители сняли на один вечер помещение столовой вблизи Курского вокзала. Организация самого вечера сама по себе могла бы стать предметом отдельного рассказа. Ничто, никакое недоброе действие не должно было использовать или спровоцировать для своего торжества ни малейшей оплошности.

 

23 февраля, примерно за час до начала торжества, Аметхан и прибывший с ним его сослуживец Герой Советского Союза летчик-испытатель Максимов остановились на квартире проживавшего неподалеку на Садовом кольце подполковника Аблякимова Зейтуллы. Зейтулла-ага, окончивший в своё время филфак МГУ, к концу войны уже был подполковником, так и остался в этом звании, как, впрочем, большинство кадровых военных из крымских татар.

 

Здесь, на квартире Зейтуллы-ага окончательно были обговорены детали церемонии. Поднимаясь по лестнице на второй этаж, я заметил свежие красные следы капель, похожие на кровь. Оказывается, минутами ранее на квартире уже побывала милиция в поисках предполагаемого то ли пострадавшего, то ли злоумышленника, однако эта версия не имела шансов на продолжение поисков.

 

Открыв дверь комнаты, и увидел Аметхана и Максимова в окружении целого сонма подполковников, бывших партизан и подпольщиков представителей крымскотатарского народа. Тут, были представители всех родов войск и всех видов ратного труда. «Здорово!» — прервав разговор, бросил мне Аметхан и, когда ему начали, было представлять меня, сказал; «Мы хорошо знакомы».

 

Тут сообщили, что всё готово и пора идти. Все пошли к выходу, и когда я тоже собирался выходить, меня остановил молодой, но седоволосый представитель из г. Маргилана: «Подожди, я тебе что-то покажу. Может быть, больше никогда не придётся увидеть». Мы остались одни. Он достал ящичек, подарок Аметхану». «Что это, микроскоп, что ли, — подумал я с удивлением. — С какой стати!?»

 

Парень снял крышку и подключил сувенир к сети. На круглой основе, обтянутой бордовым бархатом, на трёх шариках-ножках из пластика вишнёвого цвета помещалась цилиндрическая серебряная обечайка высотой 40 миллиметров, диаметром 180 миллиметров, покрытая сферическим прозрачным полированным куполом. На дне обечайки, как в сказочной табакерке, размещался набор из стекла и ювелирных камней.

 

Омываемый Чёрным и Азовским морями, покоился Крымский полуостров. Моря были выполнены из стекла бирюзового цвета. Полуостров выложен разноцветным искусственным жемчугом. Над узкой полосой ЮБК возвышались коричневого цвета горы, переходящие в палевый цвет степей и зеленоватый отблеск долин. В море стекали голубые змейки рек, зелёные дороги, рассекая полуостров, соединяли города Крыма, отмеченные рубинами. В центральном — самом крупном рубине, отмечающем Алупку, где родился Аметхан, было засверлено отверстие, в которое вмонтирована неоновая лампочка, освещающая искрящийся набор.

 

В зените плексигласового купола, покрывающего обечайку, алела пятиконечная звезда 25 миллиметров в диаметре. Сбоку из обечайки со стороны Качи на прозрачном шлейфе взмывает серебристая птица — точная копия МИГ, испытывавшегося Аметханом Султаном. По оси стремительной птицы, выполненной из серебра и имеющей длину 90 миллиметров проходит отверстие величиной со спичечную головку забранное линзой. Припав по совету моего спутника к линзе, я увидел цветной портрет Аметхана в парадном кителе с боевыми орденами.

 

Пятиконечная звезда в зените купола отмечала на карте Советской державы, контуры которой были нанесены на сфере, столицу нашей Родины — Москву. Одновременно она совпадала с остриём шпиля Спасской башни Кремля, контур которого четко вырисовывался на карте Родины. Часы на Спасской башне застыли, указывая 4.00.

 

Что это за время? Час разбойного нападении фашистской Германии на нашу Родину? Час, когда началась вероломная и позорная операция выселения целого народа советской семьи народов, одного из её младших братьев? Стрелки безмолвно указывали 4.00.

 

Там, где сфера сходится с обечайкой, композиция туго схвачена золотой цепью. На обечайке — тонкая золотая пластина. Выгравирована надпись: «Славному сыну крымскотатарского народа дважды Герою Советского Союза Аметхану Султану от родного народа в честь 45-летия».

 

Подарок крымскотатарского народа своему герою, воплощающий идею неразрывной связи народа, родины, Отчизны, героя-сына, солдата отчизны, являясь подлинным произведением искусства и филигранной по технике исполнения, был выполнён народными умельцами.

 

На изготовление подарка из народных средств — из средств национального движения крымских татар было ассигновано 94 рубля 40 копеек, пошедших на оплату золотой пластинки для дарственной надписи. Тут следует оговориться. Когда подарок привезли в Москву, обнаружилось, что в тексте надписи пропущено слово.

 

Десять московских гравёров отказались сделать вставку, опасаясь повредить надпись. Одиннадцатый, покачав головой и одобрительно произнеся: «Школа!», умудрился выполнить заказ, оплату которого тоже следует отнести на стоимость сувенира.

 

«Ну и натерпелся я страху, пока довёз. Представляешь, какая ответственность! Кому нужны оправдания, если бы не сохранил», — улыбнулся седоголовый и закрыл крышкой сувенир. Я в полной мере оценил его миссию, зная многочисленные перехваты документов, которые народ направлял руководству партии и государству…

Юрий Османов
(Из очерка Ю.Б. Османова «Три встречи»)

 

МФ-информ:

 

Ребер ага Аблаев — один из тех, кто был знаком с Аметханом Султаном лично и в 1966 году бывал у него дома в городе Жуковском под Москвой. Ему было поручено отвезти (и довезти непременно) народный сувенир-подарок для Аметхана, изготовленный ко дню Советской Армии.

 

В то время, в годы тотальной слежки КГБ за активными участниками Движения, за всеми их поездками, такой подарок довезти до Москвы было не так-то просто. После обсуждения кандидатур Бекир ага Османов (партизан-разведчик и учитель Ребера, который был разведчиком-связистом, по подпольной работе в годы немецкой оккупации Крыма) и Муксим Османов доверили это ответственное дело Реберу Аблаеву.

 

Вот как это было

 

…Я горжусь тем, что мне удалось оправдать их доверие. Для этого мне пришлось облететь на самолёте чуть ли не полстраны, а добраться до Москвы пришлось поездом.

 

Считаю необходимым сказать несколько слов о самом сувенире, так как он был сделан на народные средства.

 

Его автор — известный инженер, работавший одно время с Сергеем Королёвым, узник сталинских лагерей Куртбединов Джевдет. Помогали в изготовлении врач Аблаева Диляра, педагог Сейран Усеинов.

 

Подарок представлял из себя светильник из чистого серебра с двойным дном, диаметром 200 мм. На корпус прикреплена золотая пластинка с надписью: «В честь 48-й годовщины Советской Армии и Военно-Морского флота СССР дважды Герою Советского Союза Аметхану Султану от родного крымскотатарского народа».

 

На верхней части корпуса пластмассовая сфера со схематическим изображением территории Советского Союза и Кремлёвской башни. Стрелки часов указывают 3 часа ночи — время, когда 18 мая 1944 г. началась операция по выселению нашего народа (в то время как наши отцы, братья и сёстры проливали кровь, защищая большую родину от немецких захватчиков).

 

Внутри под сферой — изображение Крымского полуострова, выложенное из жемчуга и цветных камней. Более крупным по размеру камнем выделен родной город Аметхана — Алупка. Сверху к сфере прикреплён шлейф из пластика, тянущийся в небо вслед за истребителем Аметхана — Ми-2, изготовленный из серебра. В сопле самолёта установлен микроувеличитель, через который видно изображение Аметхана Султана. В корпусе установлена электрическая лампочка, которая через шнур включается в электрическую сеть, и светильник загорается. Включённый светильник восхищал своей красотой.

 

25 февраля 1966 года, когда полковник Аблямитов Зейтулла, Муксим Османов и я приехали к Аметхану Султану домой и показали ему этот подарок, он спросил: «Кто сделал это чудо? Кто его привёз?..».

 

Вручал подарок Бекир ага Османов в торжественной обстановке 27 февраля 1966 в одном из помещений парка в Сокольниках в присутствии 174 представителей крымских татар. На вечере было много выступающих. Полтора часа звучали слова приветствия, стихи, народные песни. В заключение выступил сам Аметхан Султан и тепло поблагодарил соотечественников.

 

Вечер был записан на магнитную плёнку, размножен в 50 экземплярах и роздан участникам встречи».

Ребер Аблаев

(Из воспоминаний Ребера Аблаева,

ветерана Великой Отечественной войны,

участника Национального движения крымских татар,

опубликованных в газете «Голосе Крыма» от 15.07.2001 г.

под заголовком «Вот как это было»).

 

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня