Крым оказался в ловушке

Post navigation

Крым оказался в ловушке

Бедные россияне в Крым не едут, потому что они в этом году не отдыхают вообще, а готовых платить — не устраивает цена-качество. В результате отели полуострова не смогли воспользоваться ростом внутреннего туризма, на котором в этом сезоне отлично заработал Сочи.

По отзывам участников рынка и жителей курортных поселков, сезон-2016 - «гораздо хуже» прошлого

По отзывам участников рынка и жителей курортных поселков, сезон-2016 — «гораздо хуже» прошлого. Винят в этом подорожавшие авиабилеты, общий кризис в РФ и неадекватные запросы крымских отельеров, из-за которых туристы, по словам министра курортов и туризма Крыма Стрельбицкого, «бегут к частникам». А чтобы не бежали, надо снижать цены, говорит он.

По данным JLL в августе этгого года заполняемость крымских отелей оказалась на 10-15% хуже прошлогодней. В то же время по всей остальной Росссии наблюдается, если не туристический бум, то нечто к нему близкое. Заполняемость сочинских отелей в августе составила рекоордные за три последних года 75%, что позволило местным отельерм поднять цену размещения на 40%. Похожая картина — в отелях Питера и Москвы.

Что же не так с Крымом?

За минувшие четверть века число туристов в Крыму падало и росло не раз, но в целом тренд однозначный: падение. Каждый сезон в Крыму начинается с намерений побить рекорд по числу туристов — и каждый сезон прогнозы не сбываются. При Украине Крым безуспешно пытался бить советские рекорды, при РФ пытается бить украинские — и тоже без особого успеха. В этом году власти уже отчитались о 4,6 млн отдохнувших, но до собственного ориентира в 6 млн вряд ли дотянут.

Разгадка кроется в статистике ВЦИОМ, по данным которого почти половина россиян не брала отпуск летом 2016 года. По сравнению с прошлым годом доля тех, кто свободные летние дни провел дома, увеличилась с 13% до 20%. Около половины отдыхающих (46%) провели отпуск на дачных участках. Каждый шестой (17%) посетил один из уголков России. Отдохнуть на берегах Черного моря, согласно данным опроса, смогли более 10%, на курортах Краснодарского края побывали 11%, в Крыму — 4%.

А Крым как раз на таких и был ориентирован последние 20 с лишним лет. Людей с деньгами все эти годы на Украине было гораздо меньше, чем в избалованной высокими ценами на сырье РФ. Немногочисленные украинские богачи летали в Доминикану и Европу, а крымчанам приходилось ориентироваться на хоть и поднакопивших жирок, но экономных и прижимистых обывателей Днепропетровска, Винницы и Черкасс.

Именно на них были расчитаны все эти «элитные» эллинги в Коктебеле, канализация из которых сливалась прямо в манящую воду у ног; громоздящиеся друг на друга хибарки Симеиза и Кацивели с коммунальным бытом и нравами.

Нет слов, все это мило и поэтично — если ты преисполнен ностальгии по советской молодости или приехал отдыхать «зи своими огиркамы та свынячкою». Но россиянин избалован. Это не значит, что он чем-то лучше, умнее или душевнее — он просто избалован. Он повидал заграницу, он знает, как можно на этом вот самом месте сделать лучше, и удивлен почему это не сделано, и почему по сравнению с украинскими временами это стало так дорого стоить.

Есть, конечно, и другой, совсем бедный россиянин. Таких много, в абсолютном выражении — гораздо больше, чем на Украине. Эти люди потенциально готовы быть поклонниками абсолютно всего, что можно увидеть в Крыму: шалманов на Ай-Петри, какофонии и ларьков на набережной Коктебеля. Но они попадают в Крым либо по профсоюзным путевкам, которые привязывают их намертво к ведомственным санаториям, либо не попадают вовсе.

Вот и получается, что денежным россиянам Крыму мало что можно предложить, а безденежные в кризис до него просто не доезжают — тем более, что этим летом и авиабилеты перестали субсидировать.

Чтобы изменить ситуацию, нужно менять всю курортную инфраструктуру, сложившуюся за последние два десятилетия. Возможно ли это вообще? За счет госбюджета РФ — точно нет. Средств ФЦП едва ли хватит на модернизацию критически важных объектов инфраструктуры.

Вкладываться в курорты должны частные инвесторы, и они вкладываются. Но вкладываются в отдельные объекты, которые они выкупают или берут в аренду на длительный срок. Ремонтировать прилегающие к этим объектам поселки и города никто из частников не будет. А у государства уже Резервный фонд близок к исчерпанию.

Пора признать, что Крым оказался в ловушке: людей, для которых все здесь построено, уже нет, а те, что есть, согласны жертвовать привычными представлениями о комфорте только в обмен на дешевизну — которой нет тоже. Крым сегодня — как обидчивый мещанин во дворянстве, с мещанскими манерами и дворянским ценником.

Когда гости с материка говорят, что Крым недооценен, владельцам местных курортных бизнесов не стоит обольщаться: имеется в виду природа. Три года назад россияне легко мирились с изъянами сервиса, ибо то, что было дорого по украинским меркам, казалось им доступным.

Теперь в столовой самообслуживания в Рыбачьем борщ, кусок трески с картошкой и компот стоят 500 рублей. Столовая расположена на краю дороги, дорога идет вдоль пляжа, нечистоты льются прямо в море, которого не видно из-за беспорядочной застройки; кругом фавелы, живописные только с горы.

Цивилизация еще не началась, уединение уже кончилось — за что здесь платить?

Источник: http://primechaniya.ru

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня