70 лет назад родился Юрий Османов

Post navigation

70 лет назад родился Юрий Османов

Сегодня Юрию Османову (1941-1993) исполнилось бы 70 лет.

Юрий Бекирович ОсмановМы убеждены, что значение Юрия Османова, его жизненного подвига и нравственно-интеллектуального наследия по нарастающей будет востребовано и осознанно крымскотатарским народом, всем крымским социумом уже в самом ближайшем будущем.

 

Юрий Османов бесспорно является самым значительным представителем второго поколения Национального движения крымских татар. Его труды (от рабочих записок, телеграмм до фундаментальных статей) по проблемам восстановления прав нашего народа ещё предстоит собрать в многотомное издание. И это должны сделать ещё здравствующие его соратники и ученики, память и архивы которых хранят информацию, цены которой даже многие из них не осознают в полной мере.

 

В рамках издательского проекта Милли Фирка «Наши юбилеи» в середине марта сего года в издательстве «Крымучпедгиз» вышла из печати первая книга из этой серии: Хуршутов А.Р. «Но просветителей спокоен переклич…» (Сборник статей и очерков, посвящённый 160-летию Исмаила Гаспринского и 70-летию Юрия Бекировича Османова). Кн.1.- Симферополь: КРП «Издательство, 2011.-64с. — На русском языке.-(Наши юбилеи).- тираж 500 экз.

 

Приводим несколько материалов из этой книги.

 

Из вступления

 

Уважаемый читатель! Предлагаемый твоему вниманию сборник посвящён памяти Исмаила Гаспринского (1851-1914) и Юрия Османова (1941-1993)…

 

Гаспринский был ключевой фигурой в общественно-политической жизни крымских татар в последней четверти девятнадцатого и начале двадцатого столетий. Он сумел найти точку опоры, от которой следовало в реально существующих условиях, в которых находился его народ (и все мусульмане России) начать работу по спасению крымскотатарского народа от исчезновения и по его возрождению. Жизнь, мировоззрение и деятельность И. Гаспринского и Ю. Османова связаны неразрывно, как история всех поколений народа — из прошлого через настоящее к будущему. Они — два немеркнущих источника воли и знаний, инициативы и осмысленного действия, две исторические параллели, которые пересекаются в настоящем, в нашем сознании, как уникальный и безценный нравственный арсенал, интеллектуальная сокровищница национального движения, народа, Крыма.

 

Название этой брошюры — строка одного из стихотворений Ю.Б. Османова, написанного им феврале 1993 г. В стихотворении, начинающемся со строк «Спокойно жду из будущего я…» по умолчанию угадывается образ Исмаила Гаспринского, оказавшего в первой половине 1960-х годов самое мощное и глубокое позитивное влияние на формировавшееся мировоззрение Юрия Османова. Несомненно, в течение всей последующей жизни его память и сознание дополнялись новой информацией, открытиями и прозрениями, приближаясь к тем умозаключениям, выводам и обобщениям, которые были сделаны Ю.Б. Османовым в 1991-1993 гг. в целом ряде фундаментальных работ, посвящённых мировоззренческому наследию Исмаила Гаспринского.

 

Первый сборник научных статей Ю.Б. Османова о творчестве и деятельности Исмаила Гаспринского был подготовлен десять лет назад… В эту книгу вошли такие работы Ю.Б. Османова: «Исмаил Гаспринский. Краткий очерк творчества», «Почему отдали врагам Исмаила Гаспринского», «Исмаил Гаспринский (1851-1914). Краткий очерк мировоззрения и деятельности», «О романе Исмаил бека Гаспринского «100 лет спустя (2000-й год)», «Исмаил бей Гаспринский и социалистические доктрины», «Славяно-восточные отношения в представлении Исмаила Гаспринского», «О евразийских представлениях в концепции Исмаила Гаспринского национально-колониального вопроса», «Из плена лжи», «Два аспекта цивилизации» «Одинаково нужная всем правда» и другие. Книга вышла тиражом 1000 экз. в издательстве «Доля»…

 

Считаю своим долгом постоянно напоминать современникам о тех моих соотечественниках, которые посвятили свою жизнь служению делу возрождения крымскотатарского народа, в ряду которых Исмаил Гаспринский и Юрий Османов являются звёздами первой величины.

 

Мировоззренческое наследие Исмаила Гаспринского в политической практике Юрия Османова

 

Уважаемый читатель! Настоящими очерками мы попытаемся проследить и показать знакомство Юрия Османова с творческим наследием Исмаила Гаспринского и постижение первым в течение своей жизни всей нравственной глубины и интеллектуальной широты мировоззрения «дедушки тюркской нации».

Книга и Бекиа и Юрия Османовых "Не о спокойной жизни мы мечтали"Книга Юрия Османова "Из плена лжи"

 

ОЧЕРК ПЕРВЫЙ

 

Знакомство с Гаспринским, инициатива по реабилитации выдающегося просветителя Крыма, России и мусульманского Востока

 

Юрий Османов о своем знакомстве с Гаспринским вспоминал так:

«О Гаспринском я услышал впервые еще от своего отца в 1950-х годах. Он (Бекир Османов — прим. ред.) был близок с Асаном Сабри Айвазовым — последним редактором «Терджимана» — поэтому я уже имел некоторое представление, конечно, самое общее, об этом удивительном феномене». Тогда юный Юрий еще не мог предположить, что ему доведется позже выступить с инициативой о реабилитации И. Гаспринского.

 

В январе 1964 через отца, приехавшего в Москву проведать сына — студента МВТУ им. Баумана — Юрий познакомился с филологом Басыром Гафаровым. Юрий и Басыр Гафарович по заданию Движения собирали историографический материал для готовившегося общенационального документа…

 

В разговорах с Б.Гафаровым Юрий Османов, часто слыша имя Исмаила Гаспринского, запросил в библиотеке им. Ленина газету «Терджиман». Ему в течение двух месяцев отвечали что «нет сведений» или «отсутствует в фондах», но «потом внезапно, как ни в чем ни бывало, «я получил и взял нетерпеливыми руками первую подшивку «Переводчика» и знаменитый «Иджрет» А.Озенбашлы», — вспоминал Ю.Османов.

 

…Затем последовала кропотливая, титаническая по напряжению и затратам времени работа. В течение года Ю.Османова каждый вечер (!) с пяти вечера и до одиннадцати ночи читал и делал выписки, открыв для себя огромную сокровищницу народной мысли и прошлого крымскотатарского народа. От напряженной работы суставы на правой руке опухли и воспалились.

 

Ю.Османов вспоминает об эпизоде, послужившем толчком для последующего, более напряженного труда: «Как-то Басыр Гафарович встретил в центре Люциана Ипполитовича Климовича: — «Надо реабилитировать Гаспринского» — сказал он. «Давайте начинайте, — насмешливо отозвался Люциан Ипполитович, — кстати, это уже начато; познакомьтесь с диссертацией Р. Нафигова из Казанского университета. Он там все очень хорошо сказал».

 

Такой ответ видного советского востоковеда, сделавшего всё для тягчайшего поношения и извращения смысла и содержания политической и просветительской деятельности и мировоззрения И. Гаспринского, создавал впечатление, что времена меняются. Уже на следующий день Юрий Османов взялся за изучение диссертации, о которой потом писал вспоминая: «Меня поразила пустота, бесцветность и банальность докторской работы». К этому времени основная часть наследия И. Гаспринского, содержавшаяся в «Терджимане» на русском языке, была Ю.Б.Османовым проработана (т.е. к весне 1965 г.) Познакомился Юрий и с основной частью литературы, шельмующей Гаспринского.

 

И тогда Ю. Османов и Б. Гафаров решили начать реабилитацию творчества И. Гаспринского с удара по диссертации Р. Нафигова. Как вспоминал Ю. Османов, примерно через месяц очерк был готов. (Написал его Ю.Османов). Басыр-агьа принял очерк с энтузиазмом, внес ряд замечаний. Очерк был переделан заново и за подписями Ю. Османова и Б. Гафарова направлен в ЦК КПСС, журнал «История СССР», Институт Истории АН СССР, Казанский госуниверситет и АН ГрАССР. Как вспоминал Юрий Бекирович, чуть позже один историк из Якутии, приехавший в Москву, с ужасом сообщал кандидату наук Р. Музаффарову: «Каких-то два крымских татарина осмелились написать о Гаспринском!».

 

В ответе из Института истории АН СССР, подписанном профессором доктором исторических наук А.Н.Смирновым (отвечавшем по поручению ЦК КПСС) содержалось сдержанное, но категорическое отрицание постановок очерка. Вскоре Ю. Османов и Б. Гафаров были вызваны в редакцию журнала «История СССР». Озадаченный зам редактора журнала Шелюбский сказал, что журнал не хотел бы воевать с профессором из Казани, дабы избежать обвинений в столичном диктате. Но он предложил им изложить свои соображения на предстоящей всесоюзной конференции по джадидизму. Но конференцию, конечно же, отменили.

 

Тем временем Ю. Османов составил ответ на заключение профессора Смирнова. Ответ развернулся в новый очерк. В то время Б. Гафарова вызвали в Московский обком партии и сказали, что он «болен болезнью», которая называется национализм». Других аргументов у власти не было. Но энтузиазм у Басыра-агъа исчез…

 

Юрия Османова пригласили в Серпуховский горком партии и передали точку зрения «соответствующего отдела ЦК КПСС» о том, что нет никаких препятствий для обсуждения проблемы И. Гаспринского на страницах научных журналов (это произошло в мае 1967 г.). Летом этого же года профессор М. Вахабов из Ташкента сообщил о необходимости публикации очерков, добавив, что даже простая публикация этих материалов позволит реабилитировать де-факто «от 15 до 18 репрессированных и ошельмованных представителей общественно-политической мысли и жизни Узбекистана». Юрий Бекирович попросил время для завершения пятого, обобщающего очерка, в котором он «вводил в анализ практически весь материал, и (который) уже явно не походил на первый ученический опыт».

 

Позже свое решение повременить с публикацией на месяц-полтора Ю. Османов назвал ошибочным. Но он, как вспоминал сам, хотел тогда втянуть в полемику Л. Климовича, послав тому «краткий анализ его чудовищных работ… с предложением объяснить причину и опровергнуть себя, как это удалось даже в 1957 году заставить А. Первенцева осудить и переделать свой «роман» «Честь смолоду».

 

Но хитрый и опытный профессор молчал. Тогда Ю. Османов написал Климовичу, что предаст научной огласке упомянутый анализ. В ответ пришло письмо с предложением переговорить лично… Встречи не получилось.

 

Началось уголовное преследование Ю. Османова. Очерки об И. Гаспринском были приложены к уголовному делу 1968 г., хотя «предъявлять обвинения в связи с Гаспринским система тогда не решилась».

 

Для понимания мотивов и стимулов столь интенсивной работы Ю. Османова необходимо напомнить, на каком фоне происходило знакомство Юрия Бекировича с творческим наследием И. Гаспринского.

 

С 1958 по 1965 гг. Юрий учился в Московском высшем техническом училище им. Баумана. После окончания МВТУ работал по направлению в объединенном институте ядерных исследований в г. Дубне и институте высоких энергий в г. Серпухове. При его талантах открывалась возможность блестящей научной карьеры.

 

Но он был сыном Бекира Османова, был (и остался навсегда) сыном крымскотатарского народа. Юрий (или как его называли многие из близких — Юсуф, Юсуфчик) выбрал тернистый путь активного участника национального движения. В середине 1960 годов народ организует в столице Союза ССР систему постоянного представительства (что было беспрецедентным и осталось единственным феноменом организованной борьбы за восстановление национального равноправия среди репрессированных народов СССР). В течение двух с половиной лет с июня 1965 г. по декабрь 1967 г. непрерывно сменяющие друг друга представители крымскотатарского народа в Москве составили и широко распространили среди народа, общественности СССР и органов государственной и партийной власти 59 информаций-отчетов о своей работе, о реакции власти на законные требования народа. Не надо забывать, что в июне 1965 г. состоялась Первая Всесоюзная встреча представителей национального движения крымских татар, на которой был принят НАКАЗ крымскотатарского народа.

 

Ю. Османов встречался и был знаком со многими представителями народа, приезжавшими со всех регионов (а ведь только с октября 1964 г. по май 1966 г. в Москву было делегировано более семисот (!) представителей народа). Юрий был знаком со многими зачинателями движения, соратниками отца. Перед ним был пример Аметхана Султана…

 

В архивах ветеранов национального движения, архивах НДКТ, библиотеки им. Гаспринского на многих групповых фотографиях-фотоснимках представителей народа мы видим молодого Юрия Османова.

 

Юрий Бекирович был активным участником народной борьбы. Так в информации-отчете № 45 (май 1967 г.) указано, что «10 мая 1967 г. на имя ЦК КПСС (т. Брежнева Л.И.) отправлено письмо т. Османова Ю.Б. по поводу исторического очерка И. Сельвинского «Крым — материалы для пропагандистов» (изд-во Политуправления Черноморского флота, 1943 г.). В информации № 47 (1-15.06.1967) указано, что в Союз Писателей СССР на имя его председателя т. Федина Серпухова сдано письмо Ю. Османова из г. Серпухова. 20 сентября 1967 г. представители народа передали на имя Шелепина письмо Ю. Османова «История одной провокации» (Инфомрация № 54 (15-26.09.1967г.)

 

Тогда, в середине 1960-х, выступив одним из инициаторов реабилитации Исмаила Гаспринского, Юрий Османов сознавал, какую тяжелую ношу взвалил на себя. Защищая, заново открывая для себя и соотечественников мировоззренческое наследие великого просветителя, Ю. Османов защищал и свой народ, приближая время торжества справедливости, национального равноправия.

 

И хотя об исполнении НАКАЗА народа говорить рано, мы констатируем, что идет непреложный (как любил выражаться Ю. Османов) процесс восстановления национальной целостности народа на родной земле. Идет, несмотря на саботаж и препятствия, чинимые недругами, несмотря на малодушие и предательство гнилой элиты, прикармливаемой по эстафете всеми сменяющими друг друга властями.

 

Сейчас, когда о Гаспринском много говорят и пишут (но мало вникают в сущность его мировоззрения) статьи, книги, защищают кандидатские и докторские диссертации и делают «научную карьеру», нелишне и даже необходимо напомнить о гражданском подвиге, подвижничестве и самоотверженности молодого Юрия Османова (ему тогда было 23-26 лет), первым бросившим вызов гигантской системе лжевластия и лженауки, первым из крымских татар, поднявшим голос в защиту Исмаила Гаспринского, его грандиозного и бесценного мировоззренческого наследия.

 

Реабилитация великого Исмаил-бея началась более сорока лет назад с беспримерной инициативы Юрия Бекировича Османова…

 

Асан ХУРШУТОВ,

член Кенеша (Совета) Милли Фирка

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня