95-летию Аметхана посвящается

Post navigation

95-летию Аметхана посвящается

В воздухе любого аса люфтваффе Аметхан воспринимал прежде всего как врага — а потому и жертвой своей. Сокол из Алупки чувствовал себя крайне неуютно, когда в безбрежном небе кроме него летал еще кто-то, тем более враг, которого надо только истреблять. И он был корифеем технологии истребления вражеских летательных аппаратов.

Крымские татары у памятника Аметхану Султану в Алупке

По признаниям лучших гранд-пилотов, Аметхан был супер-истребителем. Свидетелей — хоть пруд пруди: от наших асов, пилотов «Нормандия-Неман» до асов люфтваффе…

 

В небе Аметхан трассирующим огнем безжалостно «помогал» врагу найти землю — «привет» от крутого алупкинского истребителя. Иногда сопровождал противника крепким словцом: «Не уйдешь, сука!.. Я буду охотиться за вами, пока не освобожу небо над Берлином…». И, если случалось, в азарте воздушного боя расходовал весь боекомплект, то не раздумывая, шел на таран или изматывал противника лобовой атакой…

 

Иногда просил ведомого: «Прикрой, Серёжа…» или «Отвлеки этого гада на себя, Лёша» и щедро засчитывал сбитого в группе врага — на их счет.

 

Многие возмущаются — почему Аметхан дважды Герой? Он трижды, четырежды…

 

Напрасно, разве количество наград может отразить качественную сторону этого Особого Героя войны? И даже Сталин искренне восхищался им, считал Амехана Богом неба…

 

А вот супостаты предупреждением в микрофон: «Ахтунг! В небе — Аметхан» — разжигали в нем азарт и жажду испить настоящую Победу — «Аметханскую!». Так выразился его старый друг Аскер ага Бадахов, ингуш, живший в Ташкенте на проспекте Шота Руставели, рядом с парком имени Кирова, прямо над магазином «Радость».

 

Аметхан забежал погостить к друга, когда прилетал навестить родственников в Самарканде и Китабе. Там же на народном собрании огласили Наказ народа, которым до самой катастрофы в феврале 1971 года, Аметхан жил, подписывая обращения народа к руководителям государства…

 

Страшное известие о гибели Аметхана Султана застало меня, так и оставшегося в своих мечтах быть, как Аметхан, военным летчиком, в навоинском ЗЭК-лагере с переломанной ногой не на войне, а на третьей очереди Навоинского химзавода, где, буквально до меня отбывали «наказание» Роллан Кадыев, Нариман Кадыров, Решат Байрамов, Зейтулла Ибраимов и другие ребята по статье 191-4.

 

Со мной-то разобрались — дважды реабилитировали Президиумом Верховного Суда Узбекистана…

 

Но ведь ни Аметхан, ни наш народ по сей день по-настоящему не реабилитированы. Из-за этого и симферопольский аэропорт не назван светлым именем Аметхана Султана…

 

Когда же все это безобразие кончится?..

 

Нурфет Мурахас,

Алушта

25 октября 2015 г.

 

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня