Топ-10 важных событий Казахстана

Post navigation

Топ-10 важных событий Казахстана

2010 год запомнится в истории Казахстана и его внешней политики многими важными событиями. Наиболее ярким среди этих событий останется, безусловно, Астанинский саммит ОБСЕ. Но по своим стратегическим последствиям самым важным следует признать создание Таможенного союза Казахстана, России и Беларуси. Помимо этого было немало других, важных с точки зрения международных и внешнеэкономических связей событий.

Но логику всей внешней политики в 2010 году задало именно председательство РК в ОБСЕ. Как отмечал один отечественный обозреватель, задача Казахстана состояла не в том, чтобы соответствовать стандартам ОБСЕ, а в том, чтобы создать новые стандарты, соответствующие и современным реалиям, и интересам стран-членов организации. Создать при помощи тех стран, которые видят в ОБСЕ действенный механизм поддержания стабильности и обеспечения безопасности. Если не создать, то хотя бы постараться заложить какую-то основу для их появления в будущем. Как известно, девизом казахстанского председательства Президент Нурсултан Назарбаев провозгласил четыре «Т» — Trust (доверие), Tradition (традиции), Transparency (транспарентность) и Tolerance (толерантность). Можно утверждать, что Казахстан провел свое председательство именно в духе провозглашенных принципов.

Среди зарубежных визитов главы государства следует выделить участие президента республики в ядерном саммите в Вашингтоне в апреле. Историческая встреча трех президентов: американского Б.Обамы, российского Д.Медведева и казахстанского Н.Назарбаева в Вашингтоне в апреле 2010 г. на антиядерном саммите вновь напомнили нам об огромном вкладе Казахстана в ядерное нераспространение.

Во многом это стало возможным благодаря тем инициативам, с которыми Президент РК обратился к лидерам ведущих, в первую очередь ядерных держав, и в целом к мировому сообществу. Для Казахстана ядерная безопасность и нераспространение — это область, в которой Казахстан осознает свое моральное превосходство. Одновременно это истоки и суть казахстанской концепции внешней политики.

В концептуальном виде эта идея была изложена в опубликованной газетой «Известия» статье Президента Н.Назарбаева «Глобальный мир и ядерная безопасность», которую он озвучил на ядерном саммите в апреле 2010 г. В своем выступлении на саммите Нурсултан Назарбаев предложил узаконить новый формат «ядерного клуба», включив туда государства, де-факто имеющие ядерное оружие. Этот клуб и каждый его член должны взять на себя обязательства действовать исключительно по согласованию с Советом Безопасности ООН. По сути, это было революционное предложение с точки зрения традиций сохранения глобальной и стратегической безопасности.

Фактически, Казахстаном было предложено старым членам ядерного клуба отказаться от ядерного суверенитета (что, кстати, они обещали во время подготовки ДНЯО в конце 1960-х гг.). Другое предложение казахстанского президента связано с ревизией международного права в сфере нераспространения ядерного оружия. Необходимо провести экспертный анализ всех имеющихся международных актов в сфере нераспространения и борьбы с актами ядерного терроризма, свести в один программно-стратегический документ — новый универсальный договор о всеобщем горизонтальном и вертикальном нераспространении и уничтожении ядерного оружия. Такой документ призван гарантировать неприменение двойных стандартов и конкретные механизмы санкций к его нарушителям. Это предложение также носило революционный характер.

Серьезным испытанием для казахстанской внешней политики стали известные события в Кыргызстане в апреле и июне 2010 года. Фактически, они стали испытанием на прочность Казахстана не только как Председателя ОБСЕ, но и как ответственного регионального лидера. Политическая ситуация, сложившаяся в результате событий в КР с апреля по июль, была чревата многочисленными и неоднозначными последствиями для внешней политики, экономики и национальной безопасности Казахстана. Кыргызстан является ближайшим соседом Казахстаном, наиболее близким нам культурно, исторически и ментально. Этот фактор, а также такие, как непосредственное географическое соседство, специфическое международное положение КР, интересы национальной безопасности Казахстана и тесные социальные и экономические связи двух республик делали дальнейшее развитие событий в этой стране далеко небезразличным для Астаны.

Политика РК в отношении Кыргызстана выстраивалась согласно некоторым принципиальным критериям. Осуществлялась тесная координация наших действий с Россией, также крайне заинтересованной в скорейшей стабилизации КР; было доведение по дипломатическим и политическим каналам (в первую очередь использованием ресурса ОБСЕ) до всех участников политической борьбы, что Астана не допустит использование вооруженных методов и повторения кровопролития в Кыргызстане. Астаной также осуществлялась поддержка всех прогрессивных и умеренных сил в республике с целью быстрейшей стабилизации и нормализации ситуации; проводились регулярные консультации с временным руководством республики по текущим и среднесрочным вопросам дальнейшего развития, имея в виду такие цели как проведение полноценных и легитимных парламентских и президентских выборов в оптимальные для сохранения стабильности сроки. Кроме того, проводилась координация казахстанских и международных правоохранительных сил по нейтрализации киргизского криминалитета и его влияния на политическую жизнь республики.

На азиатском направлении можно выделить визит Нурсултана Назарбаева в Южную Корею, который был обставлен таким образом, чтобы обозначить выход двух стран на качественно новый уровень сотрудничества. Стороны договорились 2010 год объявить Годом Казахстана в Южной Корее, а 2011-й — Годом Южной Кореи в Казахстане. Практические итоги этого визита таковы. «Казатомпром» подписал меморандум о взаимопонимании в отношении сотрудничества в атомной отрасли с компаниями Korea Resources Corporation (KORES) и Korea Electric Power Corporation (KEPCO). Первая примет участие в разведке и добыче полезных ископаемых в нашей стране, вторая будет покупать у нас уран для своих атомных электростанций. По данным «Казатомпрома», Южная Корея — пятый по емкости рынок урана в мире, причем Казахстан обеспечивает около 26% потребностей корейских АЭС в урановом топливе.

Компания «Астана Моторс» подписала меморандум о взаимопонимании с корейской Hyundai Motor о строительстве в Казахстане завода по крупноузловой сборке малотоннажных грузовых автомобилей Hyundai. «Астана Моторс» намерена привлечь кредит для реализации проекта в рамках Программы форсированного индустриально-инновационного развития Казахстана. Национальный инновационный фонд подписал три меморандума о сотрудничестве. Совместно с Корейским институтом научной и технологической оценки и планирования фонд намерен составлять стратегические планы инновационного развития, Корейская корпорация индустриального комплекса проведет семинары и тренинги в технопарке «Алатау», а Корейская ассоциация технопарков поможет разработать пятилетний план развития сети казахстанских технологических парков.

В сфере безопасности среди знаковых событий необходимо назвать 3-й саммит СВМДА. Казахстан передал Турции пост председателя СВМДА, но сохранил контроль над Совещанием через систему партнерских организаций. К третьему саммиту СВМДА, прошедшему 8 июня в Стамбуле, Казахстан подошел в качестве действующего председателя двух крупных региональных структур континента — Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА) и Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Мандат на председательство в Совещании перешел от Казахстана к другой стране, Турции. Тем самым было продемонстрировано, что СВМДА не является чисто казахстанским проектом. Лишь на саммите в Стамбуле был задействован механизм консенсусной блокировки в экстремальной ситуации (члены Совещания осудили действия Израиля в отношении каравана судов с гуманитарной помощью для сектора Газа, но Израиль отказался поддержать включение в текст итоговой резолюции каких-либо положений, осуждающих его действия.).

Принятый в Стамбуле итоговый документ является исправленным и дополненным изданием декларации второго саммита СВМДА, принятой 17 июня 2006 года в Алматы. Исправления носят стилистический характер, а дополнения отражают изменившуюся ситуацию с региональными рисками и угрозами. Например, Афганистану в Стамбульской декларации посвящен целый раздел. Нурсултан Назарбаев в своем послании участникам форума заметил, что СВМДА быстро адаптируется к условиям меняющегося мира, последовательно развивает сотрудничество с ОБСЕ, а потому Казахстан не исключает возможности создания в перспективе «некой объединенной платформы по вопросам безопасности и доверия на всем евразийском пространстве».

На европейском направлении важным событием стал июльский визит федерального канцлера Германии А.Меркель в Астану. Казахстан дал понять, что готов поставлять свой газ в Германию по трубопроводу Набукко. В рамках визита были подписаны девять межправительственных и межведомственных, а также 34 экономических соглашения и контракта на общую сумму свыше 2 млрд. евро. Однако наиболее важным эксперты считают заявление главы Казахстана о готовности присоединиться к трансконтинентальному проекту. Как известно, одним из участников строительства трубопровода является германский концерн RWE. Естественно, Ангела Меркель заинтересована в том, чтобы этот проект состоялся. Однако пока окончательно не определена ресурсная база под него.

Усовершенствованный проект предполагает транспортировку природного газа из Каспийского региона в европейские страны в обход России — из Туркмении через Азербайджан, Грузию, Турцию, Болгарию, Венгрию, Румынию и Австрию. При этом он дополнится уже существующим газопроводом Баку-Тбилиси-Эрзерум. Причина, из-за которой Астана медлит, по словам Президента Н.Назарбаева, кроется в нерасторопности Евросоюза. Лидер нации назвал два условия, необходимых для участия Казахстана в этом проекте: проложить газопровод по дну Каспийского моря через Кавказ до Черного моря и дальше или по крайней мере на казахстанском побережье Каспия построить заводы по сжижению газа. Фактически, Казахстан выбросил пробный шар и наблюдал за реакцией Запада и Москвы. Астана поменяла тактику и начала действовать по примеру Баку, когда рассматривается несколько проектов и выбирается наиболее выгодный.

В июле состоялась неформальная встреча глав МИДов стран-членов Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Ее основным итогом стало принятие решения о проведении в Астане первого с 1999 года саммита этой организации. Еще в начале этого года против проведения саммита в Астане активно высказывались Узбекистан и США. Ситуацию с Ташкентом удалось урегулировать в марте во время встречи Нурсултана Назарбаева с Исламом Каримовым. Позднее Астане удалось заручиться и поддержкой Вашингтона.

В августе нашу республику посетил министр иностранных дел Японии Кацуя Окада. Внимание Токио направлено на активизацию деятельности японских компаний в освоении месторождений энергоносителей в Казахстане и других республик региона. Вопросы сотрудничества в атомной сфере также были основными в ходе визита Кацуя Окада в Астану. Президент Нурсултан Назарбаев в дни пребывания в Токио летом 2008 года сформулировал схему сотрудничества: «У нас есть уран, у вас — высокие технологии». Этот курс выдерживается и сегодня. Создано совместное японско-казахское предприятие SARECO по добыче редких и редкоземельных металлов. Проблема в доставке казахстанского урана в Японию. Почти весь уран, предназначаемый для Японии, вывозится через Санкт-Петербург в США, Канаду и Францию для обогащения, и только после этого попадает в Страну восходящего солнца. При этом лишь незначительная часть ядерного топлива обогащается в России. Сейчас разрабатывается проект восточного пути доставки казахстанского урана в Японию. Планируется, что он пройдет через Дальний Восток. В обмен Япония намерена предложить обогащать весь импортируемый из Казахстана уран в России.

Японский интерес сохраняется и к нефтегазовой отрасли региона. В Казахстане одним из примеров подобного сотрудничества стала деятельность в Каспийском море японской корпорации JOGMEC, которая активно сотрудничает с национальной компанией «КазМунайГаз». Японская компания на разведывательные работы на шельфе Северного Каспия уже истратила около 200 млн. долл.

На российском направлении важнейшим событием стала сентябрьская встреча президентов двух стран в Усть-Каменогорске, которые подписали 27 соглашений, затронувшие практически все сферы экономик Казахстана и России. В целом Казахстан и Россия в течение уходящего года активно взаимодействовали как на двустороннем уровне, так и в многостороннем формате.

И наконец, Астанинский саммит стал впечатляющим завершением не только уходящего года, но и целой эпохи в истории внешней политики Казахстана. Наша страна доказала, что является ответственным членом международного сообщества и способна проводить встречи такого уровня.

В целом 2010 год стал временем обновления казахстанской внешней политики, ее основных направлений, целей и задач, что свидетельствует о начавшемся переходе Казахстана из разряда региональных держав в группу крупных международных игроков, то есть на более высокую и более значимую ступень в мировой табели о рангах. Фактически, Казахстан уже выходит за рамки Центральной Азии. Для мирового сообщества Казахстан — ответственное евразийское государство со своими интересами и здоровыми амбициями.

quorum.kz

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня